Аналитика и комментарии

07 июня 2006

На трех "столпах"

В июле 1974 г. так называемой «группой Большой десятки», в которую вошли страны - члены Международного валютного фонда, а также Швейцария, был образован Базельский комитет по банковскому надзору. Перед ним была поставлена цель - определение предпосылок для регулирования банковской деятельности и предотвращение возникновения банковских кризисов.

Как известно, центром внимания органов государственного регулирования является банковский капитал, поскольку он выполняет функцию защиты клиентов и акционеров банка от возможных потерь. Поэтому определение критериев достаточности капитала, приемлемых для различных банковских институтов независимо от их страновой принадлежности, стало ключевой задачей организации банковского регулирования. Для ее решения в июле 1988 г. был принят разработанный Базельским комитетом по банковскому надзору общий подход к оценке достаточности капитала банков, который стал известен как Базельское Соглашение по капиталу (Basel Capital Accord, «Базель I»).

Но уже в апреле 1993 г. началась работа над усовершенствованием соглашений 1988 г. Базельский комитет вынес на обсуждение банковского сообщества вопрос о резервировании капитала против потерь рыночного риска.

В апреле 1999 г. комитет представил на открытое обсуждение документ под названием «Новая схема достаточности капитала». После принятия поступивших замечаний со стороны профессионалов банковского сообщества, научных институтов и национальных регулирующих органов исходный вариант Соглашения претерпел существенные изменения и в своем окончательном виде был опубликован уже в 2004 г. как Новое Базельское соглашение по капиталу (Basel II Capital Accord, «Базель II»).

Ключевые позиции Нового Базельского соглашения

Новое Базельское соглашение представляет собой многоаспектный и детализированный документ, состоящий из трех «столпов»: требования к минимальному размеру банковского капитала, банковский надзор и рыночная дисциплина.

Так же, как и в «Базеле I», основным регулируемым показателем в Новом Соглашении выступает коэффициент достаточности капитала, рекомендуемое значение которого остается прежним - 8%. Новшества касаются методик расчета определения веса (уровня рисков) в портфеле активов банка.

«Базель II» рассматривает три вида риска, под которые осуществляется резервирование капитала: рыночный, кредитный и операционный, представляющий собой риск убытков вследствие неадекватных или дающих сбои внутренних процессов, несанкционированных действий персонала, внешних событий.

Оценка кредитного риска и расчет резервируемого капитала предлагается на основе двух альтернативных вариантов: стандартного подхода и подхода на основе внутренних рейтингов. В первом случае применяется методика «Базеля I» с той разницей, что активы взвешиваются по риску в зависимости от кредитного рейтинга, присвоенного внешними по отношению к банку специализированными организациями. Во втором случае оценка риска активов производится с помощью внутренней рейтинговой модели банка, предварительно одобренной органом надзора. Наиболее продвинутыми моделями в этом отношении являются Credit Metrics (предлагаемый RiskMetrics Group), CreditRisk+ (CSFB), CreditPortfolioView (McKinsley), Portfolio Manager (KMV).

«Базель II» не предполагает изменение требований к расчетурыночного риска, однако рекомендует банкам сделать обоснованный выбор между стандартным и усовершенствованным подходами расчета.

Для оценки операционного риска банкам предлагается использовать три метода:

  • базовый, который предусматривает вычисление суммы требований по капиталу под операционный риск на жестко фиксированном уровне;

  • стандартизованный, предполагающий введение определенных коэффициентов под каждый вид операционной деятельности;

  • усовершенствованный метод измерения рисков, при котором банк использует собственные методики измерения операционных рисков на основе комбинации количественных и качественных критериев, в которых комитет на данном этапе предоставляет банкам беспрецедентную степень свободы.

Выбор метода расчета рисков остается на усмотрение банка, причем допускаются и комбинированные варианты. Однако переход к более простому подходу без согласия надзорного органа запрещается.

Особое внимание в новом Базельском соглашении уделяется вопросам банковского надзора. Документом определены основные принципы организации риск-ориентированного регулирования, которые направлены на стимулирование банков работать над совершенствованием своей системы управления рисками. В связи с этим органы надзора получат право устанавливать для некоторых банков повышенные требования к достаточности капитала.

Надзор будет строиться таким образом, чтобы обеспечить надлежащее исполнение и повысить надежность банковских операций, контролировать капитал и резервы банков с точки зрения достаточности для поддержания занятых ими рисковых позиций. Поэтому Соглашение акцентирует внимание органов банковского надзора на необходимости понимания сути рисков, знания методик оценки и управления ими.

Кроме того, особое внимание Соглашением уделяется необходимости поддержания регулярных контактов надзорных органов с руководством банка и установления содержательного диалога, в ходе которого повысится качество банковской практики. Банкам вменяется в обязанность периодическое представление органам надзора информации для анализа, а органы надзора должны регулярно обсуждать с банками все сколько-нибудь существенные вопросы, возникающие в ходе их деятельности и направления этой деятельности. Банки со своей стороны должны быть уверены, что могут довериться надзорному органу, проконсультироваться с ним и ожидать конструктивного и конфиденциального совместного обсуждения этих проблем.

Помимо государственного надзора, одним из необходимых компонентов регулирования деятельности банка Базельским соглашением определяется внутренний аудит. Кредитные учреждения должны направить свои усилия на переход от контрольно-ревизионного управления, которое, кстати, принято в России, к четко определенной независимой функции внутреннего аудита. Если первый занимается каждодневной проверкой соблюдения законодательных требований, то в задачу последнего входит надзор за выполнением процедур и методов ведения банковского дела, независимая оценка достаточности, операционной эффективности и надежности систем контроля внутри организации. Указанные функции не являются взаимоисключающими. Однако их работа должна быть организована таким образом, чтобы максимально повысить качество контроля в масштабах банка. Кроме того, внутренний аудитор должен быть независимым и подотчетным непосредственно Совету директоров кредитной организации.

В контексте мероприятий по усилению микроуровня регулирования банковской деятельности нельзя не отметить принятие Базельским комитетом в апреле 2005 г. свода рекомендаций по внедрению комплаенсфункции, представляющей собой организацию в банках порядка соблюдения требований (законов, предписаний, правил, этики и т. д.) саморегулирующих организаций в отношении банкинга. Документ представляет собой систему принципов, способствующих поддержанию деловой репутации банка, принятие которых позволит адекватно отвечать на вызовы, связанные с уникальным для данного банка профилем комплаенсриска.

Появление рыночной дисциплины как одного из «столпов» нового Базельского соглашения отражает признание комитетом того факта, что и надзорная, и рыночная дисциплины, взятые в отдельности, являются несовершенными механизмами контроля за банковским риском, хотя в совокупности они дополняют и усиливают друг друга.

Прозрачность отчетов является условием для соблюдения рыночной дисциплины, что в свою очередь считается важным элементом успешной политики в отношении достижения и поддержания финансовой стабильности. В этом отношении банкам вменяется публикация информации, которая необходима для оценки его финансового положения, прибыли и убытков, характера рисков, а также практики управления и контроля.

Очевидно, что внедрение новых положений по своей сути является реформацией экономико-правовой среды и потребует много времени, сил и средств как со стороны банков, так и со стороны регулирующих органов. Базельский комитет не ставит перед абсолютно всеми странами задачу принятия и перехода на новые стандарты в кратчайший срок. Однако с требованиями «Базеля II» придется рано или поздно считаться, тем более что это выгодно и банкам, и надзорным органам с точки зрения повышения устойчивости банковской системы в целом и эффективности функционирования банковского сектора.

Наталья ТЫСЯЧНИКОВА

Окончила Ташкентский Государственный Финансовый Институт по специализации «Финансы и кредит». Участвовала в ряде программ и семинаров по вопросам финансового анализа банков и обеспечения эффективности их деятельности. Прошла курсы обучения по управлению рисками и созданию структуры риск-менеджмента в банках. На протяжении восьми лет работала в банковской сфере - в банках среднего и крупного уровня масштабности, - в области анализа, прогноза и разработки концепции стратегического развития деятельности банка.

Наталья Тысячникова, ведущий консультант консалтинговой группы "Банки. Финансы. Инвестиции"
Поделиться:
 

Возврат к списку