Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Предохранитель рынка Сколько ни повторяй «развитие», банк не заработает

В дискуссии участвуют:

Сергей Моисеев, директор Центра экономических исследований МФПА

Александр Морозов, главный экономист по России и странам СНГ, HSBC Bank (RR)

Александр Буря, начальник Управления операционных и финансовых рисков Международного промышленного банка

Алина Ветрова, Консалтинговая группа «Банки. Финансы. Инвестиции.»

Олег Данилин, руководитель Консультационной группы по финансовым рынкам «Эрнст энд Янг Бизнес-консультирование»

НБЖ: Зачем нужны специальные корпорации или банки развития?

С. Моисеев: Банки развития родились в период Великой депрессии и мирового кризиса 1930-х гг., когда власти были вынуждены самостоятельно взяться за распределение финансовых ресурсов в экономике и развитие отраслей, которые они посчитали приоритетными. Апогей популярности банков развития пришелся на 70-е гг. Государство доминировало в банковском секторе большинства стран мировой периферии: Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии. К примеру, в Латинской Америке доля госбанков на внутреннем кредитном рынке превышала 50%. Во многих странах Африки власти пошли еще дальше и национализировали банковскую систему, превратив ее либо в монобанк, либо в несколько специализированных банков.


Александр Морозов:
В России слишком велики коррупционные риски

Банки развития способствовали реализации национальных программ и финансированию крупных инвестиционных проектов. В Западной Европе и Японии они сыграли важную роль в послевоенном восстановлении. По мере укрепления частного банковского сектора их финансовые ресурсы переключались на решение других задач. Банки развития поныне продолжают работать в Германии, Португалии, Испании, Японии и ряде других стран. Характер их деятельности менялся: сегодня они специализируются на реализации низкоэффективных проектов и предоставления помощи за рубежом.

Однако в ряде стран такие институты оказались слабыми и погибли под бременем безнадежных долгов, слабого менеджмента и, в конечном счете, низкой эффективности.

А. Морозов: Теоретически банки развития призваны устранять так называемые «провалы рынка», возникающие тогда, когда решения, принимаемые субъектами рынка, не являются оптимальными с точки зрения общественных интересов.

А. Буря: В России существуют инвестиционные проекты национального масштаба, которые не могут быть профинансированы из частных источников либо отдача от которых неочевидна. При этом рынки капитала развиты относительно слабо, кредитные ресурсы банков недостаточны, а внешние источники долгосрочных ресурсов не способны покрыть всех потребностей развивающейся экономики.

А. Ветрова: Как правило, банки развития не включаются в систему коммерческих банков. В документах таких банков особо подчеркивается, что они нацелены на заполнение рыночных ниш, которые по той или иной причине не освоены или не могут быть освоены коммерческими банками. Особой разновидностью банков развития являются экспортно-импортные банки, главная задача которых состоит в кредитовании и страховании внешнеэкономических операций, гарантировании экспортных кредитов.

О. Данилин: На наш взгляд, банк развития - это один из самых удачных инструментов проведения государственной инвестиционной политики. Разумеется, могут быть заданы вопросы и приоритеты государственной инвестиционной политики относятся к вопросам национальной экономической безопасности и прямому ведению правительства, и любые доводы против данного вмешательства не являются обоснованными.


Сергей Моисеев:
Банк развития не конкурент частным банкам.

НБЖ: Какие актуальные для нашей экономики задачи могут быть поставлены и выполнены банками развития?

А. Буря: Основные функции банка развития - это отбор и финансирование крупных проектов национального масштаба, прежде всего связанных с развитием инфраструктуры (например, в транспортной и коммуникационной отраслях). Кроме того, банк развития должен формировать программы поддержки отдельных социально и экономически важных секторов экономики (малый бизнес, сельское хозяйство) и участвовать в финансировании отдельных значимых проектов совместно с частными инвесторами. Правительство страны должно определить и утвердить перечень национальных проектов для финансирования и критерии отбора наиболее значимых частных проектов.

А. Морозов: Россию от большинства развитых стран отличают пока высокий уровень коррупции и неразвитость институтов гражданского общества. Создание банка развития чревато существенными коррупционными рисками и рисками финансирования заведомо неэффективных проектов из-за отсутствия независимого и неполитизированного внешнего контроля. Поэтому такой банк, даже при формально правильно поставленных задачах, скорее всего, не сможет обеспечить их эффективное выполнение.

Вероятно, целесообразно рассматривать вариант создания или развития на базе одного из существующих госбанков экспортно-импортного банка с целью поддержки экспортеров несырьевых товаров с высокой долей добавленной стоимости.

С. Моисеев:

Основополагающий принцип деятельности банка развития - это отказ от конкуренции с частными банками. Если его заемщиками, имеющими низкий первоначальный уровень платежеспособности, капиталоемкие и долгосрочные проекты, начинает интересоваться частный сектор, значит, работа банка развития завершена и он должен уходить с рынка.

В нашей стране проект банка развития обрел популярность в результате неэффективного накопления государством избытка ликвидности. Функции банка развития в нашей экономике уже на начальной стадии должны быть четко оговорены в специальном федеральном законе. В частности, должны быть поставлены барьеры на пути нецелевого использования ресурсов банка, коррупции его руководства, неоправданных расходов на содержание банка, низкой финансовой дисциплины.

А. Ветрова: Деятельность банков развития направлена не на максимизацию прибыли, а на эффективное распределение ресурсов долгосрочного кредитования и контроль их целевого использования. Как правило, они предоставляют кредитные ресурсы на очень благоприятных условиях: длительный срок (10-12 лет и более), инвестиционный период (освобождение от уплаты процентов первые два года), низкая фиксированная процентная ставка. В случае повышенной рискованности проекта банк развития берет на себя половину риска, а в случае его наступления - выплачивает возмещение частному банку, кредитующему заемщика. Вместе с тем, ссудная политика таких институтов строится с учетом необходимости покрывать получаемыми доходами все издержки, формировать необходимые резервы, обеспечивать возможности своего развития.


Александр Буря:
Задача банка развития финансирование проектов национального масштаба.

НБЖ:Каким должен быть механизм работы банка развития?

О. Данилин: Банк должен работать в двух направлениях - с одной стороны, он должен самостоятельно искать инвестиционные проекты и компании в отраслях государственного приоритета и выявлять необходимость и возможность финансирования (т. е. активная роль банка). С другой стороны, банк должен проводить анализ и экспертизу проектов, направляемых ему федеральным правительством и местными органами власти. Банк в любом случае делает экспертизу проекта, определяет его экономическую состоятельность и соответствие требованиям государственной инвестиционной политики, структурирует сделки (т. е. обеспечивает создание синдикатов, привлечение инвесторов) и контролирует дальнейшее развитие проектов и компаний. Банк должен выступать, прежде всего, как контролер соответствия предлагаемых проектов основным экономическим требованиям, ограничениям и направленности государственной инвестиционной политики и как организатор финансирования.

А. Морозов: Каким бы ни был российский банк развития - необходимо обеспечить его реальную независимость от госструктур. Принципиально важно обеспечить непосредственное участие частного бизнеса в отборе проектов, предлагаемых к финансированию банком развития, через кредитный комитет, группу экспертов и т. п.

НБЖ: Каким должен быть статус и капитал банка развития?

А. Буря: Банк развития должен быть на 100% государственным, а его капитал - соответствовать уровню крупнейших банков страны. Роль источников формирования его пассивной базы могут сыграть средства государственных и негосударственных фондов (в том числе, Стабилизационного), а также выпускаемые банком долговые инструменты, имеющие фактически статус государственных.

