Вход
Мы в социальных сетях

Аналитика и комментарии

07 марта 2007

Road show иностранцев в России

A A A

...Жарким июньским днем 2004 года в Санкт-Петербурге произошел несчастный случай. На проходившего по Невскому проспекту мимо дома № 12 мальчика упала сорвавшаяся со стены вывеска КредитЛион банка. Рекламный щит принадлежал первой в России кредитной организации со стопроцентным иностранным капиталом (французская «дочка» была создана в 1991 году). Ребенок, к счастью, остался жив.

Уцелеет ли банковская система России после вторжения «варягов», не скажет сегодня никто.

ОШИБКА РЕЗИДЕНТА?

В середине февраля Банк России в очередной раз обнародовал цифры, которые свидетельствовали, что доля нерезидентов в совокупном капитале кредитных организаций страны в 2006 году выросла еще на 5%. Теперь «иностранцы» контролируют шестую часть отечественного банковского капитала. Впрочем, ни этот факт, ни другой, о том, что общая сумма инвестиций нерезидентов в уставные капиталы отечественных банков выросла чуть ли не в два раза, ни у кого удивления уже не вызывают. Гораздо больше банкиров ошеломило признание главы Минэкономразвития в том, что Россия взяла на себя обязательство вернуться к вопросу об открытии филиалов иностранных банков в рамках переговоров по присоединению к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В деловых кругах снова стали рисовать мрачные прогнозы вторжения прямых филиалов западных кредитных организаций на российский рынок.

Между тем, в этот «закрытый» клуб, объединяющий три десятка наиболее экономически развитых государств мира, стран так называемого «золотого миллиарда», мы пытаемся вступить уже больше десяти лет. Есть негласные условия, соблюдение которых является «входным билетом» в ОЭСР. Например, ВВП на душу населения должен быть на уровне $10 тыс. Мы этому требованию пока не соответствуем. Кроме того, переговоры с этой организацией начнутся не раньше чем Россия вступит в ВТО. И хотя чиновники Министерства иностранных дел считают, что присоединение к ОЭСР дало бы России больше, чем вступление во Всемирную торговую организацию, сама Организация экономического сотрудничества и развития еще не решила, кто станет следующим кандидатом в ее члены.

Выходит, Герман Греф напрасно сгущает краски? Возможно. Хотя к тому времени российской банковской системе вряд ли придется опасаться прихода филиалов. По самым скромным подсчетам она и так на две трети уже будет контролироваться иностранным капиталом через дочерние подразделения. Ведь и сегодня нет никаких формальных ограничений для участия западных кредитных организаций в нашем финансовом секторе. «Все об этом прекрасно знают и активно пользуются», - подчеркивает президент Сбербанка Андрей Казьмин. Стоит заметить, что на момент публичного размещения акций уже 20% капитала Сбербанка России, входящего в мировой топ-100, принадлежало нерезидентам.

Банковская система России на две трети будет контролироваться иностранным капиталом

Еще один штрих. Договоренности США и России о вступлении в ВТО, как известно, предусматривают максимальную квоту для нерезидентов на уровне 50%. Но квота не учитывает тех «дочек», которые сейчас работают в России, а их уже 15%. Не входят в нее и ожидаемые иностранные инвестиции в капитал российских банков, которые приватизируют после нашего вступления в ВТО.

Эти угрозы, кстати, очень беспокоят отечественных банкиров. По словам исполнительного вице-президента АРБ Анатолия Милюкова, «ассоциация категорически против того, чтобы иностранные банки имели здесь свои филиалы. Они как пылесосы будут отсасывать деньги, а это чревато негативными последствиями для страны. Что касается соглашения между США и Россией по ВТО, то в нем есть две оговорки, которые позволяют увеличить присутствие иностранного капитала в нашей банковской системе до 65-75%. Мы считаем это недопустимым». Центробанк, по обыкновению, никак не комментирует соглашение, предпочитая оставаться над схваткой.

