Вход Регистрация
 

Аналитика и комментарии

11 декабря 2014

гуманитарный финансист

П. МОРСИН: «Мы строим лучший частный банк в России. И каждый в нашей команде нацелен превосходить ожидания клиентов. Только так мы добьемся поставленной цели»

Вице-президент БИНБАНКа, председатель совета директоров «БИНБАНК кредитные карты» Петр Морсин рассказал NBJ о том, какими качествами должен обладать топ-менеджер для достижения поставленной цели.

NBJ: Петр, Вы имеете богатый опыт руководства крупными российскими банками. Как начиналась Ваша управленческая карьера?

П. МОРСИН: Изначально меня больше интересовали гуманитарные науки. Возможно, я бы не занялся экономикой, финансами, банковским бизнесом, если бы мое профессиональное становление пришлось на другой период. Во многом именно эпоха, внешняя среда формирует сферу увлечений человека.

Я хотел стать востоковедом, мечтал выучить японский и китайский языки, много читал. Но заработать в 1990-е годы, будучи специалистом-гуманитарием, было сложно. По совету и при содействии своего наставника Станислава Вайнштейна я устроился стажером в банк – и не пожалел. К слову сказать, изначально в кредитных организациях работали только специалисты с высшим образованием, попасть на работу именно в кредитный отдел банка было непросто.

NBJ: Как Вы начали руководить?

П. МОРСИН: Придя на работу в кредитную организацию, я практически сразу начал общаться с представителями крупных холдингов, наиболее успешные из которых умножали в то время свои капиталы. Я перенимал их опыт, быстро развивался, приходил к пониманию того, как устроен деловой мир. Сначала я был руководителем отдела, потом начальником управления. В возрасте 24 лет я стал зампредом банка – тогда время позволяло быстро расти.

NBJ: В одном интервью Вы сказали о том, что человек постоянно меняется. Вы изменились как руководитель, скажем, за последние десять лет?

П. МОРСИН: Во-первых, с опытом я стал рассудительнее. Десять лет назад я был более решительным и менее болезненно относился к ошибкам. Во-вторых, с возрастом я начал отчетливо понимать, что нельзя уделять внимание только профессиональной стороне жизни. Необходимо развивать свой духовный мир, заботиться о здоровье. Зацикленность на бизнесе делает человека неполноценным и несчастным. 

NBJ: Сказывается ли Ваш опыт работы на количестве управленческих ошибок?

П. МОРСИН: Ошибки даются нам не для того, чтобы мы сокрушались из-за них, а для того, чтобы мы становились более компетентными. Этот подход отличает успешного человека от неуспешного. Необходимо складывать ошибки в специальный багаж, это позволяет расти и развиваться.

Кроме того, важно помнить, что все относительно: сегодняшняя ошибка завтра может обернуться успехом. А успех на короткой дистанции может превратиться в ошибку на длинном пути. Любое управленческое решение – палка о двух концах. Вы покупаете что-то, а через десять лет понимаете, что товар обесценился, то есть делаете ошибку. Но бывают другие ситуации: вы покупаете что-то, как говорится, за копейки и через десять лет становитесь богатым.

Нет таких ошибок прошлого, из-за которых я до сих пор переживаю. Если я сотрудничал с кем-либо, будь то руководитель или подчиненный, и это стало моей управленческой ошибкой, то я испытываю благодарность к этим людям за уроки, которые они мне преподали.

Расстраиваюсь из-за промахов, как любой нормальный человек и менеджер, нацеленный на успех. Эту черту изжить не удалось. Но важно не просто переживать – эмоции ни к чему, скажем так, не пришьешь. Важно делать правильные выводы и двигаться дальше.

NBJ: Хорошая команда – важная составляющая успешного банковского бизнеса. Какие требования к нынешней команде БИНБАНКа Вы предъявляете? Прощаете ли своим сотрудникам ошибки?

