Аналитика и комментарии

07 июня 2006

...Но честь важнее Глава банка «Возрождение» Дмитрий Орлов дорожит репутацией, чтит традиции и опирается на опыт советской эпохи

ДОСЬЕ

Орлов Дмитрий Львович родился 2 июля 1943 г. в Сухуми. В 1968 г. окончил Московский финансовый институт по специальности «финансы и кредит». Более 35 лет работает в банковской системе. Председатель правления ОАО «Банк «Возрождение». Заслуженный экономист Российской Федерации. По результатам 2005 г. Д.Л. Орлову присвоено звание « Лучший банкир России». Женат, имеет сына и дочь. Увлечения: коллекционирует картины, ценит кулинарию, особенно греческую кухню, любит животных.

Банк «Возрождение» образован в 1991 г. и сегодня является одним из крупнейших в российской банковской системе. Банк располагает четвертой по величине сетью филиалов в стране - более 140 офисов в 19 регионах России.

НБЖ:Дмитрий Львович, у вас за плечами огромный опыт работы еще в советской банковской системе. Что означает этот опыт сегодня в условиях рынка? Он для вас является помощником или препятствием?

Д. Орлов: Конечно, помощником. Да, условия сейчас другие, но когда говорят, что в те времена не было банковской системы, то я с этим категорически не согласен. Система была, только задачи перед ней стояли другие. И формы собственности были другими: тогда мы управляли государственными средствами, сейчас - частными.

Я был управляющим отделения Госбанка в Мытищах, затем руководил Московской областной конторой Госбанка. В те времена это была номенклатура союзного Госбанка, приравненная к уровню управляющих республиканскими банками. Мы и тогда тщательно анализировали возможности того или иного предприятия, после чего выносили заключение: давать или не давать кредит.

Денежная масса утверждалась на заседаниях Политбюро ЦК КПСС, т. е. на самом верху. Лимиты по ведомствам и даже по предприятиям распределял Госплан.

Оборотных средств предприятиям вечно не хватало, проблему эту решали за счет кредитов Госбанка, которые тоже распределялись по строгим лимитам. Существовала жесткая вертикаль: Госплан - Госбанк - министерство - хозяйствующий субъект.

Допустим, мы, проанализировав работу машиностроительного завода, давали свое заключение: оборотные средства используются нерационально, давать кредит не рекомендуем. Далее начиналась борьба наверху, в ход пускались разные аргументы, ну, например, такие как «государственные интересы», «повышение обороноспособности» и т. п. И случалось, что наше заключение игнорировалось. Но, повторяю, аналитика на низовом уровне и контроль над целевым использованием кредитов и тогда были поставлены очень хорошо.

НБЖ: Видимо, это единственное, что связывает ту прежнюю банковскую систему с нынешней...

Д. Орлов: Коренное отличие в том, что собственники другие. Отсюда и подход иной: сейчас мы не просто анализируем ситуацию, но на основе этого анализа сами принимаем решения и сами же несем за них ответственность. И, разумеется, гораздо больше стало новых банковских инструментов, продуктов. Хотя и в этом смысле некоторые сегодняшние предложения базируются на разработках и идеях из прошлого. Вот, скажем, выплата заработной платы через банкоматы сегодня широко распространенное явление. В свое время, много лет назад, мы тоже пытались организовать этот процесс через счета в Сбербанке. Государство и в те времена было озабочено тем, чтобы сократить товарно-денежную массу и тем самым усмирить инфляцию.

НБЖ: Можно ли сказать, что вы вошли в рынок легко и без всяких усилий?

Д. Орлов: Первые года полтора-два проблемы были. Пришлось вносить коррективы в прежние представления. И подучиться пришлось. Я еще в 1986-м поехал во Францию, в банк «Креди агриколь», чтобы посмотреть, как там у них все устроено. В «Креди агриколь» - потому что я тогда стал управляющим областной конторы Агробанка и мы имели тот же профиль, что и французы.

НБЖ: Наверное, премудростям и тонкостям банковского дела можно научиться, но что делает банкира самым лучшим, самым успешным? Какое сочетание качеств?

Д. Орлов: В любой профессии талантливый человек добивается большего, чем другие. В юности я не думал становиться финансистом. Поступал на мехмат в университете, но не добрал до проходного балла. Решил не терять года и отдал документы в финансовый институт.

В этом году банку «Возрождение» исполнилось 15 лет, столько же, сколько всей банковской системе России

А те внутренние пружины, которые срабатывают и приводят к успеху, то они в любом деле одинаковы. Это инициатива, ответственность, творческий подход.

НБЖ: Дмитрий Львович, возглавляемый вами банк «Возрождение» один из немногих, который без особых потерь вышел из кризиса 1998 года. Как вам это удалось?

Д. Орлов: Мы никогда не занимались рискованными операциями, сулящими высокую доходность. Наш конек - реальный сектор экономики. Это нас и спасло. Убытки и мы понесли, причем немалые, однако наши вкладчики не пострадали. Никто из частных вкладчиков не потерял ни рубля, были выплачены все проценты по вкладам, как положено.

С юридическими лицами была такая же картина.

