Аналитика и комментарии

11 декабря 2014

гуманитарный финансист

Вице-президент БИНБАНКа, председатель совета директоров «БИНБАНК кредитные карты» Петр Морсин рассказал NBJ о том, какими качествами должен обладать топ-менеджер для достижения поставленной цели.

NBJ: Петр, Вы имеете богатый опыт руководства крупными российскими банками. Как начиналась Ваша управленческая карьера?

П. МОРСИН: Изначально меня больше интересовали гуманитарные науки. Возможно, я бы не занялся экономикой, финансами, банковским бизнесом, если бы мое профессиональное становление пришлось на другой период. Во многом именно эпоха, внешняя среда формирует сферу увлечений человека.

Я хотел стать востоковедом, мечтал выучить японский и китайский языки, много читал. Но заработать в 1990-е годы, будучи специалистом-гуманитарием, было сложно. По совету и при содействии своего наставника Станислава Вайнштейна я устроился стажером в банк – и не пожалел. К слову сказать, изначально в кредитных организациях работали только специалисты с высшим образованием, попасть на работу именно в кредитный отдел банка было непросто.

NBJ: Как Вы начали руководить?

П. МОРСИН: Придя на работу в кредитную организацию, я практически сразу начал общаться с представителями крупных холдингов, наиболее успешные из которых умножали в то время свои капиталы. Я перенимал их опыт, быстро развивался, приходил к пониманию того, как устроен деловой мир. Сначала я был руководителем отдела, потом начальником управления. В возрасте 24 лет я стал зампредом банка – тогда время позволяло быстро расти.

NBJ: В одном интервью Вы сказали о том, что человек постоянно меняется. Вы изменились как руководитель, скажем, за последние десять лет?

П. МОРСИН: Во-первых, с опытом я стал рассудительнее. Десять лет назад я был более решительным и менее болезненно относился к ошибкам. Во-вторых, с возрастом я начал отчетливо понимать, что нельзя уделять внимание только профессиональной стороне жизни. Необходимо развивать свой духовный мир, заботиться о здоровье. Зацикленность на бизнесе делает человека неполноценным и несчастным. 

NBJ: Сказывается ли Ваш опыт работы на количестве управленческих ошибок?

П. МОРСИН: Ошибки даются нам не для того, чтобы мы сокрушались из-за них, а для того, чтобы мы становились более компетентными. Этот подход отличает успешного человека от неуспешного. Необходимо складывать ошибки в специальный багаж, это позволяет расти и развиваться.

Кроме того, важно помнить, что все относительно: сегодняшняя ошибка завтра может обернуться успехом. А успех на короткой дистанции может превратиться в ошибку на длинном пути. Любое управленческое решение – палка о двух концах. Вы покупаете что-то, а через десять лет понимаете, что товар обесценился, то есть делаете ошибку. Но бывают другие ситуации: вы покупаете что-то, как говорится, за копейки и через десять лет становитесь богатым.

Нет таких ошибок прошлого, из-за которых я до сих пор переживаю. Если я сотрудничал с кем-либо, будь то руководитель или подчиненный, и это стало моей управленческой ошибкой, то я испытываю благодарность к этим людям за уроки, которые они мне преподали.

Расстраиваюсь из-за промахов, как любой нормальный человек и менеджер, нацеленный на успех. Эту черту изжить не удалось. Но важно не просто переживать – эмоции ни к чему, скажем так, не пришьешь. Важно делать правильные выводы и двигаться дальше.

NBJ: Хорошая команда – важная составляющая успешного банковского бизнеса. Какие требования к нынешней команде БИНБАНКа Вы предъявляете? Прощаете ли своим сотрудникам ошибки?

П. МОРСИН: Я отвечаю за ту часть команды, которая развивает розничное направление бизнеса, работу с малым и средним бизнесом, региональный бизнес БИНБАНКа, а также за комплекс маркетинга и инфраструктуру банка. Кроме того, в сферу моей ответственности входят «БИНБАНК кредитные карты» и «БИН Страхование». Эти команды имеют прямое отношение ко мне, но являются при этом, что принципиально важно, частью одной большой команды президента БИНБАНКа Микаила Шишханова.

Для меня очень важно, как именно я управляю. Я сторонник того, чтобы любые решения принимались в дискуссионном формате. У нас есть главный управляющий комитет банка, в нем работают не только сотрудники центрального аппарата, но и главы региональных отделений, представители «БИНБАНКа кредитные карты» и «БИН Страхования». Комитет включает как постоянный, так и избираемый на год состав. Мы вместе принимаем большую часть решений по управлению вверенным нам бизнесом.

В БИНБАНКе работают люди, пришедшие в том числе из ретейла, FMCG-сегмента, небанковских структур. Нельзя говорить о какой-то мифической команде нашей группы. Тем не менее я не теряю связи с сотрудниками банка.

Я, можно сказать, живу в самолетах, бываю в разных частях нашей региональной сети. Предпочитаю выезжать на место, лично разбирать ситуации, самостоятельно выбирать руководителей бизнеса в регионах. Это эффективнее, чем выдергивать сотрудников в Москву и проводить бюрократические заслушивания.

Каждый руководитель в регионе знает, что всегда может напрямую обратиться ко мне, если его непосредственное руководство не смогло решить ту или иную проблему. Общение 24 часа в сутки семь дней в неделю – элемент нашего стиля управления.

NBJ: Куда Вы летали по работе в последний раз?

П. МОРСИН: Последние две-три недели в Сочи, Нижний Новгород, Ульяновск, Калининград, Екатеринбург. Как правило, я летаю два раза в неделю. Но сейчас частота перелетов выше, потому как проходят традиционные региональные сессии в рамках финансового планирования 2015 года.