П. МОРСИН: Я отвечаю за ту часть команды, которая развивает розничное направление бизнеса, работу с малым и средним бизнесом, региональный бизнес БИНБАНКа, а также за комплекс маркетинга и инфраструктуру банка. Кроме того, в сферу моей ответственности входят «БИНБАНК кредитные карты» и «БИН Страхование». Эти команды имеют прямое отношение ко мне, но являются при этом, что принципиально важно, частью одной большой команды президента БИНБАНКа Микаила Шишханова.

Для меня очень важно, как именно я управляю. Я сторонник того, чтобы любые решения принимались в дискуссионном формате. У нас есть главный управляющий комитет банка, в нем работают не только сотрудники центрального аппарата, но и главы региональных отделений, представители «БИНБАНКа кредитные карты» и «БИН Страхования». Комитет включает как постоянный, так и избираемый на год состав. Мы вместе принимаем большую часть решений по управлению вверенным нам бизнесом.

В БИНБАНКе работают люди, пришедшие в том числе из ретейла, FMCG-сегмента, небанковских структур. Нельзя говорить о какой-то мифической команде нашей группы. Тем не менее я не теряю связи с сотрудниками банка.

Я, можно сказать, живу в самолетах, бываю в разных частях нашей региональной сети. Предпочитаю выезжать на место, лично разбирать ситуации, самостоятельно выбирать руководителей бизнеса в регионах. Это эффективнее, чем выдергивать сотрудников в Москву и проводить бюрократические заслушивания.

Каждый руководитель в регионе знает, что всегда может напрямую обратиться ко мне, если его непосредственное руководство не смогло решить ту или иную проблему. Общение 24 часа в сутки семь дней в неделю – элемент нашего стиля управления.

NBJ: Куда Вы летали по работе в последний раз?

П. МОРСИН: Последние две-три недели в Сочи, Нижний Новгород, Ульяновск, Калининград, Екатеринбург. Как правило, я летаю два раза в неделю. Но сейчас частота перелетов выше, потому как проходят традиционные региональные сессии в рамках финансового планирования 2015 года.

NBJ: Какими качествами и компетенциями должен обладать современный руководитель?

П. МОРСИН: Цельность и доступность, отчасти даже простота для восприятия, что называется, широких масс. Нельзя все просчитывать и разъяснять только сухим языком цифр. При этом я всегда стараюсь прочувствовать бизнес-решения, подкрепленные точными математическими расчетами. Коммуникабельность важна для общения с персоналом, клиентами, партнерами. Необходимо понимать и чувствовать людей. Чем выше профессиональный уровень топ-менеджера, тем больше времени он должен уделять общению с сотрудниками. По мере профессионального роста важно учиться точно формулировать свои мысли, корректно доносить их до адресата, чтобы вдохновлять и воодушевлять его. В этом мне очень помогает гуманитарное начало.

Банковский бизнес сегодня немыслим без маркетинга. Банк – это своего рода сервисная компания, которой не обойтись без креатива. Вчерашние идеи сегодня никому не нужны, нельзя продавать прошлогодний снег.

Еще одно неотъемлемое для руководителя качество – добиваться внятных и признаваемых другими людьми результатов. Если каждый участник команды будет выполнять свои обязанности с нацеленностью превосходить ожидания клиентов и коллег, то банк будет процветать. Мне, по сути, не столь важно, что и как делает менеджер, но важно, какой результат он при этом получает. Многие люди любят красиво рассказывать о своей работе, выигрышно преподносить информацию. Я не обращаю на это внимание, для меня важна результативность.

Считаю глупостью, когда к человеку предъявляют слишком формализованные требования: будь семи пядей во лбу, знай не менее двух языков, имей кучу дипломов. Для меня важно, чтобы ценности работника не противоречили нормам морали, библейским заповедям. Пожалуй, это единственное ограничение. Я сам много учусь. Образование, безусловно, важно, но не является бесспорным свидетельством того, что вы нашли лучшего менеджера. Сотрудник познается через опыт, личные результаты. У меня вызывает улыбку ситуация, когда специалисты по менеджменту перечисляют качества, превращающие человека в нечто неземное. Некоторые, условно говоря, гуру менеджмента утверждают, что современный менеджер должен владеть тремя-пятью иностранными языками. Это несерьезно.