НАША СТРАТЕГИЯ - ОБСЛУЖИВАНИЕ СРЕДНИХ КОМПАНИЙ

Стивен Фишер, управляющий директор, руководитель Департамента по работе с корпоративными клиентами Citigroup по России и СНГ (США)

Если бы Citigroup вышел на российский рынок только сейчас, то, наверное, мы придерживались более агрессивной политики, так как сегодня на рынке уже достаточно высокая конкуренция. Несомненно, международные финансовые институты имеют более богатый опыт по сравнению с российскими банками, но последние стремительно развиваются, набирают мощь, становясь серьезными игроками на рынке.

За 14 лет работы компании на местном рынке рост нашего бизнеса превзошел все ожидания. В основе нашего успеха - профессиональная команда плюс наличие высоких банковских технологий, которые мы привезли с собой. Не забывайте еще, что и экономика России после кризиса стала развиваться очень динамично, особенно в последние пять лет.

Мне приятно отметить, что сегодня многие ведущие компании являются клиентами Citigroup. Теперь логично сфокусировать свое внимание также на банковском обслуживании средних компаний, что стало новым этапом в нашей стратегии.

ЗАХОДИТЕ, ЛЮДИ ДОБРЫЕ...

Если посмотреть топ-25 мировых финансовых групп, то станет ясно, что в России присутствует уже больше половины банков из этого списка. Номером один в нем значится американская Citigroup. Член совета директоров дочернего подразделения финансовой группы в России Стивен Фишер признался в беседе с НБЖ, что Citigroup довольна, как развивается здесь бизнес банка. Российское подразделение корпорации занимает сегодня 14-е место в рейтинге 100 стран ее присутствия.

Эксперты предупреждают о новой волне наступления иностранных банков. «На пороге к нам стоят банки, которые еще здесь активно не работали, но очень хотят сюда войти, - подтверждает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев. - Думаю, что объем капиталов, которые иностранные финансовые институты вложат сюда в этом году, сильно увеличится».

Словно в подтверждении его слов недавно о выходе на российский рынок объявил британский The Royal Bank of Scotland Group (RBS). Он входит в десятку крупнейших банков мира. Еще ряд западных финансовых гигантов, которые до сих пор занимались в России развитием корпоративного бизнеса, озвучили свои намерения по освоению розничного рынка банковских услуг. В частности, подбором персонала для ритейла занимается сейчас голландский банк ABN Amro. Вот-вот получит лицензию на этот вид деятельности крупнейший британский банк HSBC.

Международное рейтинговое агентство Fitсh Ratings объясняет грядущее нашествие на наш рынок «иностранцев» в том числе упрощением правил покупки акций отечественных банков для нерезидентов. С 11 января иностранцы получили возможность приобретать небольшие пакеты акций российских кредитных организаций без согласования с Центробанком. Соответствующий закон под занавес прошлого года подписал Владимир Путин. «В результате число нерезидентов среди потенциальных покупателей банковских акций удвоится», - уверен аналитик МДМ-Банка Алекс Канторович.

Очевидно, что конкуренция на отечественном рынке финансовых услуг будет только усиливаться. Но настоящая борьба развернется не между российскими и западными банками, а между иностранными «старичками» и «новичками», считают наблюдатели. Российские же банки-конкуренты будут устраняться очень просто и эффективно - путем полного или частичного поглощения их бизнеса. Кстати, за примерами далеко ходить не надо. Самые наглядные - это приобретение австрийской группой Raiffeisen крупного многофилиального Импэксбанка, а также частичная покупка французской Societe Generale одного из наших лидеров розничного бизнеса - РОСБАНКа.

В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ ХОРОШО ОТНОСЯТСЯ К ЗАПАДНОМУ БРЕНДУ

Марк-Эмманюэль Вивес, председатель правления, гендиректор банка «Сосьете Женераль Восток» (Франция)

До приезда в Россию я почти 10 лет провел в Аргентине. Разница между этими странами огромная. Но есть и то, что их роднит, - как строятся деловые отношения. Они основаны на личных контактах, личных подходах к партнерам и клиентам. Этого я никак не ожидал встретить в России. В Европе, напротив, люди больше верят организации. Но, несмотря на большое значение личных контактов, мы видим, что в России банки создают дистанцию между собой и клиентами.

