Аналитика и комментарии

05 августа 2006

Как попасть в топ-менеджеры банка?

В дискуссии участвуют:

Лана Яковенко, начальник отдела по работе с персоналом Городского ипотечного банка

Наталья Сергованцева, начальник Управления по работе с персоналом Международного Промышленного Банка

Роман Кенигсберг, старший менеджер Департамента аудиторских и консультационных услуг финансовым институтам компании ФБК

Ольга Савосько, заместитель начальника Департамента по работе с персоналом Русского Банка Развития

Сергей Моисеев, директор Центра экономических исследований МФПА

Карина Коэн, руководитель Департамента «Рекрутмент для рынка финансовых услуг», «Агентство Контакт»

НБЖ: Что такое карьера?

С. Моисеев: Карьера - это результат творческой самореализации и возможности проявить свои способности и таланты. Доходы и общественный статус приходят по мере того, как профессиональные навыки, компетенции и способности улучшаются. Если специалист все время держит в уме заработок как цель своей деятельности, ему не будет способствовать успех. Качество нашей работы первично, а доходы вторичны - это залог удачной карьеры. Чем лучше мы думаем о клиенте, потребителе, заказчике - тем выше будет наше благосостояние. Этой концепции, которую можно обозначить как «идеология прагматичного идеализма», придерживаюсь я сам и мои коллеги.

Р. Кенигсберг: Карьера в моем понимании - это ощущение удовлетворенности от текущих достижений и умение не останавливаться на достигнутом. То есть успешная карьера это понятие во многом субъективное, и удается ее выстроить тому, кто чувствует, что сегодняшний день лучше вчерашнего, а завтра может быть еще лучше.

 Лана Яковенко:

Сегодня рынок плохо воспринимает менеджеров, увлекающихся сменой работы.

Л. Яковенко: Чтобы сделать карьеру, необходимо терпение. Странно, что сегодня об этом приходится говорить, но многим молодым работникам вполне уместно напомнить, что ни один работодатель не предоставит кресло начальника и высокую должность через два месяца работы в банке. Думаю, что нельзя построить карьеру, прыгая из одного банка в другой в погоне за более высокой зарплатой или брендом. Уверена: строить карьеру нужно в одной компании, набираться опыта, пытаться себя зарекомендовать с лучшей стороны. Карьера - это процесс, а не только результат. Я считаю, что нет ничего плохого в понятии «карьерная лестница», существовавшем в советские времена. Специалист, который хочет стать руководителем высокого ранга, должен пройти все этапы, знать каждое звено этой цепочки. В итоге он поймет, что нужно требовать от подчиненных, как и с кого спрашивать выполнение поставленных задач.

О. Савосько: На мой взгляд, сделать карьеру, занимаясь нелюбимым делом, довольно сложно. Ведь в построении карьеры большая часть это рутинная работа. Карьеристу прежде всего должно нравиться то, чем он занимается, только тогда можно достичь желаемой цели - стать профессионалом, получить высокий статус в обществе и поднять свои доходы до желаемого уровня.

Н. Сергованцева: Распространено мнение, что хорошую карьеру можно сделать, только меняя места работы, переходя из организации в организацию. Вместе с тем, изучая карьеры известных топ-менеджеров, можно увидеть, что старт им дала какая-то одна компания, в которой они удачно выросли, привнеся в свою очередь существенный вклад в ее развитие. Чтобы сделать хорошую карьеру в рамках одной компании, необходимо сочетание факторов: наличие потенциала для роста, выраженной мотивации к профессиональному развитию, лояльность организации. Продвижение собственного сотрудника на вышестоящие должности - это всегда нелегкий выбор для руководства (ведь можно найти и пригласить с рынка уже состоявшегося квалифицированного менеджера). В большинстве случаев определяющим критерием при принятии подобного решения является именно фактор лояльности организации - выросший в рамках одной организации сотрудник по умолчанию считается лояльным и преданным организации.

К. Коэн: Карьера - это труд. Но в современном бизнесе для успеха мало быть трудоголиком. Успешными в результате становятся те, кто умеет расставлять приоритеты: когда начать карьеру, когда прекратить непрерывно учиться, когда рисковать, когда делать следующий карьерный шаг и, наконец, где все это вместе взятое производить. На мой взгляд, спорным является общее мнение, что карьера - это, прежде всего, движение наверх. Карьеры бывают разными; если все будут стремиться наверх, то управленческая пирамида рухнет. Главное, на мой взгляд, это быть честным, прежде всего перед самим собой и ставить ту планку, которую ты сможешь преодолеть, не нарушив внутреннюю гармонию. В последнее время мы часто встречаемся с кандидатами (разных квалификаций, в том числе с доходами на уровне семизначных цифр), которые сделали очень быструю карьеру наверх и нервно стараются предпринять следующий, еще более амбициозный шаг, а надо ли? Говорить об удаче в случае с карьерой, наверное, не стоит. Я придерживаюсь мнения, что в жизни все не случайно, и «удача» оказаться в правильном месте в правильное время - это не случай, а закономерное событие в жизни человека, умеющего расставлять приоритеты.