Конечно, я предпочитаю работать с интеллектуалами – ребята из команды БИНБАНКа таковыми и являются. Но жизненное правило гласит: менее интеллектуальный, но более мотивированный сотрудник получает лучшие результаты, чем немотивированный, но суперинтеллектуальный человек.

NBJ: Вы сказали, что много учитесь. Какие учебные заведения Вы можете порекомендовать начинающим и уже состоявшимся руководителям?

П. МОРСИН: Я много читаю и занимаюсь своего рода самообразованием – считаю это самым эффективным. При этом я прошел курс MBA в Лондонской школе бизнеса, бизнес-школе INSEAD.
Из российских бизнес-школ могу посоветовать бизнес-школу Samolov Group. На определенном этапе развития для руководителя очень полезны курсы, которые она предлагает. Я десять лет работаю с ее вице-президентом Юрием Самоловым, с которым поддерживаю партнерские отношения. Помню, как в 2005 году его бизнес-школа – тогда она назывались «Самолов и Самолова» – начала проводить директорские курсы. Я выступал их созаказчиком в качестве зампреда по регионам одного крупного российского банка. В свое время мы обеспечили знаниями большинство руководителей по всей стране, обучили их навыкам эффективного управления, рассказали о менеджменте. Сегодня могу отметить, что команда Samolov Group значительно выросла. Кроме того, в бизнес-школе соблюдается приятное для меня соотношение цены и качества услуг.

Должен все-таки отметить, что лучшее учебное заведение для руководителя – это взаимодействие с успешными людьми, практика, подкрепленная правильной бизнес-литературой. Президент БИНБАНКа Микаил Шишханов объездил практически весь мир в поисках новых решений. Члены нашей команды регулярно посещают самые успешные банки, например Турции, Испании, Италии, Польши, Бразилии, Венгрии, чтобы перенять опыт, изучить устройство карточного бизнеса в других странах.

Хорошее подспорье для управленца – книга Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей». Многие недооценивают значение для современного менеджера данной книги, не изучив материал. Я же могу сказать, что это лучшая из написанных книг по саморазвитию в целом и по менеджменту в частности. 

NBJ: Петр, скажите, пожалуйста, несколько слов о Ваших профессиональных планах.

П. МОРСИН: Мои планы связаны с ключевой задачей БИНБАНКа – построить лучший российский частный банк. Мы динамично и вдумчиво растем: на сегодняшний день, к примеру, по срочным вкладам населения мы уже стали одной из крупнейших кредитных организаций. А построить лучший частный банк – достойная цель, которая объединяет всех участников нашей команды.  

 

СПРАВКА

Петр Морсин родился 9 сентября 1978 года в Новосибирске. Окончил Новосибирский государственный университет экономики и управления по специальности «Экономика». Прошел обучение (по программе MBA) в INSEAD и Лондонской школе бизнеса. Имеет более чем 12-летний опыт руководства крупными российскими банками.
До работы в БИНБАНКе с 2010 по 2012 год работал в Сбербанке России заместителем председателя правления Северо-Западного банка (г. Санкт-Петербург). В 2005–2010 годы занимал должность заместителя генерального директора, председателя правления в ОАО «УРСА Банк» (ныне ОАО «МДМ Банк»). До 2005 года был заместителем председателя правления ОАО «Дальвнешторгбанк» (ныне ПАО «Восточный экспресс банк»).

 

Всего проголосовало: 1

10.0

беседовала Анна Кислицына

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи

Мы в сетевых сообществах: 

Голосование

Как вы считаете, новый механизм оздоровления банков, предложенный ЦБ РФ

Загрузка результатов голосования. Пожалуйста подождите...
Все голосования

Календарь мероприятий

Ближайшие мероприятия

Видео

30 марта 2017 года состоялся Весенний Интеллектуальный Кубок «Самый интеллектуальный банк» и «Самая интеллектуальная компания в финансовой сфере»

В роли ведущего выступил Виктор Сиднев - обладатель Хрустальной совы и звания Лучшего капитана клуба «Что? Где? Когда?».

Яндекс.Метрика