Поэтому одна из наших главных задач - создание комфортных отношений для клиента в общении с банком, чтобы дистанция между нами была минимальной. Что касается банковского сектора в целом, то я согласен с тем, что иностранные банки сейчас стараются быть более агрессивными. Но надо сказать, что и российские банки стремятся соответствовать международным стандартам, активно действуют, чтобы достойно конкурировать с иностранными финансовыми институтами. В частности мы очень внимательно следим за развитием таких российских банков, как ВТБ, Альфа-Банк, РОСБАНК и УРАЛСИБ.

В ближайших планах банка «Сосьете Женераль Восток» - региональное развитие. Так, к концу первого квартала филиалы банка откроются в 7-8 российских городах. А в последующие два-три года мы хотим присутствовать уже в 20 городах. Основная идея в том, чтобы в каждом из этих городов было бы не только главное отделение филиала, но также и сеть офисов. Схема предусматривает наше присутствие и в крупных, и в небольших городах. Тем более что в регионах западный бренд воспринимают очень хорошо.

ОШИБКА НЕРЕЗИДЕНТА

До того, как обосноваться в России, Марк-Эмманюэль Вивес десять лет трудился на французскую группу Societe Generale в Аргентине. Летом прошлого года он приехал в Москву на смену прежнему руководителю российской «дочки» Societe Мишелю Брику, которого отправили на пенсию. В своем первом публичном выступлении г-н Вивес откровенно заявил, что банк пересматривает свою стратегию в России, предполагает сделать ее более «агрессивной». Изменения, по его словам, связаны с удержанием и усилением позиции финансовой группы на рынке банковских услуг из-за ужесточения конкуренции.

Сегодня западные банки, те, что первыми вышли на наш рынок, меняют стиль управления в своих российских «дочках». Прежняя осторожность превращается в настоящую агрессивность. В «дочках» корректируются стратегии, меняется руководство. Прошлый год и начало 2007-го ознаменовались целой чередой таких кадровых назначений. Вот только самые заметные.

В начале 2006 года австрийская группа Raiffeisen не продлила контракт с 62-летним Мишелем Периреном, который работал в ее московском офисе почти десять лет, с 1996 года. На его место пришел энергичный Йоханн Йонах. Сегодня глава «Райффайзенбанк Австрия (Москва)» на хорошем русском говорит нам о перспективах объединенного банка: «Безусловно, это будет амбициозный план, мы хотим максимально использовать те возможности, которые нам открывает Импэксбанк». Максимально быстро! - акцентирует внимание на слове «быстро» господин Йонах.

В январе прошлого года главой ДельтаБанка вместо Александра Григорьева (ныне - глава «Ингосстраха») был официально утвержден англичанин Ричард Гаскин. В прессе его назвали конкистадором, приехавшем завоевывать рынок России. Он с легкостью и изяществом провел ребрендинг банка, который сменил вывеску на GE Money Bank, - стал называться по имени своей материнской компании General Electric. В одном из своих первых интервью Гаскин рубил с плеча: «Я где-то читал, что Россия не терпит нерешительности и не прощает опрометчивости. Полагаю, что это наилучшим образом отражает мое отношение к новой работе».

Стратегии иностранных «дочек» в России становятся все более агрессивными

Не остался незамеченным и уход с поста председателя правления московского Дойче Банка такого тяжеловеса, как Алексис Родзянко. Летом 2006-го на его место из Европы приехал 43-летний Йерг Бонгартц.

О переменах в «Сосьете Женераль Восток» (BSGV) мы уже говорили. Но французская группа прошлым летом поменяла руководителя еще одной своей дочерней структуры - финансовой компании «Русфинанс». Минувшей осенью Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) прислал в Москву нового главу российского офиса Эрика Расмусена.

ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАВОЕВАТЬ ДОЛЮ РЫНКА ЗДЕСЬ ЕСТЬ У ВСЕХ

Винод Еасваран, начальник департамента розничного бизнеса ООО «АйСиАйСиАй Банк Евразия» (Индия)

Надо сказать, что сценарий развития розничного банковского бизнеса сейчас в России во многом напоминает индийский 5-6-летней давности, когда у нас рынок также увеличивался на 80% в год, и в страну приходило много иностранных игроков.

Но это еще больше укрепило меня во мнении, что сегодня здесь существуют огромные возможности для развития банков, даже, несмотря на то, что их больше тысячи.

Сейчас АйСиАйСиАй Банк Евразия сравнительно небольшой. По итогам 2006 года мы вошли в число 150 крупнейших банков России. Но в наших планах - стать здесь достаточно крупным универсальным банком, что потребует от нас еще больших усилий. В течение ближайших 3-5 лет мы планируем открыть филиалы и представительства в крупных городах России и распространили свое влияние на страны СНГ.

Пока мы развиваемся органично, собственными силами, но не исключаем, что на каком-то этапе возникнет необходимость и представится хорошая возможность приобрести здесь другой банк. Это вопрос возможности. На мой взгляд, сейчас еще рано говорить о какой-то конкуренции за рыночные доли, потому что рынок очень быстро растет и у каждого банка есть возможность занять его часть даже без соревнования между игроками.

Но более других рынок потрясла информация об уходе с поста председателя правления Международного московского банка Илкки Салонена. Он руководил банком больше 10 лет. И хотя уверенно заявлял, что контракт с ММБ у него до 2008 г., тем не менее уже в конце 2006 года Салонен покинул банк.

Наконец, начало 2007-го ознаменовалось кадровыми перестановками в российской «дочке» Дрезднер Банка, из которого уходит президент Эрик Кобе. Ведущие топ-менеджеры во главе с президентом Павлом Бойко покинули Инвестсбербанк, его купил венгерский ОТР-Bank.

В этом сезоне, судя по всему, стоит ожидать перемен и в дочернем Ситибанке. По правилам группы, о которых она неоднократно заявляла, глава подразделения должен меняться каждые три-четыре года, последний раз это было в 2004 году. Кстати, в начале года Ситибанк пригласил рекламный холдинг Publicis United создать яркий креатив для банка в России. «Мы получили возможность бросить вызов «обычной» банковской рекламе. Я верю в то, что в самом ближайшем будущем мы с вами увидим яркие, запоминающиеся кампании Ситибанка», - поделился планами креативный директор Publicis United Юджин Радевич.

Все это лишний раз подтверждает, насколько важным стратегическим направлением стал российский рынок для ведущих финансовых институтов мира.

Я РУССКИЙ БЫ ВЫУЧИЛ ТОЛЬКО ЗА ТО...

Русский язык для Марка-Эмманюэля Вивеса из BSGV пока ограничивается банальными «Здравствуйте - Спасибо - До свидания». Но это не мешает ему активно изучать российскую глубинку, куда он стал регулярно наведываться по делам.

Недавно нанял преподавателя русского языка руководитель Департамента розничного бизнеса индийского АйСиАйСиАй Банка Винод Исваран. Первые успехи в освоении сложного языка индиец закрепляет также в деловых поездках по российским городам.

Пока одни иностранные банки только заходят на наш рынок, другие стремятся «застолбить» свой участок в российской глубинке. И здесь два пути: покупка готовых банков с развитой филиальной сетью или открытие офисов собственными силами. Многие крупные иностранные банки, уже присутствующие здесь, строят свои стратегии, рассчитывая на самостоятельное развитие бизнеса в российских регионах. Вот и учат сегодня руководители этих «дочек» сложный в их понимании русский язык, да колесят по далеко не идеальным российским автострадам.

