Аналитика и комментарии

15 декабря 2006

На кредитных колесах

ДОСЬЕ

Вячеслав Шеянов - управляющий директор ВТБ. Окончил Самарскую государственную экономическую академию по специальности «национальная экономика». Работал в Самарском филиале Инкомбанка, в Промэкбанке, первым вице-президентом крупных компаний «СОК». В 2004 г. пришел работать в ВТБ.

НБЖ: Вячеслав Владимирович, правительство России придает исключительное значение развитию транспортной инфраструктуры страны. А какая роль в этом процессе отводится банкам?

В. Шеянов: Действительно, в Транспортной стратегии России ставится задача системного решения накопившихся проблем в стратегической для страны отрасли. Дело в том, что, с одной стороны, около 10% ВВП страны формируется предприятиями транспорта. Но с другой - примерно 12 млн. наших соотечественников проживают в населенных пунктах, не имеющих круглогодичной транспортной доступности.

За минувшие пять лет в этом направлении сделаны гигантские шаги. Принято законодательство о концессиях. Определены и, главное, начали реально работать принципы государственночастного партнерства. Выработан практический механизм вложения государственных средств в проекты с участием частного капитала. По шести проектам, отобранным для финансирования Инвестфондом в 2006 г., планируется на рубль бюджетных денег привлечь четыре рубля частного капитала. Банковская система страны не только не остается в стороне от этих процессов - во многом она их сама формирует.

НБЖ: Какое участие принимает банковская группа ВТБ в инвестировании транспортной отрасли?

В. Шеянов: Последние годы характеризовались для нашего банка ускоренными темпами роста вложений в транспортный сектор. Прирост - десятки процентов ежегодно. Оперируемые суммы - миллиарды долларов. Вложения происходят по всем сегментам отрасли: перевозчики всеми видами транспорта, транспортное машиностроение, инфраструктура. В ВТБ принята и реализуется программа развития клиентского бизнеса в транспортной отрасли. Цель программы - позиционирование ВТБ в качестве одного из ключевых банков по обслуживанию предприятий транспорта. В структуре ВТБ создано специализированное отраслевое управление по сотрудничеству с предприятиями и организациями транспортного комплекса. Среди наших крупнейших клиентов - АО «РЖД», «Аэрофлот», авиакомпания «Сибирь», «Трансстрой», предприятия группы Трансмашхолдинга, операторы на железнодорожном транспорте («Северстальтранс», «СГТранс», «Трансгарант», «Центросоль»), Дальневосточное морское пароходство, «Новошип». Всего в сфере транспорта банк сотрудничает более чем с 200 стратегическими клиентами-партнерами (с годовой выручкой от $30 млн.), а общее число предприятий транспорта среди наших клиентов приблизилось к тысяче.

НБЖ: Сегодня на рынке банковских услуг - огромная конкуренция. Какие преимущества позволяют вам привлекать клиентов из транспортной отрасли?

В. Шеянов: К числу конкурентных преимуществ банка отнесу: государственный статус и надежность, привлекательный уровень цены услуг, возможность проведения операций без предоставления обеспечения, сроки сделок 5-7 лет и более, при необходимости привлечение фондирования зарубежных финансовых институтов, возможность проведения лизинговых операций с привлечением собственной лизинговой компании - «ВТБ-Лизинг».

НБЖ: Расскажите, пожалуйста, поподробнее о лизинговых программах ВТБ. Каков объем портфеля компании «ВТБ-Лизинг»?

В. Шеянов: Портфель нашей лизинговой компании давно превысил $1 млрд. и продолжает активно расти. Значительная его часть (более трети) сформирована договорами с предприятиями транспортной отрасли. Большая доля объясняется тем, что длительный инвестиционный цикл вкупе с большой капиталоемкостью проектов ориентируют предприятия транспорта именно на комфортный с точки зрения налогового планирования механизм лизинга.

Стоит отметить, что компания «ВТБ-Лизинг» уже перешагнула рамки страны, ее знают, с ней хотят работать в Европе, США, Азии.

НБЖ: А какой проект компании «ВТБ-Лизинг» можно назвать особенно успешным?

В. Шеянов: Пожалуй, проект сотрудничества с АО «РЖД». Весной этого года компания «ВТБ-Лизинг» при поддержке банка выиграла конкурс, проведенный ОАО «РЖД» на право финансирования закупки различных видов подвижного состава, на сумму 10,5 млрд. руб. В настоящее время проект успешно реализуется, первые вагоны уже поступили, начались перевозки грузов и пассажиров.

ОАО «РЖД» - давний клиент банка: за всю историю нашего сотрудничества мы предоставили железнодорожникам кредитов на сумму более $2 млрд. - и не удивительно, что, отлично зная клиента, понимая его бизнес и нужды, мы смогли дать наилучшие условия среди конкурентов.

Вообще, предоставление услуг железнодорожным компаниям - наш традиционный приоритет. Как известно, до начала реформы железнодорожного транспорта МПС выполняло функции хозяйствующего субъекта, естественного монополиста в области пассажирских и грузовых перевозок. МПС и Внешторгбанк связывают годы тесного делового плодотворного сотрудничества. Между министерством и банком в 2002 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве. С целью координации работы была сформирована рабочая группа из числа представителей министерства и банка. После образования осенью 2003 г. ОАО «РЖД» наш банк одним из первых среди кредитных учреждений открыл лимиты на проведение операций с РЖД. РЖД пользуется услугами депозитария ВТБ. Ряд филиалов РЖД осуществляет выплату заработной платы с использованием пластиковых карт через ВТБ. Общая сумма лимитов, открытых на сегодняшний день на ОАО «Российские железные дороги», превышает 20 млрд. руб. Я с удовлетворением констатирую, что РЖД активно проводило операции в рамках установленных лимитов.

Наиболее перспективным видится кредитование инфраструктурных объектов - дорог, мостов, портов.

НБЖ: Минувшим летом «ВТБ-Лизинг» профинансировал закупку автобусов для ГУП «Мострансавто», которые используются для перевозки пассажиров на пригородных и междугородних рейсах. Существуют ли подобные региональные программы?

В. Шеянов: Эта сделка прекрасная иллюстрация того, как государственная политика способствует развитию промышленности и транспорта, не привлекая при этом ни копейки бюджетных средств. Все помнят прошлогодние перипетии вокруг отмены закона о льготах. Результат: платежеспособный спрос на автобусные перевозки вырос, и транспортники получили возможность приобретать современный подвижной состав. Безусловно, мы будем пытаться расширить опыт этой сделки на масштабы всей России, практические шаги в этом направлении предприняты.

НБЖ: А как развивается ваше сотрудничество с предприятиями судостроения? Какова структура кредитного портфеля здесь?

В. Шеянов: За последние 4 года инвестиции банка в этот сегмент транспортной отрасли (причем только в гражданскую часть) росли с темпами, превышающими 50% в год. На данный момент портфель превысил $150 млн. Подчеркну еще одну цифру. На 1 января 2006 г. сформированный клиентский кредитный портфель ВТБ составлял около $20 млрд., из них объем принятых кредитных рисков для предприятий водного транспорта и судостроения составил более $500 млн. Неплохо, хотя могло быть и больше. Дело в том, что многие порты куплены в последние годы крупными холдингами, имеющими в своем составе собственные банки. Эти банки пользуются льготными условиями. Мы рассматриваем эту ситуацию как не вполне рыночную, однако ВТБ сохраняет полный инструментарий для проведения комплексной оценки возможности финансирования таких операций: сеть дочерних загранбанков, высокий кредитный рейтинг, возможность привлечения зарубежных юридических компаний, специализирующихся на транспортной тематике. Все это позволяет предоставлять клиентам кредитные продукты по конкурентной ставке. За последние месяцы ВТБ принял кредитные риски по целому ряду компаний, включая зарубежные.

Нашими клиентами являются практически все заметные «игроки» в этом секторе бизнеса. Среди них и операторы, и портовые компании, а также «национальный управляющий» госимуществом в сфере транспорта - ФГУП «Росморпорт». У ВТБ есть опыт финансирования строительства судов - как на российских верфях, так и на иностранных, а это значит, что отработаны алгоритмы (банкиры их называют «продуктами»), такие как «гарантия платежа» и «гарантия возврата аванса» - применительно к судостроению. Мы понимаем потребности портовых операторов, их инвестиционную программу и умеем их кредитовать. Где есть понимание процесса, там ставки финансирования - минимально возможные.

НБЖ: Какой из сегментов транспортной отрасли становится наиболее интересным кредитным организациям?

В. Шеянов: Перспективы чрезвычайно широки, причем буквально во всех ее составляющих. Наиболее бурное развитие получит финансирование инфраструктурных объектов транспорта, таких как дороги, мосты и порты, т. к. основные потребности в ресурсах сфокусированы именно в таких проектах. Достаточно сказать, что с 2006 по 2010 г. только потребность портов в инвестициях оценивается в $22,8 млрд. Причем при создании соответствующих условий на отечественных верфях могут быть построены суда и прочие машины суммарной стоимостью $21,2 млрд. Таким образом, практически все инвестиционные деньги реально потратить в России, что даст гигантский синергетический эффект. И конечно, ВТБ настроен на долгосрочное сотрудничество с отраслью.

Светлана Сидорова
Поделиться:
 

Возврат к списку