Аналитика и комментарии

03 февраля 2007

Заменят ли офис Интернетом?

Интернет-банкинг пока не стал серьезным подспорьем в экспансии банков в регионах

Предоставление банковских услуг по Интернету лучший способ для клиента сэкономить время, а банку - деньги на открытии новых филиалов. По данным «РБК. Рейтинг», у Сбербанка в прошлом году было 71 % сети, приходящейся на Топ-100 филиальных банков. Доля его ближайших конкурентов Россельхозбанка и РОСБАНКа - равнялась лишь соответственно 2% и 1,7%. Таким образом, ни у одного из отечественных банков в ближайшей перспективе нет возможности создать сеть, сопоставимую со сбербанковской.

В этой ситуации вполне логично было бы предположить, что многие кредитные организации сделают акцент на развитие банковских услуг по Интернету. Но отечественные банки пока робко предлагают клиенту онлайновый сервис. По данным Интернет-журнала «Вебпланета», в октябре 2006 года у 65% из 30 крупнейших банков РФ не было услуги онлайнового банкинга для частных лиц, а у 36% - и для юридических лиц.

ОДИН КОМПЬЮТЕР НА СЕМЕРЫХ

Быть может, к получению этой услуги еще не готов клиент? Но, как следует из диаграммы 1, за последние девять лет число компьютеров, приходящихся на 100 россиян, выросло почти в три раза. По нашему прогнозу, к концу 2007 года на семь россиян будет приходиться по одному компьютеру. Правда, еще в 2004 году в США у каждой 100 американцев имелся 55,4 компьютер, т. е. чуть больше чем по одному на двух человек. Однако в нынешнем году по этому показателю Россия должна приблизиться к уровню 2004 года таких среднеразвитых стран, как Испания и Словакия.

На диаграмме 2 видно, что темпы интернетизации российского населения выше, чем его компьютеризация. За 9 лет уровень Интернетизации вырос почти в 15 раз! В абсолютных цифрах число пользователей, по данным Мининформсвязи, выросло с 1998 по 2005 год с 2 млн. до 21, 8 млн. чел. В 2007 году, согласно прогнозу, эта цифра вырастет до 37,5 млн. чел. Хотя и по уровню Интернетизации, который к концу нынешнего года, должен достигнуть 25%, мы заметно отстаем от развитых стран. Так, в Нидерландах 79% населения пользуются Интернетом, США 77%, Австралии - 72%, Великобритании - 59%.

«ЗАКОННЫЕ» ПРЕГРАДЫ ДЛЯ ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГА

Бурный рост числа Интернет-пользователей создает в России благоприятные условия для развития онлайновых банковских услуг. Согласно данным компании ROMIR Monitoring, в ходе опроса каждый третий пользователь Рунета высказал не только готовность, но и желание управлять банковским счетом через сеть.

При этом аудитория банковских сайтов растет весьма быстрыми темпами. Если в сентябре 2004 года месячная аудитория банковских сайтов была чуть меньше 400 тыс. чел., то в сентябре 2006 года - уже почти 1200 тыс. чел. В пятерку наиболее посещаемых сайтов входят Сбербанк, ООО КБ «Банк Ренессанс Капитал», Финансовая корпорация УРАЛСИБ, ВТБ 24 и ОАО «Импэксбанк», на долю которых приходится 54,4% всех посетителей сайтов.

Но пока в России онлайновыми банковскими услугами, по информации Е-xecutive, пользуется лишь 0,7% «рунетчиков». В то время как в США Интернет-банкингом пользуются 53 млн. человек - почти 35% сетевой аудитории. Примерно аналогичную долю онлайновый банкинг занимает в ЕС, Австралии, Японии и Южной Корее. Что мешает российским банкам более активно заниматься онлайновыми услугами? Одна из причин заключается в том, что роль Интернет-банкинга в российской глубинке, куда сейчас идут многие московские банки, пока невелика. Число «рунетчиков» в Москве и Питере (их доля равна 42,8% и 10,2%, а занимающего 3-е место Екатеринбурга - лишь 2,5%), превышает их общее количество в остальных регионах. Поэтому Интернетбанкинг пока не стал еще серьезным подспорьем в экспансии столичных банков в регионах.

акцент

В России гораздо больше пользователей Интернетом, чем компьютером

Развитие Интернет-услуг сдерживается и спецификой российского законодательства. До принятия новой редакции Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов:» ряд банков открывали вклады с использованием Интернет-банкинга. Но теперь без личной явки клиента, либо его представителя с нотариально заверенной доверенностью, кредитным организациям запрещено открывать вклады. Причем даже тогда, когда у вкладчика уже есть один счет в банке.

Поэтому легко понять банкиров, которые пока не склонны смотреть на Интернет-банкинг как на серьезную альтернативу обычному офису. В том числе и потому, что даже самый продвинутый клиент не захочет открывать свой депозит (на самых выгодных условиях) в московском банке, если для этого ему придется проделать путь от Владивостока до столицы...

Владимир Брюков
Поделиться:
 

Возврат к списку