Борьба разворачивается между иностранными «старичками» и «новичками

Прежде всего, они осваивают крупные города-миллионники. Ситибанк и банк «Сосьете Женераль Восток» уже работают в Самаре, а скоро откроют филиалы в Нижнем Новгороде. В Санкт-Петербурге собирается обосноваться индийский АйСиАйСиАй Банк. Скандинавский Hansabank собирается развивать филиальную сеть в Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде, предлагая услуги частным клиентам и малому бизнесу. О своих намерениях в отношении России охотно рассказывает президент Европейского банка реконструкции и развития Жан Лемьер: «У нас есть офисы в Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке, и мы хотим открыть новые офисы в Самаре, на юге страны, возможно, в Ростове-на-Дону и один в Сибири. Они нам нужны, потому что хорошие локальные компании начинают расти и нуждаются в поддержке. Кроме того, мы хотим быть ближе к клиентам и местным властям».

У НАС СВОЙ ПОДХОД К ПОДБОРУ КАДРОВ

Йоханн Йонах, председатель правления ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» в России с 2006 г. (Австрия)

Что является самым сложным в завоевании российского рынка? Решающий фактор - это кадры. Очень трудно сначала найти людей, которые нам нужны, затем повысить их квалификацию. Мы нашли подход, который оправдывает себя: приглашаем на работу не только квалифицированных банкиров, но и стараемся найти людей с хорошим потенциалом, которых сами обучаем. Со временем они становятся специалистами такого уровня, который нам необходим.

Клиенты в России ценят, прежде всего, индивидуальный подход. Клиентам не нужны стандартные продукты, как в супермаркете. Им хочется изюминки. В этом смысле требовательных клиентов в России гораздо больше, чем в странах Восточной и Центральной Европы.

Российский банковский рынок растет так быстро, что, работая слишком спокойно и неторопливо, рискуешь остаться без результатов. Поэтому мы ищем разумный компромисс между общим ростом и рисками, которые связаны с любой банковской деятельностью.

А вот приобрести хороший банк по сходной цене становится все проблематичнее. Такой повышенный интерес зарубежных банков к нашим отечественным кредитным организациям уже привел к огромному скачку цен на них. В прошлом году российский банк обходился иностранным покупателям в среднем по цене, равной трем капиталам. Ипотечные же банки вообще продавались за 5-6 капиталов. Когда мы спросили главу местной «дочки» Societe Generale г-на Вивеса, почему французская группа не купила весь РОСБАНК, он лаконично ответил, что все зависит от стоимости: «РОСБАНК - очень крупный банк, соответственно нам бы пришлось делать большие инвестиции. Такая покупка могла бы оказать существенное давление на финансовое состояние группы. Хотя по моим ощущениям, акционеры готовы были бы продать 100% банка, но по цене, которую мы не готовы были бы заплатить».

По некоторым сведениям, из-за слишком высокой цены сорвалась сделка по продаже нашего Абсолют Банка греческому National Bank of Greece (NBG). Акционеров российской кредитной организации не устроила цена в Є500 млн. Они оценивают банк вдвое дороже и прогнозируют его продажу более щедрому инвестору.

Как заметил аналитик компании «Атон-лайн» Андрей Верников, в недавнем прошлом председатель совета директоров МДМ-Банка, «многие активные борцы против иностранной экспансии в действительности хотели бы подороже продать свой банковский бизнес иностранцам, а некоторые уже успешно сделали это и вдруг перестали исповедовать экономический национализм».

ТАК ГОВОРИЛ ГРЕФ

>

21 ноября 2006 г.

Прямые филиалы иностранных банков открываться не будут: По финансовым услугам мы договорились о том, что дочерние банки будут действовать только самостоятельными юридическими лицами на российском рынке с квотой 50%, в которые не засчитываются те банки, которые уже присутствуют на нашем рынке.

7 февраля 2007 г.

В рамках переговоров по ВТО мы взяли на себя обязательство рассмотреть вопрос о доступе филиалов иностранных банков в ходе переговорного процесса по присоединению к ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).

РАНО ИЛИ ПОЗДНО?

Впрочем, словосочетание «филиалы иностранных банков», публично произнесенное министром экономического развития, может магически подействовать на владельцев российских банков. И если до сих пор многие крупные частные российские банки не были проданы по той причине, что назначали слишком высокую цену, то теперь покупатель сможет выторговать себе хорошую скидку.