NBJ: Какими качествами и компетенциями должен обладать современный руководитель?

П. МОРСИН: Цельность и доступность, отчасти даже простота для восприятия, что называется, широких масс. Нельзя все просчитывать и разъяснять только сухим языком цифр. При этом я всегда стараюсь прочувствовать бизнес-решения, подкрепленные точными математическими расчетами. Коммуникабельность важна для общения с персоналом, клиентами, партнерами. Необходимо понимать и чувствовать людей. Чем выше профессиональный уровень топ-менеджера, тем больше времени он должен уделять общению с сотрудниками. По мере профессионального роста важно учиться точно формулировать свои мысли, корректно доносить их до адресата, чтобы вдохновлять и воодушевлять его. В этом мне очень помогает гуманитарное начало.

Банковский бизнес сегодня немыслим без маркетинга. Банк – это своего рода сервисная компания, которой не обойтись без креатива. Вчерашние идеи сегодня никому не нужны, нельзя продавать прошлогодний снег.

Еще одно неотъемлемое для руководителя качество – добиваться внятных и признаваемых другими людьми результатов. Если каждый участник команды будет выполнять свои обязанности с нацеленностью превосходить ожидания клиентов и коллег, то банк будет процветать. Мне, по сути, не столь важно, что и как делает менеджер, но важно, какой результат он при этом получает. Многие люди любят красиво рассказывать о своей работе, выигрышно преподносить информацию. Я не обращаю на это внимание, для меня важна результативность.

Считаю глупостью, когда к человеку предъявляют слишком формализованные требования: будь семи пядей во лбу, знай не менее двух языков, имей кучу дипломов. Для меня важно, чтобы ценности работника не противоречили нормам морали, библейским заповедям. Пожалуй, это единственное ограничение. Я сам много учусь. Образование, безусловно, важно, но не является бесспорным свидетельством того, что вы нашли лучшего менеджера. Сотрудник познается через опыт, личные результаты. У меня вызывает улыбку ситуация, когда специалисты по менеджменту перечисляют качества, превращающие человека в нечто неземное. Некоторые, условно говоря, гуру менеджмента утверждают, что современный менеджер должен владеть тремя-пятью иностранными языками. Это несерьезно.

Конечно, я предпочитаю работать с интеллектуалами – ребята из команды БИНБАНКа таковыми и являются. Но жизненное правило гласит: менее интеллектуальный, но более мотивированный сотрудник получает лучшие результаты, чем немотивированный, но суперинтеллектуальный человек.

NBJ: Вы сказали, что много учитесь. Какие учебные заведения Вы можете порекомендовать начинающим и уже состоявшимся руководителям?

П. МОРСИН: Я много читаю и занимаюсь своего рода самообразованием – считаю это самым эффективным. При этом я прошел курс MBA в Лондонской школе бизнеса, бизнес-школе INSEAD.
Из российских бизнес-школ могу посоветовать бизнес-школу Samolov Group. На определенном этапе развития для руководителя очень полезны курсы, которые она предлагает. Я десять лет работаю с ее вице-президентом Юрием Самоловым, с которым поддерживаю партнерские отношения. Помню, как в 2005 году его бизнес-школа – тогда она назывались «Самолов и Самолова» – начала проводить директорские курсы. Я выступал их созаказчиком в качестве зампреда по регионам одного крупного российского банка. В свое время мы обеспечили знаниями большинство руководителей по всей стране, обучили их навыкам эффективного управления, рассказали о менеджменте. Сегодня могу отметить, что команда Samolov Group значительно выросла. Кроме того, в бизнес-школе соблюдается приятное для меня соотношение цены и качества услуг.

Должен все-таки отметить, что лучшее учебное заведение для руководителя – это взаимодействие с успешными людьми, практика, подкрепленная правильной бизнес-литературой. Президент БИНБАНКа Микаил Шишханов объездил практически весь мир в поисках новых решений. Члены нашей команды регулярно посещают самые успешные банки, например Турции, Испании, Италии, Польши, Бразилии, Венгрии, чтобы перенять опыт, изучить устройство карточного бизнеса в других странах.

Хорошее подспорье для управленца – книга Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей». Многие недооценивают значение для современного менеджера данной книги, не изучив материал. Я же могу сказать, что это лучшая из написанных книг по саморазвитию в целом и по менеджменту в частности. 

NBJ: Петр, скажите, пожалуйста, несколько слов о Ваших профессиональных планах.

П. МОРСИН: Мои планы связаны с ключевой задачей БИНБАНКа – построить лучший российский частный банк. Мы динамично и вдумчиво растем: на сегодняшний день, к примеру, по срочным вкладам населения мы уже стали одной из крупнейших кредитных организаций. А построить лучший частный банк – достойная цель, которая объединяет всех участников нашей команды.  

 

СПРАВКА

Петр Морсин родился 9 сентября 1978 года в Новосибирске. Окончил Новосибирский государственный университет экономики и управления по специальности «Экономика». Прошел обучение (по программе MBA) в INSEAD и Лондонской школе бизнеса. Имеет более чем 12-летний опыт руководства крупными российскими банками.
До работы в БИНБАНКе с 2010 по 2012 год работал в Сбербанке России заместителем председателя правления Северо-Западного банка (г. Санкт-Петербург). В 2005–2010 годы занимал должность заместителя генерального директора, председателя правления в ОАО «УРСА Банк» (ныне ОАО «МДМ Банк»). До 2005 года был заместителем председателя правления ОАО «Дальвнешторгбанк» (ныне ПАО «Восточный экспресс банк»).

 

беседовала Анна Кислицына
Поделиться:
 

Возврат к списку