За две недели в августе 98-го я похудел на семь килограммов. Стопроцентной уверенности и ясности, что мы выдержим это испытание, не было. Тогда многие бросились создавать маленькие «банчики», через которые лихорадочно выводили активы. Мы решили: не будем этого делать. Деньги, конечно, важны, но честь важнее. И наша сегодняшняя высокая репутация во многом основывается именно на нашем поведении в той кризисной ситуации. Мы доказали, что мы не обманываем людей и выполняем все принятые на себя обязательства.

НБЖ: Говорят, тогда не обошлось без ваших влиятельных связей, в частности, помог Виктор Геращенко, который выделил банку «Возрождение» приличный кредит...

Д. Орлов: Виктор Геращенко дал деньги не мне, а Юрию Лужкову. Дело в том, что весной 1998 г. мы предоставили кредит АЗЛК под гарантии московского правительства. Грянул кризис, денег нам никто не вернул. Тогда Лужков обратился в ЦБ с разъяснением сложившейся ситуации и просьбой кредитовать нас в объемах задолженности АЗЛК.

Геращенко - действительно мой давний и добрый друг, но хочу вам сказать, что для нас, банкиров, соблюдение законов выше мужской дружбы.

НБЖ: Что значат в наше время рыночных отношений связи?

Д. Орлов: Что можно было попросить у нужного человека 20 лет назад? Дефицитные продукты? Билеты на хоккей? Выгодный квартирный обмен? Сейчас «звонок другу» может решить проблемы стоимостью в миллиарды.

Пользуюсь ли я связями? Практически нет. Мы не занимаемся такими операциями, где требуется какой-то блат, у нас реальный сектор экономики, мы имеем дело с конкретными предприятиями. Да, у меня много друзей, которые имеют высокие должности, мы с ними вместе давно шагаем по жизни, но просить их о чем-то по бизнесу - нет, это не для меня.

НБЖ: Банк «Возрождение» уже практически освоил всю Московскую область, дойдя едва ли не до каждого поселка. Значит, заявленная АРБ программа «банкизации» всей России вами уже реализуется?

Д. Орлов: Да, почти везде в Московской области у нас есть филиалы или допофисы. После Сбербанка мы на втором месте в Подмосковье. Хотя потенциал развития в этом регионе еще далеко не исчерпан. Вот начинается строительство новой кольцевой магистрали вокруг столицы. Рядом с дорогой скоро возникнет инфраструктура: торговые центры, заправки, рынки, административные здания, офисы: Следовательно, появятся тысячи новых потенциальных клиентов.

Наш банк давно вышел за пределы Московской области и работает в 19 регионах России.

Наша стратегия предусматривает дальнейшее расширение филиальных сетей, создание и развитие новых банковских продуктов. По объемам вкладов населения мы сейчас занимаем 10-е место в России. Но эти вклады должны работать и на самих людей. Активно развиваются потребительские кредиты, ипотека. Если учесть реальную потребность в жилье, то у ипотечного кредитования в нашей стране гигантские перспективы.

НБЖ: Что мешает банкам снизить ставки по кредитам для населения? Ведь именно высокие ставки - одна из основных причин, тормозящих развитие этого банковского продукта.

Д. Орлов: Все зависит от стоимости ресурсов у банка. Все ипотечные кредиты - долгосрочные. А наши банки, в отличие от западных, имеют короткую историю, они еще не накопили долгосрочных источников. Какие это источники? Собственный капитал, долгосрочные вклады и долгосрочные депозиты. Последние - это деньги юридических лиц, а у нас эти средства ограничены, они находятся в обороте у предприятий.

Еще одна проблема связана с несовершенством Гражданского кодекса. Если мы, наконец, приведем свое законодательство в этой части в соответствие с лучшими западными стандартами, банки получат возможность формировать долгосрочные ресурсы, и процентные ставки по ипотечному кредитованию снизятся.

НБЖ: Можно ли говорить о том, что ипотека все-таки пошла в нашей стране?

Д. Орлов: Конечно, пошла. Вот данные только по нашему банку «Возрождение». Если на январь прошлого года мы выдали 164 кредита на сумму 87 млн. руб., то на конец года таких кредитов было уже 2217 на сумму 1,3 млрд. руб. А план на 2006 год предусматривает 10 тыс. кредитов.

НБЖ: Испытываете ли вы в Подмосковье конкуренцию со стороны столичных банков?

Д. Орлов: В условиях рынка конкуренция - это нормальный процесс. Она заставляет нас быть в тонусе, постоянно совершенствовать свою работу. Какогото сильного давления мы не ощущаем. Что же касается борьбы за клиента и конкуренции рыночных предложений, то сегодня, я уверен, наш клиент за полпроцента к конкуренту не уйдет.

В этом бизнесе очень важно доверие к банку, которое формируется годами. А многие наши клиенты работают с банком «Возрождение» еще с советских времен. И они не раз убеждались в том, что мы никогда и никого не подводили. Мы твердо убеждены, что самым ценным активом банка «Возрождение» являются именно отношения с клиентами.

Кирилл Оживар
Поделиться: