Аналитика и комментарии

27 июля 2006

Пора снижать рублевые ставки Иначе клиент махнет рукой и пойдет на Запад


Белла Златкис - более 30 лет проработала в Минфине. До прихода в Сбербанк была заместителем министра финансов РФ, где определяла политику государства на финансовых рынках.

Ключевыми макроэкономическими факторами, которые влияют и в дальнейшем будут влиять на долговой рынок России, являются данные по инфляции, по курсовой политике, которую проводит Центральный банк, и, конечно, стоимость денег за пределами нашей Родины. Сбербанк строит свою бизнес-стратегию из расчета, что инфляция к концу года составит 9,5-10%. Не больше, потому что ей просто не позволят быть больше. Мало сомнений также вызывает курсовая политика Центробанка. Она достаточно предсказуемая. Курс доллара в текущем году будет находиться возле отметки 27 руб. за доллар с небольшим отклонением в ту или другую сторону. Бюджетная политика также понятна. Уменя нет никаких сомнений в том, что Стабилизационный фонд останется под командованием Минфина.

Сегодня клиенты ждут, что крупные банки - Внешторгбанк, Внешэкономбанк и Сбербанк - привезут с Запада много дешевых денег. Боюсь, что этого не будет. Мы только что пришли с западного долгового рынка, где разместили очередной транш своих евробондов на $500 млн. в рамках десятимиллиардной программы заимствований. Мы отсекли три четверти заявок, т. к. нас не устроила стоимость денег. Для нас эти займы стали очень дорогими. Сегодня мы пришли к выводу, что операции внутри России дают нам возможность заработать лучшую доходность с меньшими курсовыми рисками.

Кто сегодня основной потребитель долговых денег в экономике? Кто тот клиент, с которым мы работаем? В последнее время он очень сильно изменился. Два года назад, когда я только пришла в Сберегательный банк, то высказала мысль, которая многим показалась крамольной. Я сказала, что через пять-семь лет крупный клиент к нам придет не за прямым финансированием, а за более сложным продуктом. Я ошиблась со сроками. Это произошло гораздо раньше, ровно через два года после того, как мы это обсуждали. Сегодня крупный клиент, который для всех является наиболее желанным, реже приходит в банк за кредитами на определенный срок по определенной ставке. Ему необходим структурированный финансовый продукт, который должен создать для него банк. Сегодня реальный спрос российских компаний на долговое фондирование составляет $20 млрд. И это также значительно превышает сделанный нами ранее прогноз. Однако на рынке не хватает качественных активов. Объем долговых инструментов российских компаний, удовлетворяющих банки по качеству рисков, существенно отстает от свободных денег в экономике РФ. Это беспокоило меня в 2004 г., когда я работала в Минфине, и еще больше беспокоит все два года, что я работаю в Сбербанке.

Какая валюта заимствования - доллар или рубль? Обратите внимание на диспропорцию между стоимостью валютных и рублевых ресурсов. Ставки по рублям повысились, т. к. есть клиенты, есть спрос на деньги. Нопри этом у нас по-прежнему кредиты в рублях выглядят намного, в полтора-два раза дороже, нежели если брать кредиты в долларах.

Что это все означает для будущего российской экономики? Если ничего не будет меняться, то опять возникнет ситуация, когда клиент махнет рукой и самостоятельно пойдет за деньгами на Запад. Но это все неправильно, российская банковская система может потерять лучшего клиента.

Сегодня нам надо предлагать качественный продукт в рублях, при этом снижать рублевые ставки против долларовых. В частности, Сбербанк сейчас думает о выпуске бондов одновременно и на российских, и на зарубежных рынках.

Белла Златкис, заместитель председателя правления Сбербанка России
Поделиться:
 

Возврат к списку