Аналитика и комментарии

10 августа 2020

Дефициты на местах

Значительное сокращение доходной части бюджетов российских регионов, вызванное эпидемией COVID-19, сопутствующими ограничительными и карантинными мерами, лишь отчасти компенсировалось предоставлением финансовой помощи из федеральных источников. По оценке аналитиков, в случае второй пандемической волны и возобновления карантинных мер в нашей стране, стресс для региональных бюджетов РФ сохранится, а готовность федерального правительства предоставлять дополнительную поддержку может снизиться. В такой ситуации региональные власти будут вынуждены прибегнуть к существенному увеличению рыночного долга.

За период действия мер борьбы с коронавирусом (апрель-май 2020 года), существенного падения добычи нефти и цен на неё, налоговые и неналоговые доходы (ННД) российских регионов сократились на 546 млрд рублей (26%) по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Поступления по налогу на прибыль уменьшились на 292 млрд рублей (33%), а по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) – на 91 млрд рублей (17%). Отрицательная динамика НДФЛ встречалась чаще, чем падение налога на прибыль: снижение НДФЛ показали 82 региона, налога на прибыль – 71 регион.

В пятёрку наиболее пострадавших регионов вошли Пермский край, Астраханская область, Ямало-Ненецкий автономный округ (ННД каждого сократились на 52%), а также Красноярский край (–51%) и Республика Коми (–45%). Рост ННД за период действия ограничительных мер показали Чукотский автономный округ (+86%), Ханты-Мансийский автономный округ (+17%), Республика Алтай (+9%), Амурская и Ленинградская области (+8% и +6% соответственно). Успехи первых двух регионов, по оценке экспертов, стали результатом авансовых платежей по налогу на прибыль в апреле 2020 года.

Аналитики агентства «Национальные Кредитные Рейтинги» (НКР) отмечает возросшую зависимость региональных бюджетов от федеральной поддержки по итогам первых пяти месяцев 2020 года. Совокупные доходы бюджетов субъектов РФ за указанный период сократились лишь на 10%, так как увеличение объёмов финансовой помощи от федерального центра частично компенсировало резкое снижение налоговых поступлений. В январе-мае федеральный центр предоставил региональным бюджетам дотации, субсидии и субвенции в размере 1 трлн рублей, что на 56% больше, чем помощь за аналогичный период 2019 года. В результате отрицательную динамику совокупных доходов, включая межбюджетные трансферты, продемонстрировали лишь 30 регионов, тогда как сокращение налоговых доходов зафиксировали 78 регионов. Как полагают аналитики агентства, во второй половине года ННД субъектов РФ частично восстановится, хотя повышенная зависимость ряда регионов от федеральных трансфертов сохранится.

По мнению экспертов НКР, дальнейшая динамика доходов региональных бюджетов будет зависеть от вероятности второй волны эпидемии, которая может привести к новым ограничениям, снизить темпы восстановления национальной экономики и уменьшить готовности федерального правительства и дальше компенсировать регионам выпадающие доходы. При этом возможности самих субъектов федерации по сокращению расходов существенно ограничены. Если экономия на федеральном уровне возможна за счёт пересмотра графиков реализации крупных инфраструктурных проектов или отказа от закупок вооружения, то на региональном уровне около 80% бюджетных расходов идут на социальные нужды: образование, медицину, социальную поддержку населения.

В текущем году российские регионы ждет рекордное за последнее двадцатилетие увеличение размера дефицита бюджетов, за которым последует рост долговой нагрузки, уверены аналитики рейтингового агентства Standard & Poors. По их прогнозу, регионы, регулярно выпускающие облигации, увеличат объем размещений в этом году – что может закрыть до 30% потребности в заимствованиях.

Регионы с небольшим фактическим дефицитом бюджета, скорее всего, будут привлекать банковские кредиты. У некоторых же территорий со слабыми финансовыми показателями могут возникнуть трудности с привлечением рыночных заимствований и получением банковских кредитов – как следствие, им потребуется поддержка центра. Что же касается Москвы и сырьевых регионов, то они, скорее всего, будут расходовать ранее накопленные внушительные остатки средств в размере свыше 1 трлн рублей – и лишь потом начнут привлекать финансирование на рынках капитала.

Санкт-Петербург возглавил топ-5 регионов с самым высоким уровнем жизни

РБК выпустил рейтинг «Лучшие регионы для жизни» по методологии кредитного рейтингового агентства НКР. Он отражает уровень качества жизни в субъектах Федерации. Для расчета использовались следующие показатели: уровень покупательской способности, доступность жилья, способность населения обслуживать кредиты, уровень социальной занятости, уровень накоплений у населения, обеспеченность медиками, педагогами, жильем и социальными фондами, а также климатическая зона. На первом месте в рейтинге оказался Санкт-Петербург, на втором – Москва, третьем – Белгородская область, четвертом – Московская область и на пятом – Воронежская область.

Текст: Ольга Квасова

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала №192 (июль-август 2020)

Поделиться: