Вход
Мы в социальных сетях

Аналитика и комментарии

20 марта 2020

Марина Дембицкая, РГС Банк: «Доля скептиков, с опасением относящихся к бесконтактным платежам, стремится к нулю»

A A A

Член Правления, Директор по развитию розничного бизнеса Росгосстрах Банка Марина Дембицкая в интервью NBJ поделилась своей точкой зрения на развитие технологий бесконтактной мобильной оплаты и на перспективы физического использования пластика.

NBJ: Как вы оцениваете возможности и перспективы технологии бесконтактной мобильной оплаты на российском платежном рынке?

М. ДЕМБИЦКАЯ: Бесконтактные платежи сегодня – основной тренд в рамках цифровизации финансовых услуг. При этом Россия уже стала мировым лидером по числу платежных операций с помощью банковских карт, интегрированных в мобильные устройства. Объясняется это тем, что российские потребители лучше воспринимают новые технологии, поскольку во многих аспектах жизни свободны от унаследованных традиций и смогли «перепрыгнуть» сразу через несколько этапов.

В 2019 году операции по оплате бесконтактным способом в стране выросли в 4,4 раза, при этом около трети из них были совершены с помощью смартфонов (по данным Банка России), а среди альтернативных бесконтактных сервисов самым популярным оказался Apple Pay. Кроме того, в России работают и другие сервисы бесконтактных платежей: Google Pay, Samsung Pay и MirPay – все они доступны для подключения держателям банковских карт в РГС Банке.

Если говорить о дальнейшем развитии технологии, пластиковые карты, конечно, останутся, но доля покупателей, которые будут использовать мобильные платежи, однозначно с каждым годом будет только расти. С развитием «Интернета вещей», особенно в городах-миллионниках, оплата товаров и услуг первой необходимости будет чаще совершаться «бесконтактно» и без физического использования пластика.

NBJ: Как вы думаете, в какой степени ваши нынешние клиенты готовы «уйти в онлайн «с головой»? Могли бы вы в общих чертах обрисовать их общий портрет?

М. ДЕМБИЦКАЯ: В зависимости от возраста клиенты, конечно, по-разному относятся к «онлайну» и бесконтактным платежам.

Молодое поколение уже нативно использует бесконтактные платежи, проводимые с помощью гаджетов. У современной молодежи смартфон является не просто средством связи, а средством получения информации об окружающем мире. Поэтому для них логично, что устройство, которое решает большую часть проблем, отвечает и за процесс оплаты покупок, то есть выполняет роль кошелька. Представитель поколения Z, скорее может забыть где-то кошелек или пластиковую карту, но смартфон – вряд ли. Если заставлять миллениалов каждый раз искать в карманах пластик, такие клиенты полностью перейдут в онлайн-магазины вместе со своими деньгами. Поэтому оплата телефоном для них – своеобразная мимикрия офлайна под онлайн.

Более взрослая аудитория предпочитает иметь под рукой деньги как в кошельке, так и на карте, в соотношении 50/50, но если смартфон позволяет использовать бесконтактные платежи, этот способ оплаты также не игнорируется. Сервисы бесконтактных платежей пользуются популярностью у клиентов среднего возраста, в том числе и потому, что оплата через смартфон не только удобна и оперативна, но и безопасна по сравнению с традиционными картами, что играет немаловажную роль для людей 40+. Благодаря технологии NFC данные карты зашифровываются и хранятся в виде токена – защищённой цифровой копии карты. Помимо шифрования данных самой карты, также зашифровывается информация при проведении платежа, что делает практически невозможным считывание информации о карточной транзакции. Даже при проведении оплаты товаров или услуг на значительные суммы, устройства не требуют ввода пин-кода, подтверждение, например, при оплате Apple Pay происходит с помощью Touch ID, что существенно быстрее.

Если говорить о клиентах пожилого возраста, то, конечно, готовность уйти «с головой» в онлайн здесь на самом минимальном уровне. И все-таки пенсионеры, которые получают выплаты от государства именно на карты «Мир», по последним данным, становятся всё более активными пользователями смартфонов, чему немало способствуют масштабная программа лояльности, то есть и для этой категории граждан приложение MirPay может стать востребованным.

NBJ: Почему РГС Банк решил перевести карточную линейку на технологию бесконтактной мобильной оплаты?

М. ДЕМБИЦКАЯ: Технологии NFC, позволяющие осуществлять моментальные платежи простым прикосновением банковских карт и смартфонов к считывающим ридерам, очень быстро завоевали российскую потребительную аудиторию. И на сегодня для всех банков страны подключение карточной линейки к сервисам бесконтактной оплаты – это уже так называемый «стандарт обслуживания».

При этом доля скептиков, с опасением относящихся к бесконтактным платежам, сегодня стремится к нулю, а период фобии относительно нового способа оплаты уже давно прошел. Клиенты и сотрудники банка с удовольствием пользуются этой технологией, и было бы странным ограничиваться подключением ограниченного функционала Pay-сервисов.

Более того, в соответствии с новой бизнес-стратегией РГС Банка, к 2022 году порядка 50% продаж услуг и продуктов планируется осуществлять в цифровых каналах, то есть диджитализация платежей является нашей приоритетной задачей, к чему мы планомерно и идем.

NBJ: Почему начали подключение с MirPay и SamsungPay? И только потом подключили Apple и GooglePay?

М. ДЕМБИЦКАЯ: Специального умысла в этом не было: приоритетность подключения Pay-сервисов была связана с плановыми инновационно-технологическими работами в РГС Банке и с операционным взаимодействием с платежными системами.

При этом стоит отметить, что более половины клиентов банка сегодня совершают платежи с помощью смартфона через ApplePay, на втором месте по популярности – GooglePay, на третьем – SamsungPay, а число пользователей MirPay только набирает обороты. Это связано с тем, что наиболее активны с точки зрения подключения бесконтактных «телефонных» платежей владельцы продукции Apple. Чтобы число пользователей MirPay значительно возросло, это приложение должно стать доступно и на iOS.

NBJ: Каковы планы банка в отношении развития технологий бесконтактной оплаты, увеличения количества карт, которые могут использоваться для токенизированной оплаты?

М. ДЕМБИЦКАЯ: Все новые карты РГС Банка – и пластиковые, и виртуальные – являются «потенциально токенизируемыми», то есть клиент сможет сам выбрать, подключать ли ему карту к сервисам бесконтактной оплаты и к какому-либо из гаджетов или нет.

При этом мы понимаем, что в ближайшем будущем смартфоны не смогут вытеснить «пластик». Хотя в России NFC-чипом обладает каждый третий смартфон (по данным мобильных ритейлеров), в ближайшей перспективе такие формы оплаты не заменят пластиковые карты. Уровень проникновения банковских карт все-таки выше, чем гаджетов с технологией NFC.

NBJ: Останутся ли в банке классические пластиковые карты?

М. ДЕМБИЦКАЯ: Да, безусловно. По данным ЦБ РФ, у 89% россиян на сегодняшний день имеется как минимум одна банковская карта. Отказаться от классического «пластика» россиянам помешает как сила привычки держателей карт, так и недостаточно быстрое распространение новых технологий, в том числе по причине неразвитой инфраструктуры NFC-платежей. Далеко не все банкоматы в стране оборудованы NFC-считывателями. Да и до сих пор в России еще есть торговые точки, где принимают только наличные. Чтобы ускорить процесс, необходима развитая инфраструктура: чтобы у продавцов товаров и услуг были терминалы, которые поддерживают мобильные платежные системы. Кроме того, необходимо продолжать повышать уровень финансовой грамотности населения с точки зрения безопасности бесконтактных платежей.

Если все же вернуться к классическим банковским картам, стоит отметить тот факт, что карта – это еще и статус, который не почувствуешь при онлайн-оплате. К примеру, карты премиум-категорий всегда приятно не только иметь, но и платить ими «с рук», поскольку часто это очень красивые образцы продуктового банковского дизайна.

NBJ: Как вы оцениваете другие платёжные носители, например, часы и кольца?

М. ДЕМБИЦКАЯ: По нашему мнению, подобные устройства не сильно распространены среди наших соотечественников. Первое место сегодня стабильно удерживают смартфоны, второе – за часами, причем определенных двух марок. Кольца, скорее всего, не приживутся. В первую очередь, потому что кольцо и часы можно забыть дома, а смартфон – нет.

Скорее, мы бы сказали, что будущее – за биометрией, которую уже используют в России некоторые компании. В России, скорее, на кассах станут использовать отпечаток пальца или голосовую идентификацию, а также технологию распознавания лиц при подтверждении оплаты, чем другие носимые устройства.   

Беседовала: Оксана Дяченко

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (№189, март).

  • Currently 10/10

Всего проголосовало: 1

10.0

Поделиться:

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи

Новости банков и компаний

Ралли доллара закончилось?
Московский регион – лидер по страхованию имущества физических лиц в 2019 году
В СРО НФА обсудили ограничения для брокеров по длинным сделкам РЕПО
Страховой компании «УРАЛСИБ СТРАХОВАНИЕ» присвоен наивысший рейтинг привлекательности работодателя – A.hr

Календарь мероприятий

Март, 2020
««
«
Сегодня
»
»»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
Ближайшие мероприятия