Аналитика и комментарии

27 июля 2006

Бизнеc-подход к автоматизации Просто. Конструктивно. Выгодно

Сегодня большинство российских банков стоит перед необходимостью замены или модернизации использующихся информационных систем в связи с тем, что многие из них функционально и технологически уже не в состоянии поддерживать растущий бизнес банка. Особенно актуальной эта проблема становится для банков, развивающих розничное направление бизнеса, которое предполагает наличие широкой филиальной сети и большие объемы операций. В условиях жесточайшей конкурентной борьбы информационные системы в банке перестают быть просто инструментом для ведения бухгалтерского учета и получения отчетности для ЦБ, а становятся основным средством поддержки его бизнес-стратегии.

Учитывая требования рынка, производители банковских систем руководствуются одним из двух принципов их организации: они предлагают либо «монолитную» АБС, являющуюся полнофункциональным решением, либо разработку отдельных вертикальных приложений, каждое из которых решает отдельные задачи банковского бизнеса. И у того, и у другого подхода есть свои преимущества и недостатки.

Как правило, архитектура «монолитной» АБС, в основе которой лежит глубокая интеграция модулей, не позволяет достаточно быстро запустить в эксплуатацию функции для автоматизации розничных продуктов и получить эффект от внедрения уже через несколько месяцев. После покупки новой АБС банки зачастую оказываются в ситуации, когда «с нуля» должен быть настроен функционал, который до этого развивался и внедрялся годами. Одновременная замена практически всей информационной инфраструктуры требует от банка колоссальных усилий и ресурсов.

ВАЖНЫЕ ДЕТАЛИ

3i Infotech предлагает банкам линейку систем Kastle, состоящую из основной АБС - Kastle Core Banking, решений для кредитования Kastle Universal Lending, набора продуктов для автоматизации казначейства - Kastle Treasury Management, Kastle Risk Management и Kastle Asset Liability Management, а также ряда специальных продуктов для факторинга (Kastle Factoring), управления инвестициями и доверительного управления (Kastle Wealth Management, MFund). Кроме того, компанией разработаны системы автоматизации деятельности банка по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем (Kastle Anti-Monetary Laundering), брокерской деятельности (iBoss), страховой деятельности (Premia), есть также решения партнеров компании по автоматизации процессинга (Electra) и поддержке различных каналов продаж, таких как Интернетбанкинг, mobile banking и т. д.

Вместо глобальной замены всей системы можно использовать другой подход - приобретение специализированных вертикальных решений для автоматизации отдельных банковских операций. Тем более что на рынке уже существуют продукты разных производителей для таких функций, как кредитование, казначейские операции, системы для автоматизации фронтальных операций.

Такой выбор, пожалуй, мог бы стать предпочтительным, если бы не обладал существенным недостатком. Он приводит к увеличению в банке количества систем от разных производителей, что в конечном счете повышает стоимость их сопровождения, усложняет интеграцию, делает общую информационную инфрастуктуру непрозрачной и плохо управляемой.

КСТАТИ...

В результате внедрения системы Kastle Core banking в корейском банке Korean Post Office (KPO) время выпуска новых банковских продуктов сократилось c 1 месяца до 3 дней. Система обеспечивает обмен данными в режиме online между центральным офисом банка и его филиалами. Внедрение полнофункционального решения во всех филиалах банка заняло 24 месяца, а компания 3i Infotech получила награду «Лучший проект, реализованный ITкомпанией в Корее».

KPO-банк сегодня имеет более 3 тыс. филиалов по всей стране, обслуживающих 25 млн. клиентов и 30 млн. счетов.

Проанализировав сложившуюся на российском рынке ситуацию, компания IBS заключила партнерские отношения с индийской компанией 3i Infotech, которая предлагает несколько иной подход к построению информационной инфраструктуры современного банка.

Разработанная компанией линейка продуктов полностью покрывает функциональность любого банка. Продукты независимы друг от друга, но в то же время могут быть легко интегрированы как между собой, так и с уже использующимися в банке системами, встраиваются в любую информационную инфраструктуру. Таким образом, банк может обеспечить, с одной стороны, полное покрытие бизнес-функций, а с другой развитие информационной инфраструктуры в соответствии со своей бизнес-стратегией. Поэтапное внедрение разных продуктов компании 3i Infotech дает банку полностью интегрированное полнофункциональное решение от одного производителя.

Вместо глобальной замены всей АБС можно приобрести специализированные вертикальные решения для автоматизации важнейших для банка операций

Принимая решение о выборе той или иной системы, банки, как правило, учитывают целый набор критериев, среди которых и ее функциональность, и стоимость, и условия дальнейшего сопровождения. Однако иногда такой важный фактор, как организация процесса внедрения, остается без внимания.

В условиях, когда перед банком стоит задача быстрого развития розничного направления бизнеса, время, за которое можно ввести в действие новую, поддерживающую его АБС, становится одним из ключевых вопросов. Подход, предлагаемый компанией 3i Infotech, на наш взгляд, является оптимальным. Так, например, для поддержки функций розничного кредитования на первом этапе может быть внедрена система Kastle Universal Lending. Исходя из опыта компании 3i Infotech, это занимает 6-8 месяцев. По окончании внедрения банк имеет полностью автоматизированные функции кредитования, начиная от процесса принятия решения по кредитам до управления просроченными задолженностями, а главное - гибкий инструмент для настройки новых продуктов и бизнеспроцессов.

На втором этапе может быть внедрена система Kastle Core Banking для поддержки работы с текущими и депозитными счетами физических лиц, для осуществления платежей, в том числе без открытия счета, валютно-обменных операций. При этом возможна настройка интеграции между Kastle Core Banking и Kastle Universal Lending, что позволит системам работать с использованием единой базы данных клиентов, клиентских счетов и продуктов.

В многофилиальном банке внедрение Kastle Core Banking в части розничных операций можно осуществить за 12-18 месяцев. В результате в банке начинает работать полнофункциональная система поддержки розницы с централизованными справочниками клиентов и продуктов. Так же как и Kastle Universal Lending, решение Kastle Core Banking гибко настраивается на поддержку новых банковских продуктов. Такое очевидное преимущество инструментария позволяет банку оперативно реагировать на изменения рынка.

Компанией 3i Infotech предлагаются не только системы, по своей функциональности конкурирующие с продуктами признанных мировых лидеров в области банковских специализированных приложений, но и оптимальный подход к внедрению новых систем.

КСТАТИ...

Внедрение в одном из ведущих банков Великобритании Standard Chartered Bank (SCB) системы Kastle Universal Lending позволило сократить время принятия решения по кредитам на 30-40%. Система внедрялась в филиалах банка в Индии и Малайзии.

В Индии проект реализовывался в течение 18 месяцев. В первую очередь были автоматизированы залоговые функции, затем автокредитование и все остальные виды кредитования. Сложность внедрения проекта заключалась в том, что в Индии, где нет единого идентификационного номера и около половины населения не имеет паспортов, существует проблема идентификации новых клиентов, а также тех, кто находится в «черных» списках. Решение Kastle Universal Lending позволило настроить систему параметров для идентификации клиентов, при этом поиск в базе данных с 10 млн. записей осуществляется всего за несколько секунд. В Малайзии, где подобные проблемы отсутствуют, внедрение системы заняло 6 месяцев.

Наталья Городецкая, директор центра компетенции компании IBS
Поделиться:
 

Возврат к списку