 Наталья Сергованцева:

Изучая карьеры известных топменеджеров, можно увидеть, что старт им дала какая-то одна компания.

НБЖ: Насколько благоприятны сегодня условия для карьеры в банковском бизнесе?

Л. Яковенко: Очень благоприятны. В последнее время здесь резко возросла текучесть кадров. Так что, если работник дальновидный и имеет терпение, у него много шансов построить карьеру, естественно, при хороших показателях работы. Что касается «возвращенцев», т. е. менеджеров, сделавших успешную карьеру на Западе и возвращающихся в Россию, то им, как правило, трудно вписаться в российские реалии и влиться в коллектив. Такие менеджеры часто ведут себя надменно, стараются говорить на иностранном языке, якобы уже не помнят русского. Много примеров, когда в компаниях существуют скрытые конфликты между «возвращенцами» и работниками, которые получили образование в России, причем по многим параметрам последние более профессиональны и лояльны компании.

О. Савосько: Если несколько лет назад попасть в банк «с улицы» сотруднику без опыта работы в банке было достаточно сложно, то сейчас банки с удовольствием принимают на работу выпускников вузов, даже если они никогда не работали в этой сфере. В принципе, шанс вырасти есть у любого новичка. Например, вчерашний студент может прийти к нам на должность менеджера дополнительного отделения, а спустя какое-то время возглавить дополнительный офис банка. Кстати, большая часть топ-менеджеров банка - это сотрудники, которые пришли в свое время на рядовые позиции. Да, мы привлекаем с рынка успешных менеджеров с интересным для нас опытом работы, но при этом всегда даем шанс вырасти тем нашим сотрудникам, кто стремится стать профессионалом в своей области.

С. Моисеев: Банковский сектор развивается со скоростью, превышающей темпы экономического роста России. И особенно активно развивается розничное направление. Именно здесь банки предъявляют спрос на новые кадры. В сфере розничных услуг рост окладов составляет от 30 до 50% в год. Оклад менеджера розничного направления может составлять от $2 тыс., а с учетом бонусов - превышать $3 тыс. Наибольший спрос в настоящее время предъявляется на сотрудников для дополнительных офисов универсального и мини-типа, а также операционных касс вне кассового узла.

 Роман Кенигсберг:

Успешную карьеру удается выстроить тому, кто чувствует, что сегодняшний день лучше вчерашнего, а завтра может быть еще лучше.

Р. Кенигсберг: Россия все более и более интегрируется в мировую экономику, конкуренция возрастает, бизнес-процессы становятся более жесткими, что сказывается и на организационных структурах - увеличивается количество зон распределения ответственности, появляются дополнительные уровни подчиненности персонала. Такие «длинные» организационные структуры требуют дополнительного количества управляющих. Банковская сфера не является исключением. В ней к рыночным факторам добавляются еще и требования регулирующих органов. Внедрение в банках международных стандартов финансовой отчетности резко повысило спрос на квалифицированных специалистов в этой области. Все более актуальными для банков становятся вопросы управления рисками и стратегией развития. Судя по запросам наших клиентов, растет также потребность в бухгалтерах, внутренних аудиторах, IT-специалистах. Не удивлюсь возникновению спроса на специалистов в области слияний и поглощений, публичных инвестиций и даже психологов.

НБЖ: Что делать менеджеру, чтобы стать топ-менеджером?

Л. Яковенко: Думаю, что главное - это удачный опыт реализации проектов. Хорошее образование при этом подразумевается, что называется, «по умолчанию». Замечу, что грамотных и профессиональных менеджеров, как правило, на рынке хорошо знают, и дополнительный PR им не нужен, скорее, требуется умение правильно себя позиционировать в условиях, когда на них уже ведется «охота» хэдхантеров.

Ольга Савосько:

Еще несколько лет назад попасть в банк «с улицы» без опыта работы было достаточно сложно.

О. Савосько: По моему мнению, для того чтобы стать топ-менеджером, нельзя ориентироваться только на помощь коллег и друзей, помощь специализированных агентств по карьере и собственный РR. Основное - это наличие хорошего образования, менеджерских качеств, успешно реализованных проектов, знание глобальных тенденций на банковском рынке и, конечно же, колоссальное трудолюбие.

С. Моисеев: Сегодня, когда банковский рынок активно перенимает западные стандарты и технологии работы, на голом энтузиазме карьеру не сделаешь. Сегодня необходимо иметь, прежде всего, качественное финансовое образование. Среди главных факторов, способствующих банковской карьере, я бы назвал в первую очередь самообразование и неустанное повышение профессиональных компетенций. На втором месте идет публичная деятельность - частой смене работы с переходом на более высокую должность в другом банке подвержены менеджеры, чьи имена примелькались в СМИ, которые самостоятельно публикуются и не игнорируют участие в конференциях, дискуссиях и пр.

Публичная деятельность является неотъемлемой частью самопрезентации - на внутренний PR могут уходить значительные усилия. Без формирования определенного имиджа в глазах руководства, коллег и клиентов, будущего работодателя, наконец, без самопрезентации результатов своей работы не обходится ни одна карьера топ-менеджера.

НБЖ: Что противопоказано карьеристу? Каких ошибок не стоит допускать?

Л. Яковенко: Сегодня рынок плохо воспринимает менеджеров, увлекающихся сменой работы. Действительно, две смены работы в течение двух лет способны просто поставить крест на карьере хорошего профессионала. Лично я не верю и в успех карьеры, основанной на неоднократной смене отраслей деятельности. Наконец, абсолютный императив для карьериста - неконфликтность и гибкость в отношениях с собственниками бизнеса. Я бы посоветовала желающему сделать карьеру больше ценить того работодателя, который его заметил и предоставил возможности для карьерного и профессионального роста. Не стоит полагать, что, став «звездой» в одной компании, останешься ею и в другом месте. Далеко не в каждой компании или банке есть условия для раскрытия в полном объеме профессиональных и человеческих качеств.

О. Савосько: Мой опыт показывает, что нет правил без исключения. Принято считать, к примеру, что самостоятельная рассылка резюме по агентствам - дурной тон для настоящего карьериста. Однако мне известны случаи, когда таким образом люди находили работу в хороших компаниях с хорошими условиями труда и компенсационным пакетом. Говорят, что частая смена работ мешает карьере, но известны многие профессионалы, которые покидают компании и банки, как только завершают и доводят «до ума» проект, чтобы тут же взяться за другой. В любом случае, каждая ситуация индивидуальна, и человека к смене работы могут подталкивать совершенно разные мотивы - от желания работать в разных сферах до невозможности продвигаться по карьерной лестнице.

 Карина Коэн:

Надо уметь вести не только профессиональную, но и светскую беседу. К сожалению, это дано далеко не всем.

К. Коэн: Стать топ-менеджером сегодня труднее, чем пять-шесть лет назад. Требования работодателей и конкуренция очень высоки. Осмелюсь сказать, что уровень профессиональных навыков в настоящее время уже даже и не обсуждается, эта часть резюме становится все в большей степени «очевидной», больший акцент делается на личностные качества, на результативность и управленческий навык. Задумываясь о карьере топ-менеджера, нужно уметь не только выигрывать, но и проигрывать, и желательно делать это в начале своего карьерного пути. Какие ошибки не популярны? Всегда одни и те же: некомпетентность, безответственность, низкая лояльность (стяжательство), участие в интригах.

НБЖ: Какие инструменты развития карьеры, на ваш взгляд, наиболее эффективны и почему?

Л. Яковенко: Инструменты для выстраивания карьеры начинаются с диплома ведущего российского вуза. Пока еще ценится и западный МВА. Затем необходимо участие в профессиональных конференциях и семинарах.

 Сергей Моисеев:

Качество нашей работы первично, а доходы вторичны - это залог удачной карьеры.

О. Савосько: Диплом о высшем образовании сейчас необходим на большинстве позиций в банковской сфере, наличие же МВА западной школы не всегда оправдывает себя. Для последующего карьерного роста наиболее эффективны тренинги и семинары, особенно с участием известных специалистов и практиков, способных поделиться уникальным опытом.

Н. Сергованцева: Из влияющих на развитие карьеры факторов я бы выделила два наиболее важных профессиональное общение и собственный опыт реализованных проектов. Настоящие карьеристы всегда отличаются умением устанавливать новые полезные с профессиональной точки зрения контакты и их поддерживать - посещения конференций, семинаров, тренингов всегда используются ими с целью расширения сферы профессионального общения. Несмотря на активное развитие рекрутингового бизнеса в России, большинство топ-позиций по-прежнему закрывается через личные контакты и рекомендации знакомых.

К. Коэн: Образование, обязательное участие в профессиональных тусовках и серьезных конференциях, удачные проекты, разнообразие опыта, если речь идет о менеджере. А самое главное - активная жизненная позиция, высокий интеллектуальный уровень, умение вести не только профессиональную, но и светскую беседу. Это, к сожалению, дано далеко не всем.

Сергей Любимов
Поделиться:
 

Возврат к списку