Аналитика и комментарии
первому коммерческому банку новой России исполняется 25 лет
Старейший из российских банков, банк «Викинг», на протяжении 25 лет предан своей стратегии развития, работая в реальном секторе экономики. О том, как благодаря собственной системе финансовой безопасности банк преодолел все кризисы и невзгоды, рассказал в интервью NBJ бессменный председатель правления ЗАО «КАБ «Викинг» Алексей УСТАЕВ.
NBJ: Алексей Яковлевич, «Викинг» является первым коммерческим банком новой России: история его существования насчитывает уже 25 лет. Как создавался банк? Что было заложено в основу его деятельности?
А. УСТАЕВ: В августе 1988 года в СССР начался период преобразования отраслевых госбанков в коммерческие.
Именно тогда в Ленинграде в качестве эксперимента был создан первый частный коммерческий банк России - «Викинг». Банку была выдана лицензия № 2 (первая была выдана банку в Казахстане, который обанкротился в 1990-х годах). С этого момента началась эпоха формирования банковской системы новой России. Мы поставили перед собой задачу работать с реальным сектором экономики. В основу деятельности банка «Викинг» с самого начала был заложен принцип комплексного подхода и корпоративного обслуживания. Работа с реальным сектором была в то время непопулярна, так как не приносила быстрых денег, а требовала большой и сложной работы в условиях меняющегося законодательства. Такие условия требовали больших трудозатрат и наличия специалистов, которых не было на рынке в достаточном количестве. В банке «Викинг» мы собрали команду профессионалов из различных отраслей, которая была способна помочь «красным» директорам адаптироваться в переходный период. В эту команду входили такие государственники, как А. А. Курков (в разное время руководитель главка КГБ и МВД по Ленинграду), В. П. Халанский (основатель современной банковской системы Санкт-Петербурга) и другие выдающиеся личности. Это и стало той основой, которая дала нам и нашим партнерам возможность преодолеть экономические кризисы. В условиях развития и становления новой России 25 лет - это не просто юбилейная дата, а целая эпоха, которую банк успешно прошел, неся ответственность не только за себя, но и за своих клиентов и партнеров.
NBJ: Клиенты банка говорят об особом подходе и об уникальности банка «Викинг». В чем она заключается?
А. УСТАЕВ: В банке «Викинг» еще в 1990-х годах была создана собственная система финансовой безопасности для обслуживания корпоративных клиентов промышленных предприятий с целью защиты бизнеса от внешних рисков. С этой целью была организована двухуровневая модель, включающая в себя профессиональную команду специалистов финансового профиля, работающих в банке «Викинг», и специально созданные и привлекаемые на условиях аутсорсинга узкоспециализированные компании-партнеры, оказывающие юридическое, экономическое, налоговое, консалтинговое, ИТ-сопровождение бизнеса и обеспечивающие экономическую безопасность и страхование предприятий, а также мониторинг заемщика не только на стадии выдачи кредита, но и в процессе выполнения им бизнес-плана в условиях меняющейся конъюнктуры рынка. Наверное, в этом и есть отличие банка «Викинг» от других кредитных организаций.
NBJ: Не могли бы вы рассказать об особенностях работы в период 1990-х годов, а также о секрете стабильности и долголетия банка «Викинг»?
А. УСТАЕВ: На рубеже 1980-х и 1990-х годов инфляция и обесценивание денег измерялись сотнями процентов, а проценты по банковским кредитам были еще выше. В этот период беспредел и бесконтрольность царили и в банковском сообществе. Преобразованные из госбанков новоявленные коммерческие банки, с одной стороны, выдавали кредиты под высокие проценты, формально не утруждая себя никаким мониторингом заемщиков. С другой стороны, в погоне за легкой прибылью кредитные организации охотно проводили спекулятивные, высокорискованные сделки с ценными бумагами, что неминуемо приводило к потере ликвидности, многомесячной задержке зарплаты, падению производства и, как следствие, банкротству и предприятий, и банков. На этом фоне «Викинг» с момента своего создания определил главные принципы деятельности - это активная работа с реальным сектором экономики и полный отказ от рискованных операций. Успех любого бизнеса - это его положительная репутация, а банк без репутации если и может просуществовать, то недолго.
«Викинг» никогда не участвовал в сомнительных схемах, не занимался обналичиванием и отмыванием. Благодаря такой стратегии мы выжили. Это и есть секрет нашей стабильности и долголетия.
NBJ: Каким направлениям бизнеса банка вы уделяете наибольшее внимание, а какие планируете развивать в среднесрочной перспективе? Как вы совершенствуете технологическую базу?
А. УСТАЕВ: В свое время банк «Викинг» одним из первых в Санкт-Петербурге начал предлагать собственную систему электронных платежей через Интернет «Viking Internet Payment System» (VIP-System), причем не только для корпоративных клиентов, но и для физических лиц. Мы наращиваем количество услуг, предоставляемых с помощью интернет-банкинга, мобильных сервисов, развиваем ДБО как для корпоративных клиентов, так и для физических лиц. В 2013 году банк успешно прошел отбор на право использовать в целях кредитования предприятий поручительство Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса. В среднесрочной перспективе мы также продолжим развивать розницу - пластиковые карты, денежные переводы с применением современных интернет-технологий, - делая все возможное, чтобы клиентам было удобно и комфортно работать с нами. Наибольшее внимание сегодня, как и раньше, мы уделяем реальному сектору экономики. Одно из приоритетных направлений нашей деятельности -комплексное корпоративное обслуживание клиентов. Банк «Викинг» является своего рода «семейным врачом», который приходит на помощь в решении проблем своих пациентов.