Аналитика и комментарии

16 апреля 2021

Байден ударил по долгу: американским банкам запретили покупать российские долговые ценные бумаги

Свершилось. 15 апреля Джо Байден ввел новый пакет антироссийских санкций. Их ждали, к ним готовились, их опасались, и вот они объявлены. Кто-то уже успел сравнить их с карибским кризисом 1962 года, когда мир оказался на пороге ядерной войны между СССР и США. Кто-то снисходительно характеризует их как символическое действие. Так что же изменится для российской экономики и политики? Специально для NBJ ситуацию комментирует эксперт Николай Вардуль.

Санкции Байдена можно представить тремя блоками. Первый блок касается российского госдолга. Именно на этом финансовом «фронте» и ожидалось очередное санкционное наступление.

Санкции «щадящего режима»

Теперь американским финансовым институтам запрещено участие в первичных размещениях облигаций Минфина или Банка России независимо от валюты выпуска. Стоит пояснить, что еще с августа 2019 года американским инвесторам запрещено участвовать в первичных размещениях российских гособлигаций, номинированных в иностранной валюте (эти ограничения продолжают действовать). Поскольку «участие» включало в себя не только покупку бондов, но и проведение корреспондентских расчетов, на практике для Минфина России рынок долларовых заимствований закрылся. Теперь американские банки не могут покупать и ОФЗ, номинированные в рублях.

Негатив очевиден, но его могло быть и больше. «Хорошая» новость в том, что запрет распространяется на бумаги, которые будут выпущены после 14 июня 2021 года, то есть под санкциями только новые выпуски ОФЗ. Запрет не распространяется на вторичный рынок и на инвесторов-физических лиц.

На этом основании некоторые российские наблюдатели уже прокладывают пути обхода этих санкций для американских банков. Но те вряд ли последуют подобным советам, ссориться с американским Минфином у них желания нет. Наоборот, они могут предпочесть дуть на воду, не исключено, что выход американских инвесторов из российских госбумаг продолжится. Резон такой: в указе Байлена говорится о том, что санкционное давление на Россию может продолжиться. Если учесть, что до сих пор реакция российской стороны на санкционное давление соответствовала скорее третьему закону Ньютона, чем желанию снизить накал противостояния, то санкции на российский госдолг могут получить продолжение.

Пока же весьма характерна реакция на санкции со стороны рынка. Если начало торгов 15 апреля под давлением ожидания введения санкций было откровенно обвальным, то после объявления санкций рынок развернулся. Ужасный конец лучше, чем ужас без конца, к тому же и ужас мог оказаться много ужаснее. Последнее обстоятельство позволило Герману Грефу сделать заявление о том, что «сегодняшние санкции не приведут к серьезным негативным последствиям для нас». С такой оценкой солидаризируются и экономисты аналитической компании Oxford Economics: «Санкции США по госдолгу России будут иметь, скорее, символический эффект».

Здесь стоит сделать некоторые уточнения: «символический» эффект все-таки точно не нулевой эффект. Ясно, что «долговые санкции» удорожат обслуживание российского госдолга, они несут с собой риск ослабления рубля, который  пока смягчен ростом цен на нефть. Есть и еще одно немаловажное обстоятельство. Вторая половина марта и начало апреля прошли под знаком выхода нерезидентов из российских бумаг. Их, естественно, заменили российские банки, частично за счет использования операция РЕПО, получая от ЦБ деньги под залог ценных бумаг и прежде всего тех же ОФЗ. В итоге, долг частично обслуживался за счет эмиссии, а это классический механизм разгона инфляции. Со всеми оговорками негатив от введения санкций на российский госдолг налицо.

Санкции нового уровня

Второй блок сакций Байдена на первый взгляд традиционен. В блокирующий список добавлен ряд физических лиц и отдельных компаний. Речь идет, например, о нескольких новостных сайтах, которые, по данным американских властей, управляются российскими разведслужбами (можно подчеркнуть одну любопытную особенность: хотя администрация Байдена официально признала российскую Службу внешней разведки организатором кампании по кибершпионажу против США, американское Казначейство не стало вносить СВР в санкционный список), сакнционный список пополнили некоторые российские чиновники и фирмы, в частности симферопольский СИЗО № 1. Казалось бы, привычная картина.

Но это впечатление обманчиво. Если до сих пор американские санкции не выходили за пределы того или иного объявленного сектора российской экономики, то теперь администрация США оставляет за собой право распространения санкций на любой технологический сектор. Другими словами, если раньше под прицелом санкций были главным образом финансовый и топливно-энергетический сектора, то теперь границы размываются. Риск в том, что если раньше удар наносился по сегодняшней главной опоре российского экспорта и получения валютных доходов – запрещалась передача современных технологий для российского ТЭКа, то теперь под ударом и российский IT-сектор, на который возлагаются надежды как на флагмана движения в цифровое будущее.

Первые «ласточки» уже есть. Под санкции попали российские высокотехнологичные компании, которые американская сторона обвиняет в связях с российскими спецслужбами. Это Технополис «Эра», АО «Пасит», госучреждение «Научно-исследовательский институт специализированных вычислительных устройств и автоматики безопасности», ООО «Необит» АО «Передовые системные технологии», АО «Позитив Текнолоджиз». Фактически эти компании выводятся санкциями из числа возможных участников международного сотрудничества, а это равносильно отставанию в чрезвычайно быстро развивающемся технологическом прогрессе.

Санкции и углубление политического кризиса между США и РФ

Санкции – это определенный градусник политических взаимоотношений Вашингтона и Москвы, новые санкции – свидетельство чрезвычайно низкой температуры этих отношений. К тому санкции распространяются и на высылку дипломатов.

Обращает на себя внимание тот факт, что за два дня до объявления санкций Джо Байден позвонил Владимиру Путину и пригласил его на личную встречу. Рынок в тот день отметил рост рубля, российские дипломаты вроде бы занялись своими прямыми обязанностями, слегка подзабытыми из-за предпочтения вместо поиска выгодных России решений в трудных ситуациях бойко соревноваться в перебранке с Западом. И тут – санкции. Мало того, уже после объявления санкций Байден сделал заявление: "Президент Путин и я — мы несем значительную ответственность за то, чтобы держать наши отношения в рабочем состоянии. Я очень серьезно отношусь к этой ответственности и уверен, что он тоже".

Можно педалировать «непоследовательность» американского президента, вспоминать, как он спотыкается на трапе самолета или вместо одних слов произносит другие. Но на самом деле Байден вполне доходчиво изложил американскую позицию: переговоры с Россией возможны и даже необходимы, но это совсем не значит, что американская сторона отказывается от своих оценок тех или иных действий Москвы.

Как будут дальше развиваться российско-американские отношения, или они надолго заморожены, будет следовать  из реакции Москвы. Пока большинство наблюдателей сходятся в том, что очная встреча Путина с Байденом в ближайшее время не состоится. Есть и вовсе апоплексические сравнения сложившейся ситуации с Карибским кризисом. Сам по себе факт подобного сравнения, пусть и некорректного, наводит на печальные мысли о том, что прошедшие 60 лет и даже кончина СССР ничего принципиально не улучшили во взаимоотношениях Москвы и Вашингтона.

Если же руководствоваться не столько геополитическими амбициями, а интересами социально-экономического прогресса в России, диалог с США необходимо продолжать и в целом делать все, чтобы минимизировать угрозу изоляции России.

Текст: Николай Вардуль

Поделиться:
 

Возврат к списку