Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Нужны знания? Включай компьютер!

Три составляющих дистанционного обучения

Современное дистанционное обучение (ДО) предполагает три необходимых условия. Во-первых, самообучение. То есть привычные со времен Ломоносова корпение над книгами и выполнение письменных заданий. Правда, помощником в этом процессе ныне стал компьютер с мультимедийными устройствами и коммуникационными возможностями сети Интернет. Во-вторых, к вашим услугам лекции на DVD и CD, электронные учебники, доставляемые из любого уголка мира, а также консультации в режиме реального времени с педагогом, проживающим от вашего дома за многие тысячи миль. И, наконец, в-третьих, очное общение с преподавателем в аудитории. Правда, не всегда.

Например, для изучения иностранных языков очень важно, чтобы присутствовали все три составляющих. Обучение менеджменту также требует приобретения навыков групповой работы. Для всего этого необходима хотя бы кратковременная очная работа в составе учебной группы. Но есть и относительно просто формируемые навыки, изучение которых можно полностью перенести в Интернет, сэкономив деньги на командировочных расходах.

Дорогое и качественное, дешевое и бесполезное

«Связывать ДО исключительно с Интернетом неправильно,говорит Виктор Орехов, начальник отдела маркетинга Международного института менеджмента ЛИНК. - Глобальная сеть - всего лишь мощное средство коммуникации. Она обеспечивает приближение образовательной услуги к слушателю, дает возможность студентам и преподавателям оперативно обмениваться информацией. И не более того. Вместе с тем ДОэто системная технология. Ее использование в урезанном варианте вкупе с дилетантским подходом (как, увы, порой происходит) может жестоко разочаровать студентов».

Впрочем, IT - только одна сторона медали. Другая - стоимость обучения. Казалось бы, за счет снижения накладных расходов учебных заведений на содержание помещений, сокращения числа педагогов и обслуживающего персонала можно рассчитывать и на существенное снижение этого параметра. Но многие эксперты считают, что дистанционная форма может быть дешевой только за счет снижения качества обучения. Например, увеличения числа слушателей в расчете на одного преподавателя (тьютора). Или сокращения мультимедийных продуктов (тех же видеолекций), производство которых обходится дороже, чем производство учебников.

Потенциальный абитуриент, набрав в любой отечественной поисковой системе слова «дистанционное обучение, стоимость», узнает, что в Москве, например, он может учиться, затрачивая из своего бюджета от $10 за предмет до $2 тыс. за курс. Причем верхняя ценовая планка определяется в основном использованием зарубежных обучающих технологий и престижностью сертификата.

Еще сложнее дело обстоит с зарубежными системами ДО, которые для российского абитуриента могут выглядеть более чем заманчивыми. Однако эксперты считают, что не стоит питать иллюзии по поводу того, что можно стать гарвардским Ph.D., не выезжая из Нижнего Новгорода. Скорее всего, чтобы получить степень мастера или доктора, вам придется съездить, скажем, в США на 10-30 дней на семинары, интервью и экзамены. А это еще больше увеличит затраты на и без того недешевое обучение, стоимость которого может зашкаливать за 10 тыс. у.е.

 

Бизнес-школа Программа Срок обучения Стоимость Комментарии

АНХ при Правительстве РФ, Факультет финансов и банковского дела www.ffb.ru

МВА <БАНКИ>

2 года

9600 у.е., где 1 у.е. = 1 евро Начало занятий в октябре

Богатейший опыт АНХ в сфере подготовки управленческих кадров; подготовка преподавателей в США по программам <МВА Banking>, ; опыт переподготовки специалистов по программам , <Куратор коммерческого банка - банковский менеджер>, <Инспектор коммерческого банка - банковский менеджер>, <Топ-менеджер банка> (аналоги западного Accelerated MBA)

Банковский институт ГУ-ВШЭ

МВА <Финансы и Банки>

2 года

414 000 руб.

По окончании выдается государственный диплом МВА и сертификат соответствия качества программы аналогичным программам МВА, реализующимся в Голландии ,выданнй уполномоченным аккредитационным агентсвтом Nuffic (Голландия)

Финансовая академия при Правительстве РФ Институт делового администрирования и бизнеса

MBA - Банковский менеджмент

2 года 1,5 года

10 000 евро

Программа сфокусирована на решении ключевых практических задач обеспечения конкурентоспособности кредитной организации. Программа ориентирована на формирование профессиональных компетенций менеджера кредитной организации: управление изменениями, организационное развитие; лидерство; управление стоимостью банковского бизнеса; управление инвестиционной привлекательностью; управление проектами и деловыми процессами; построение комплексной системы мотивации банковского бизнеса www.fa.ru. Тел.: (095) 943-94-86/99-58

 

Финансисты и Интернет

Что ДО может дать финансистам? Большей частью - знания в области управления. Например, в программе МВА Школы бизнеса Открытого университета Великобритании, относящейся к типу «дженерал» (общий менеджмент), отражены различные аспекты управления и менеджмент: финансы, маркетинг, управление персоналом и т. п. По этой программе учатся сотрудники Альфа-Банка, РОСБАНКа, Собинбанка, Европейского банка реконструкции и развития, «Русского стандарта» и др.

Подгонка системы ДО под задачи конкретного кредитнофинансового учреждения вызвала к жизни и еще одно направление - дистанционное корпоративное обучение. Наиболее интересная его форма - создание корпоративного учебного центра, работа которого рассчитана на достаточно длительное время и позволяет обучать менеджеров различного уровня по взаимосогласованным программам. Подобным образом обеспечивается взаимопонимание руководителей различных уровней за счет единой терминологии, единых методов принятия решений, управленческих ценностей. Так, комплексное решение, предназначенное для банков и финансовых учреждений обучающую систему «Банковский менеджер», предлагает на рынке компания CSSeTrain - один из поставщиков обучающих продуктов в области ДО.

Долгожданный итог дистанционного обучения - диплом

Кому это нужно?

Эти прогрессивные формы обучения сегодня предпочитают использовать представители среднего класса. Среди них топменеджеров - 20%, менеджеров среднего звена - 40-45%, линейных менеджеров - 25%, специалистов, стремящихся стать менеджерами, - 10-15%. То есть это те люди, у кого мало свободного времени. Однако большинство учебных заведений, работающих в рамках банковского сообщества, хотя и декларируют в своих программах ДО, серьезно им не занимаются. В чем причина? Как ни странно, прежде всего в банковских специалистах. Они не готовы к дистанционной работе психологически. Хотя и уровень знаний, и квалификация, и техническая оснащенность делают ДО доступным в первую очередь для сотрудников банков.

Парадоксальная ситуация: развитие информационнокоммуникационных технологий, их поистине безграничные возможности обгоняют спрос в образовательном сегменте финансового рынка, т. е. там, где оперативность получения информации является жизненно необходимой. Из далекой Сибири в столицу едут ответственные банковские управленцы, бухгалтеры, начальники отделов и кассиры-операционисты, чтобы, отсидев за 300-500 у.е. деньдва на лекциях сотрудников регулирующих органов, набив инструкциями дорожные сумки, вернуться обратно, вложив часть командировочных в развитие железных дорог и авиалиний. На вопрос: «Зачем вам это нужно?» следует ответ: «Нам так привычней!»

В Европе, в том числе и в России, вовсю развивается движение ECDL (Европейские компьютерные права). Суть его в сертификации компьютерных пользователей в соответствии с разработанными стандартами, в том числе и по Интернету. В этом, пожалуй, есть рациональное зерно. Учитывая важность внедрения современных банковских технологий, снижение себестоимости банковских услуг, в которых переподготовка специалистов занимает значительную часть, стоит подумать о компьютерных «правах» для банковских специалистов. Не лишней удостоверяющей бумаги ради, а продвижения современных систем подготовки профессионалов для.

Владимир Новоселов
Поделиться:
 

Возврат к списку