Аналитика и комментарии

15 декабря 2006

Из собственного кармана

ФАКТ

Агентство по страхованию вкладов впервые добилось в арбитражном суде окончательного решения о признании финансовых претензий к руководству банка-банкрота. Бывшие владельцы и менеджеры АСБ-банка должны заплатить кредиторам 200 млн. руб.

Самое сложное в делах о привлечении к финансовой ответственности - доказать вину руководителей и акционеров банка, ведь судебная практика еще не сложилась. В случае с АСБ-банком финансовая ответственность возложена на двух председателей правления, которые возглавляли банк последовательно, заместителя председателя правления и членов совета директоров.

Каков порядок действий Агентства в такого рода делах? После отзыва лицензии, когда нас назначают конкурсным управляющим, мы пытаемся установить фактическое положение дел в банке, путем проведения анализа его финансового состояния примерно за 2 года до отзыва лицензии, тщательно изучаем все сделки, которые были совершены за этот период. Правда, часто бывает, что в кредитной организации не остается никакого имущества, исчезают архивы, электронная база, а бывшее руководство банка-банкрота уклоняется от своих обязанностей по передаче документов. В этом случае мы направляем соответствующие заявления в правоохранительные органы.

Документация и электронная база данных, оставшиеся в АСБ-банке, позволили изучить его деятельность и выявить некоторые сомнительные сделки, в результате которых банк был признан банкротом. Выяснилось, что руководство банка в достаточно короткий срок до отзыва лицензии заменило ликвидные активы, к которым в том числе относится и недвижимость в центре Москвы, на неликвидныекредиты и векселя фирм-однодневок. То есть мы нашли так называемую точку ухудшения финансового состояния банка и установили, вследствие каких действий оно наступило, кто принимал решения о заключении сделок и подписывал документы по ним. Таким образом, был выявлен круг виновных лиц.

Надо сказать, что менеджеры и акционеры АСБ-банка активно участвовали в процессе и доказывали свою невиновность. Они приводили доводы, что плохое финансовое положение у банка сложилось задолго до отзыва лицензии и руководство банка не имело умысла в доведении его до банкротства. Но Арбитражный суд Московской области, где проходил процесс, их доказательства не принял. Более того, если руководитель банка видит грядущий кризис неплатежей, как это было в случае АСБ-банка, то он должен принять все необходимые меры по предупреждению банкротства. Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также нормативные акты Банка России достаточно регламентированы. В них подробно написано, какие меры должны принимать менеджеры банка, акционеры, чтобы не допустить банкротства.

Руководство банка незадолго до отзыва лицензии заменило ликвидные активы на неликвидные.

Руководство кредитной организации в случае проблем прежде всего должно проинформировать совет директоров о сложившейся ситуации. А дальше уже собственники банка принимают решение, существовать ему или нет. Одна из мер по финансовому оздоровлению это оказание финансовой помощи банку его учредителями, в нашей же практике все наоборот - учредители выводят ликвидные активы из банков.

У нас и до этого были выигранные в суде процессы по другим банкам-банкротам. Однако денег мы пока еще не получили. Ответчики умело управляют своей собственностью, и к моменту принятия судебного решения она исчезает, а наложить арест на имущество при подаче заявления нет возможности.

В случае с АСБ-банком мы надеемся взыскать с менеджеров и хозяев 200 млн. руб. В окончательном судебном решении перечислены конкретные фамилии и сумма финансовой ответственности. По имеющейся у нас информации, они владеют имуществом, на которое и будет обращено взыскание, и это будет первый прецедент, когда менеджеры и акционеры банка ответят за его умышленное банкротство собственными деньгами.

Мария Филатова, директор Департамента урегулирования требований кредиторов ГК АСВ
Поделиться:
 

Возврат к списку