Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Информационные технологии управляют банками

Разработчики программного обеспечения для банков очень жизнерадостные люди. Уверенность в будущем в них вселяет неснижающаяся творческая активность чиновников Банка России, а также депутатов Госдумы. Ведь любое нововведение влечет за собой создание обновлений к уже установленным информационным системам.

Что касается банков, то у них надежд на снижение этой категории расходов в обозримом будущем нет. Можно лишь ожидать, что когда-нибудь эти затраты можно будет вогнать в плановые рамки. Но случится это не раньше, чем когда в российском банковском сообществе утвердятся стандарты управления и учета, принятые во всех развитых государствах. А этому препятствует не только вполне понятная инертность регулирующих органов, но и сопротивление тех, кто не готов к той степени открытости, которая требуется сегодня.

В ожидании «золотого дождя-2»

Компании, поставляющие системы автоматизации (АБС) банкам, хорошо помнят «золотой дождь», пролившийся на них в 1997 г., когда шла подготовка к введению нового плана счетов. Почти все банки решили воспользоваться случаем, чтобы обновить свои информационные системы. «Банки

были поставлены в некую начальную позицию, - говорит директор Департамента по работе с клиентами компании ОТР Константин Маркелов.- Они как бы заново стартовали, у каждого из них начался свой цикл».

После 1997 г. последовали 1998-й и всем известные события, на уровень «додефолтовой» доходности поставщики программных решений для банков смогли выйти только в 2002-2003 гг., когда началась адаптация банковских систем к Закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Он принес российским софтверным компаниям около $4 млн.

В этом году российские банки станут еще прозрачнее. К этому их подталкивают условия вступления в систему страхования вкладов, грядущее принятие рекомендаций «Базель II». Вместе с бурно растущей активностью на рынке розничных услуг, требующей внедрения CRM (customer related management), скоринговых систем, 2005-й может стать годом, когда технологии, до сих пор использовавшиеся только крупными многофилиальными банками, начнут широко внедряться в регионах.

Оптимизация автоматизации

Расходы банков на информатизацию постоянно растут. По разным оценкам, только открытый рынок банковского программного обеспечения (ПО) в текущем году достигнет $100 млн. Эта цифра не учитывает контракты, которые будут заключены неконкурентным путем, т. е. с участием официальных органов, под давлением лоббистов и т. д. Поэтому реальная цифра может быть значительно больше.

По мнению исполнительного директора, начальника Информационнотехнического департамента Ассоциации российских банков (АРБ) Валерия Шипилова, «сегодня основная тенденция - модернизация и замена существующих программных систем, обусловленная различными для каждого банка причинами».

Региональные банки испытывают сходные нужды. До сих пор они довольствовались недорогими решениями из расчета $100-200 за рабочее место. Но развитие филиальной сети крупных банков и усиление конкуренции за региональных клиентов заставляет их больше уделять внимания IT-системам.

По словам Константина Маркелова, «сейчас востребованы, с одной стороны, интегрированные технологии, с другой - те, которые позволяют наращивать систему по модульному принципу». Такие возможности и заложены в новых решениях, появившихся на рынке. В прошлом году разработчики предложили ряд систем, специально нацеленных на средние и малые банки. Это RS-Bank/ Pervasive, «Ва-Банк ST», «Центавр Омега» и ряд других, ориентированных на кредитные учреждения с оборотом $50-150 млн.

Тем не менее бума спроса на эти системы не ожидается, т. к. банки традиционно испытывают острый дефицит средств, отпущенных на информатизацию. Как считает управляющий директор, председатель Совета директоров компании «Диасофт» Александр Глазков, «возможности отечественных кредитных учреждений ограничены, и в большинстве случаев они выбирают самый экономный проект».

За CRM'ом - BPM

Внедрение АБС и CRM-решений не исчерпывает проблем банковской информатизации. В конце прошлого века появились системы управления эффективностью бизнеса, т. н. BPMприложения (business performance management). По словам директора Управления маркетинга компании Intersoft Lab Юлии Амириди, есть серьезный спрос на решения этого класса в российских банках. Она считает, что они «занимают пустовавшее до этого место либо приходят на смену локальным решениям, созданными собственными IT-службами».

Над рынком банковских программных продуктов солнце еще долго не будет заходить

Сегодня в российских банках внедрено около 60 таких систем. При этом динамика спроса на BPMсистемы в России в несколько раз превосходит аналогичные процессы на западном рынке. По данным компании Gartner, в 2004 г. рост объемов продаж BPM-систем в мире составил 11%, в то время как в России, по оценкам Intersoft Lab, этот показатель составил 34%.

Однако в целом российские банки не созрели для комплексной автоматизации управленческих технологий, считает Юлия Амириди. Пока востребованы решения для управленческого учета и бюджетирования, розничные банки устанавливают системы управления доходностью банковских продуктов и клиентов. Есть интерес к системам прогнозирования, моделирования и управления рисками, но их реальные продажи начнутся, предполагает она, через два-три года.

Россия - не в арьергарде

На рынке программного обеспечения для банков уже много лет погоду делают российские производители.

По утверждению Валерия Шипилова, «любая российская АБС лучше приспособлена к нормативной базе, чем зарубежная. За нормотворчеством ЦБ отечественные поставщики успевают быстрее».

«Российское», конечно же, не означает «второсортное». «Есть некоторые модули российских разработчиков, которые дадут фору западным системам, - утверждает Валерий Шипилов. - Например, автоматизация некоторых операций с точки зрения оперативного управленческого учета - валюта, ценные бумаги, векселя. Если говорить о бухгалтерском учете и об отчетности перед ЦБ РФ, то отставание зарубежных систем от российских становится еще более значительным».

Признанием качества работы отечественных программистов является тот факт, что некоторые западные банки устанавливают в своих российских «дочках» решения, предложенные российскими разработчиками. Так, АБС банка ING Barings (Eurasia) основана на российской разработке, получившей название «Новая Афина». Немецкий банк West LB Vostok установил у себя систему RS-Bank. И хотя сейчас через головной банк в нем внедряется решение SAP, отчетность, вероятно, останется на российской системе.

По словам Константина Маркелова, российские разработки используют, как правило, те «дочки» иностранных банков, головные конторы которых не имеют собственных систем. Кроме того, таким образом они страхуются от ошибок в отчетности. Но крупные иностранные банки, имеющие собственные программные продукты, устанавливают в своих российских «дочках», как правило, их локализованные версии.

Взгляд на Запад

Тем не менее спрос на системы иностранной разработки не исчезает. Многим памятно внедрение в «СБСАГРО» системы Equation-3, обеспечившей банку Александра Смоленского серьезные конкурентные преимущества. Благодаря ей, клиент «СБС-АГРО» не был привязан к офису, в котором он открыл счет, полный комплекс услуг он мог получить в любом отделении банка в любой точке России.

Повторить эту систему пока никто не смог. На основе Equation создана система «Альфа Банк Экспресс», но действует она пока в рамках Москвы. Другая сделка - разработка компанией Temenos автоматизированной системы для банка «МЕНАТЕП-СПб». Известна и сумма контракта - $13 млн.

Сейчас на российский рынок активно устремились индийские софтверные компании. Одна из них, i-Flex, уже подписала ряд выгодных контрактов. Другая, Infosys, вот-вот должна заключить, как утверждают эксперты, «очень крупное» соглашение.

Как утверждает Валерий Шипилов, внедряя иностранные разработки, российские банки стремятся получить технологии, которые упрочили бы их положение не только в России, но и на внешних рынках. «Дело в том, что в зарубежных банковских системах реализованы бизнес-процессы, отлаженные на рынках развитых стран. Кроме этого, ядро этих систем ориентировано не на бухгалтерский, а на управленческий учет, расчет доходности операций и управление рисками в режиме реального времени», - отмечает он.

Другая причина - внедрение западной АБС делает банк более привлекательным для зарубежных инвесторов и кредиторов, повышает его капитализацию. «Зарубежные системы повышают стоимость конкретного банковского бизнеса, а также его прозрачность и привлекательность для западного инвестора», - подчеркивает Константин Маркелов.

И светлые перспективы впереди

Над рынком банковских программных продуктов солнце еще долго не будет заходить. Сами разработчики шутят, что ЦБ для них - поставщик госзаказа. Константин Маркелов также уверен, что Центробанк не даст рынку сжаться.

Кроме того, как считает глава компании «Диасофт» Александр Глазков, конкурентные преимущества определяются качеством и продуманностью банковских продуктов. И руководство кредитных организаций понимает, что будущее их бизнеса во многом зависит от тех решений, которые будут приняты в области автоматизации.

Про мнению экспертов, российские банковские системы, ориентированные на фискальные цели, приближаются по своей идеологии к западным, нацеленным на развитие бизнеса. Существующие на рынке решения уже сегодня можно настроить так, как этого требуют интересы развития. Важно, чтобы эти задачи были четко осмыслены и сформулированы руководителями банков. В том числе и Банка России.

Компания «Диасофт» автоматизировала «УРАЛСИБ»

Компания «Диасофт» завершила комплексный проект автоматизации деятельности финансовой корпорации «УРАЛСИБ» на фондовом рынке. Этот проект продолжался около двух с половиной лет и включал в себя автоматизацию бэк-офиса по брокерским и собственным операциям с ценными бумагами, а также по операциям доверительного управления активами. В частности, были выполнены работы по интеграции системы 5NT(e) TREASURY с рядом внешних программных комплексов: системой автоматизации фронтофисных подразделений, биржевыми системами, ЦЭД РТС, внешней системой депозитарного учета, а также некоторыми информационными системами ФК «УРАЛСИБ». Данный проект является одним из крупнейших проектов компании «Диасофт» за последнее время. Он отличался высоким уровнем сложности, вызванным как разнообразием и большим объемом совершаемых операций, так и значительным количеством одновременно работающих пользователей (их около ста) при территориально-распределенной структуре. В бэк-офисе ФК «УРАЛСИБ» автоматизирован практически весь спектр операций, выполняемых на фондовом рынке входящими в корпорацию компаниями. Решение компании «Диасофт» также позволяет формировать полный спектр отчетности: операционно-внутренней, клиентской и для предоставления в ФСФР.

Опыт, накопленный в ходе реализации проекта, позволил усовершенствовать существующую технологию внедрения и создать решение для холдинговых структур.

Игорь Пономарев
Поделиться:
 

Возврат к списку