Аналитика и комментарии

07 октября 2008

Оккупации не будет, конкуренция останется

Следует ли нам ожидать ухода иностранного капитала из банковского сектора или, напротив, по-прежнему в силе остаются прогнозы о том, что «западники» продолжат медленно, но верно «оккупировать» национальный банковский сектор? Будет ли их доля на рынке расти или снижаться? Следует ли ожидать появления на рынке новых иностранных игроков и если да, то чей приход в нашу страну представляется наиболее вероятным? Ответы на эти вопросы будут зависеть от многих факторов, но попробуем спрогнозировать наиболее вероятный сценарий развития событий.

Следует ли нам ожидать ухода иностранного капитала из банковского сектора? Отвечая на вопрос, нужно учитывать, что привлекает иностранные банки в России. В первую очередь инвестиционная привлекательность банковского бизнеса определяется рентабельностью и процентной маржей. Последнее время рентабельность капитала банков снижается. По нашим оценкам, по итогам 2008 года он не превысит 20% и в течение ближайших двух лет будет продолжать снижаться (рис. 1). Относительно других банковских рынков Россия будет выглядеть достаточно привлекательно. Среди групп стран Россия по рентабельности капитала стоит между Азией и развивающейся Европой. Нашими ближайшими конкурентами по инвестиционной привлекательности банковского бизнеса являются Словения, Сербия, Израиль, Венгрия, Чехия и ряд других стран.

 Основные проблемы, которые есть у нас, если смотреть глазами главного экономиста иностранного банка, связаны с растущей инфляцией. При ее нынешнем уровне более или менее устойчиво чувствуют себя предприятия сырьевых секторов экономики. Это компании с достаточно высокой долей самофинансирования, способные сами себя обслуживать на финансовых рынках и обходиться без банков. Например, напрямую выходить на зарубежные рынки капитала. Соответственно, банкам остается ниша с невысокой долей самофинансирования. Однако в этих отраслях российской экономики рентабельность не так уж велика. Среди экономистов существует понятие естественной процентной ставки - по аналогии с естественной нормой безработицы. Для России по различным оценкам естественная ставка колеблется вокруг 10%. Рост инфляции, который мы наблюдаем в последнее время, к сожалению, ведет к тому, что часть предприятий может остаться без банковского финансирования. Их рентабельность позволяет выдерживать ставки по кредитам порядка 10% и не выше. Подъем номинальных ставок просто отрежет их от банковских денег. Уже сейчас банковские ставки по кредитам находятся на минимальном уровне. Реальная средневзвешенная ставка по кредитам нефинансовым заемщикам колеблется возле нуля. В условиях высокой инфляции положительными остаются реальные процентные ставки в сфере потребительского кредитования, и этим как раз объясняется активность иностранных банков в розничном сегменте. В других сегментах ситуация складывается более печальная и по мере роста цен спрос на кредиты будет ослабевать.

Под влиянием неблагоприятных макроэкономических факторов не следует ожидать, что в ближайшие годы доля иностранного капитала в российской банковской системе будет быстро увеличиваться. На июль 2008 года на банки, полностью контролируемые нерезидентами, приходится около 19% совокупных активов и почти столько же собственного капитала. Однако если мы будем принимать во внимание миноритарные доли нерезидентов, то, учитывая прямые инвестиции и участие в капитале в качестве портфельных инвестиций, доля иностранцев вырастет до 41%. Иностранная экспансия, без сомнений, будет продолжаться, но уже меньшими темпами, чем в 2006-2007 годах, когда наблюдался пик их активности (рис. 2).

Кто еще может прийти на наш рынок из иностранных банков? На мой взгляд, ответ на этот вопрос можно получить, взглянув на карту международного банковского рынка в нашем евразийском регионе (рис. 3). Ключевые игроки уже застолбили здесь место: это группы UniCredit (ЮниКредит Банк), Raiffeisen (Райффайзенбанк), KBC (Абсолют Банк). Остается еще несколько игроков, обладающих разветвленной сетью дочерних банков в Восточной Европе и не присутствующих в России. На наш взгляд, список имеющихся участников может пополниться двумя австрийскими банковскими группами (Erste Bank и Volksbank) и одной греческой (EFG Eurobank). В пользу этого предположения говорит то, что все эти структуры уже пришли в СНГ, и в 2007-2008 годах наблюдалось их проникновение на Украину. Остальные банковские группы, которые работают в нашем регионе, имеют локальную дислокацию. К ним следует отнести немецкий Bayerische Landesbank, словенский Nova Ljubljanska Banka, а также National Bank of Greece. Хотя все они представляют достаточно крупные образования, их интерес концентрируется в Центральной и Южной Европе. Это означает, что в ближайшие годы новые игроки у нас (за исключением ряда названных) вряд ли появятся. Доля иностранного капитала будет расти преимущественно за счет тех банков, которые уже застолбили себе место на нашем рынке.

На наш взгляд, тенденция на рынке слияний и поглощений тоже пойдет на спад. Для этого существуют объективные основания, как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Если говорить о спросе, то очевидно, что иностранные группы сейчас не склонны совершать большие покупки, так как они несут серьезные потери из-за финансового кризиса. Хотя их собственный капитал пополняется за счет новых эмиссий (многие из которых нашли покупателей в Китае и среди арабских стран), увеличение собственных средств меньше объема списаний. Это означает в лучшем случае стабилизацию финансового левереджа, а в худшем - его сокращение.

Иными словами, не стоит ждать активного расширения международных банковских групп. И второй момент со стороны предложения. У нас в России насчитывается порядка 170 банков, в капитале которых присутствуют иностранцы. И практически все эти банки входят в первые две сотни. Иными словами, все самые привлекательные активы уже «помечены», присутствие потенциальных покупателей обозначено и поэтому «зайти» на рынок не так уж просто. Многие мелкие банки, рассчитывающие продать свою лицензию, «сэкономив» для иностранцев 5 млн евро, забывают, что эта сумма для них ничего не значит, учитывая, что нормальный банковский бизнес начинается от 100 млн евро. Аналогичным образом выглядит и «экономия» времени: на смену содержимого купленного банка уходит до двух лет, что сопоставимо с открытием с «нуля».

До недавнего времени высказывались серьезные опасения, не станут ли иностранцы доминировать на нашем рынке. На мой взгляд, краски несколько сгущены. Если мы посмотрим на обстановку в нашем регионе, то можно выделить четкую биполярную картину (рис. 4). В первую, самую многочисленную группу входят страны, где иностранцам принадлежит свыше 50% активов (Латвия, Польша, Венгрия и др.). В другую, гораздо меньшую группу входят страны с доминирование банков, связанных с государством (Туркменистан, Беларусь и др.). Золотой середины, где преобладают частные местные банки, практически не существует: это всего три страны - Таджикистан, Казахстан и Молдова. Россия, как известно, входит в группу с доминированием госбанков. Маловероятно, что в ближайшие годы они будут приватизированы. Хотя разговоры об этом продолжаются, реальных подвижек мы не видим.

АКЦЕНТ

Десять лет назад на десятку банков, связанных с государством, приходилось всего 31%, а в 2008 году им уже принадлежит 46% активов всего сектора.

В силу того, что госбанки принадлежат разным организациям (Банку России, Минфину, РЖД, Газпрому и др.), единого к ним подхода и, соответственно, программы развития госбанков не создано. Чтобы банковский сектор оказался поглощенным со стороны «западников», «госы» должны уйти отсюда. Как говорится, чтобы налить в стакан молока воду, нужно сперва вылить молоко. Это крайне маловероятно - по нашим оценкам, доля госбанков будет медленно, но уверенно расти. Десять лет назад на десятку банков, связанных с государством, приходилось всего 31%, а в 2008 году им уже принадлежит 46% активов всего сектора (рис. 5). Для меня совершенно очевидно одно: иностранные банки не смогут занять даже половину рынка просто потому, что госбанки эту половину им не отдадут. Вполне возможно, что после приватизации через N-ное число лет госбанки составят «цвет» национального банковского рынка. А сколько может принадлежать иностранцам, скажем, к 2020 году? По нашим прогнозам, порядка 35%. Подобный расклад мы видим в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, где проводится такая же протекционистская политика, как в России. Там власти ограничивают присутствие филиалов (хотя последнее время эти барьеры все слабее), существуют квоты и многие другие препятствия. Однако доля рынка иностранцев все же выше, чем в России. Ну а на долю российских частных банков, как это ни кажется печальным, будет приходиться не более 10-15% активов. Поведение групп игроков по мере изменения соотношения сил будет также эволюционировать, Однако «лицо» национального рынка сохранится.

Сергей Моисеев, директор Центра экономических исследований МФПА
Поделиться:
 

Возврат к списку