Но как бы то ни было, все понимают, что рано или поздно Россия будет вынуждена открыть свой финансовый рынок для западных филиалов. Так не лучше ли прямо сейчас создавать механизмы, способные ограничить их деятельность на национальном рынке банковских услуг путем создания законодательных и административных барьеров? В тех же Соединенных Штатах нет запрета на открытие филиалов иностранных кредитных организаций. Однако набор причин, по которым может произойти отказ в выдаче лицензии или приостановление деятельности уже существующего иностранного банк включает в себя такие политические оценки Федеральной резервной системы как «соответствие деятельности иностранного банка национальным интересам США». Или, например, как в Китае, где нерезиденты допущены к строго определенному перечню операций на национальном рынке. Его устанавливает Народный банк Китая.

Но как бы то ни было, все понимают, что рано или поздно Россия будет вынуждена открыть свой финансовый рынок для западных филиалов. Так не лучше ли прямо сейчас создавать механизмы, способные ограничить их деятельность на национальном рынке банковских услуг путем создания законодательных и административных барьеров? В тех же Соединенных Штатах нет запрета на открытие филиалов иностранных кредитных организаций. Однако набор причин, по которым может произойти отказ в выдаче лицензии или приостановление деятельности уже существующего иностранного банк включает в себя такие политические оценки Федеральной резервной системы как «соответствие деятельности иностранного банка национальным интересам США». Или, например, как в Китае, где нерезиденты допущены к строго определенному перечню операций на национальном рынке. Его устанавливает Народный банк Китая.

НАША ЗАДАЧА - ЕЖЕГОДНОЕ УДВОЕНИЕ АКТИВОВ БАНКА

Ричард Гаскин, президент GE Money Bank с января 2006 г. (США)

Когда мы выходили на российский рынок, самым неприятным сюрпризом для меня было отсутствие инфраструктуры в банке и недостаточное понимание потребностей наших клиентов. Более того, наше маркетинговое исследование подтвердило, что во всей банковской среде, а не только в иностранных банках, существует слабое представление о желаниях клиентов.

Кроме того, большая проблема - развитие каналов дистрибуции. Цены на аренду помещений для наших отделений растут, это усложняет задачу. Также на рынке существует огромная конкуренция между банками, пытающимися заключить партнерские соглашения с ритейлерами. По этим направлениям мы развивались довольно медленно, но, думаю, что теперь мы понимаем ситуацию гораздо лучше и делаем все возможное, чтобы добиться впечатляющих результатов.

Кроме того, большая проблема - развитие каналов дистрибуции. Цены на аренду помещений для наших отделений растут, это усложняет задачу. Также на рынке существует огромная конкуренция между банками, пытающимися заключить партнерские соглашения с ритейлерами. По этим направлениям мы развивались довольно медленно, но, думаю, что теперь мы понимаем ситуацию гораздо лучше и делаем все возможное, чтобы добиться впечатляющих результатов.

А планы у банка большие. Хотим усилить свою роль на рынке потребительского кредитования. В этом году планируем предложить своим клиентам ипотечное кредитование, активно работать через торговые сети, открывать собственные отделения в Москве и регионах. Мы хотим привлечь клиентов не только за счет введения новых продуктов, но и улучшения качества обслуживания. Наша цель - ежегодное удвоение активов банка. Для этого мы выстраиваем каналы дистрибуции, выводим на рынок новые продукты и инвестируем в развитие инфраструктуры, особенно в развитие технологий.

Всего проголосовало: 0

0.0

Наталья Лямина
Поделиться:

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи

Новости банков и компаний

Чудеса на нефтяном рынке - Трамп не потерял хватку
«Сбербанк страхование жизни» произвела 21,5 тыс. выплат по страховым случаям в первом квартале 2020 года
Новикомбанк поддерживает проекты Концерна «Автоматика»
Организованный Совкомбанком выпуск облигаций СФО «Русол 1» включен в международную базу «зеленых» облигаций

Календарь мероприятий

Апрель, 2020
««
«
Сегодня
»
»»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
Ближайшие мероприятия