О. Данилин: Мы считаем, что банк развития должен быть все-таки банком, т. е. финансовым учреждением, занимающимся лицензируемой деятельностью, являющимся отдельным юридическим лицом, имеющим собственный персонал и инфраструктуру. Данный банк должен быть частью корпорации развития, которая помимо банка, включает в себя инвестиционные и венчурные фонды, лизинговые компании и другие структуры. Разумеется, такой банк, как и вся корпорация, должен быть полностью государственной структурой.

В отношении капитала банка он должен позволять финансировать проекты в наиболее приоритетных отраслях экономики, речь идет о миллиардах долларов.

С. Моисеев: В случае формирования банка развития как банковской кредитной организации к нему следует применять особые нормы регулирования. Например, смягчить нормативы банковской деятельности по ликвидности и кредитным рискам. С другой стороны, ему должно быть запрещено принимать вклады населения. Основными источниками ресурсов должны быть регулярные пополнения государством собственного капитала банка, а также долгосрочные облигационные займы и международные кредиты.

А. Ветрова: Сочетать прибыльность и нерыночные условия кредитования банкам развития помогает особый статус, освобождающий от необходимости выполнять пруденциальные требования и, в частности, от требования создания резервов. Банки развития освобождаются от уплаты налогов и сборов, не выплачивают дивидендов, а вся прибыль направляется на увеличение капитала. Надзор за ними осуществляет, как правило, Министерство финансов. Государство выступает гарантом всех обязательств банка развития, что позволяет фондировать операции и предоставлять кредитные ресурсы на льготных условиях.


Олег Данилин:
У нас не так много времени на принятие решений.

НБЖ: Какие из существующих структур могут стать основой для банка развития? Или лучше создавать его «с нуля»?

А. Буря: Создавать банк развития «с нуля» нецелесообразно. Площадкой для его формирования мог бы стать Внешэкономбанк. Разумным представляется слияние ВЭБа и Российского Банка Развития.

О. Данилин: У нас не так много времени на принятие решения и на создание банка развития, поэтому, с нашей точки зрения, наиболее рационально было бы использовать банки, уже занимающиеся вопросами development finance. В частности, такими структурами являются Российский Банк Развития, ВЭБ. Банк развития как отдельная структура есть лишь часть корпорации, о чем свидетельствуют примеры мировой практики, в частности опыт наших коллег из Китая, Казахстана, Германии и других стран.

С. Моисеев: Банк развития в России уже формально существует. Еще в 1999 г. Российский Банк Развития был учрежден Российским фондом федерального имущества для содействия реализации государственной инвестиционной политики в приоритетных отраслях экономики. На наш взгляд, необходимо консолидировать сектор госбанков для снижения издержек и повышения его эффективности. Такие как Росэксимбанк, Российский Банк Развития, Россельхозбанк, Всероссийский Банк Развития Регионов и др. необходимо объединить и лишить коммерческой направленности. Консолидация позволит сократить расходы на персонал и инфраструктуру, убрать дублирование функций.


Алина Ветрова:
Эти банки, как правило, дают кредиты на хороших условиях.

А. Ветрова: Российский Банк Развития (РосБР) не может претендовать на статус банка развития, поскольку является по сути своей государственным коммерческим банком, осуществляющим коммерческие операции и преследующим коммерческие цели. Его капитальная база ($166 млн.) явно недостаточна для поддержки программ долгосрочного кредитования.

Оптимальным вариантом решения вопроса стало бы закрепление функций банка развития за ВЭБ, который действует на основании Указа Президента РФ и не включен в систему коммерческих банков.

Преимущество ВЭБ и в размере его активов ($2,5 млрд.), узнаваемом бренде, высоких рейтингах и налаженных международных связях. Этот банк имеет значительный опыт финансирования долгосрочных и капиталоемких проектов. Такой вариант решения вопроса отвечает интересам и государства, и коммерческих банков, получающих в лице банка развития не конкурента, а надежного союзника.

Евгений Арсюхин
Поделиться:
 

Возврат к списку