Аналитика и комментарии

28 января 2020

В ЦБ считают комфортным запас валютной ликвидности

Банк России опубликовал информационно-аналитический материал «О развитии банковского сектора Российской Федерации в 2019 году». Согласно данным регулятора, активы банковского сектора выросли за 2019 год на 5,2%, в основном за счет наращивания кредитного портфеля.

Также в отчете говорится, что рост розничного кредитования за год составил 18,6% против 22,8% в 2018 году, причем заметное торможение происходило последние четыре месяца. Снижение темпов прироста наблюдалось как в сегменте необеспеченных потребительских ссуд (благодаря применению Банком России регулятивных мер по сдерживанию этого сегмента), так и ипотечных кредитов (отчасти носит технический характер ввиду проведения сделок секьюритизации).

Качество розничных кредитов пока опасений не вызывает, хотя рост необеспеченных ссуд происходит в условиях продолжающегося плавного увеличения долговой нагрузки.

Корпоративные кредиты практически не росли в ноябре–декабре, в значительной мере под влиянием сезонных факторов. И в целом за 2019 год прирост корпоративного кредитования (+4,5%) оказался несколько ниже, чем в 2018 году (+5,8%), из-за слабого спроса со стороны компаний, в том числе по причине активного привлечения ими облигационных заимствований.

Приток вкладов физических лиц в декабре под воздействием сезонных факторов достиг +4,0%, а общий их приток в 2019 году составил 10,1%, что существенно выше показателя 2018 года (+6,5%), несмотря на значительное снижение депозитных ставок.

Декабрьский прирост депозитов и средств организаций оказался максимальным в 2019 году (+3,1%) исключительно под влиянием сезонных факторов. В целом за истекший год объем депозитов и средств организаций на счетах вырос на 4,4%.

Несмотря на некоторое снижение, в декабре сохранился высокий уровень структурного профицита ликвидности (2,8 трлн рублей). К тому же банки располагают большим объемом рыночного обеспечения, под залог которого можно получить дополнительное рефинансирование в случае необходимости. Запас валютной ликвидности (около 43 млрд долларов США на 1 января 2020 года) тоже достаточно комфортный.

В декабре доналоговая прибыль банковского сектора составила 166 млрд рублей (чистая прибыль – 129 млрд рублей). По итогам всего 2019 года банки заработали 2,0 трлн рублей до налогов, чистая прибыль – 1,7 трлн рублей (+73% к 2018 году). Однако, исключая технические доходы от внедрения МСФО 9 и результат банков под управлением УК ФКБС, чистая прибыль немного сократилась – до 1,3 трлн рублей (с 1,5 трлн рублей в 2018 году).

Регулятивный капитал вырос на 5,5%, так как активы под риском росли медленнее, чем нераспределенная прибыль. Текущий запас капитала позволяет расширить кредитование более чем на 20 трлн рублей. Кроме того, внедрение с 1 января 2020 года нового подхода к оценке кредитного риска, предполагающего выделение категорий заемщиков с пониженными коэффициентами риска (по части требований к субъектам малого и среднего предпринимательства, к заемщикам инвестиционного класса), позволит несколько высвободить капитал банков и обеспечить дополнительные возможности для кредитования. 

Экперты финрынка уже дают первые комментарии к этому материалу.


Александр Осин, аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс»:

«Тезис Банка России о том, что девалютизации вкладов в 2019 году способствовало укрепление курса рубля и снижение ставок по валютным депозитам не отражает реальных причин этой девалютизации. Причины – в монетарной политике ЦБР.

ЦБ с 2012 года ограничивает реальные темпы роста денежной массы, что ведет к замедлению ВВП и инфляции. Эту политику регулятор продолжит как минимум в первом полугодии, поскольку, исходя из оценок, содержащихся в ноябрьском выпуске «Основных направлений денежно-кредитной политики», Банк России планирует и далее снижать ставки. Теоретически это предполагает сохранение сдержанных темпов увеличения денежной базы и массы. Изменение возможны во втором полугодии при условии ускорения глобальной инфляции. В этом случае из-за растущего внешнего ценового давления ЦБ также будет вынужден смягчать свои ограничения темпов прироста денежных агрегатов и базы.

Пока же за счет жесткой монетарной политики ЦБ в РФ снижается инфляция и ставки. И это будет поддерживать спрос на рубль. Причина в том, что банки регулируют долю своих валютных активов в соответствии с рыночными показателями уровня рисков. При этом одним из важнейших таких признаков для сравнительно низко монетизированных развивающихся экономик является соотношение процентных ставок. В отличие от развитых экономик, повышение процентных ставок в развивающихся экономиках довольно быстро вызывает ускорение инфляции. Реальные ставки оказываются под давлением и валюта развивающейся страны дешевеет.

В этой связи повышение процентных ставок Банком России дает негативный среднесрочный сигнал рублю. Но сейчас идет цикл снижения ставок. На этом фоне доля рублевых активов на счетах банков составляет к концу года 80%. Это показатель, который находится в рамках диапазона, характерного для спокойных периодов. В периоды шоков 2008 и 2014-2016 гг. доля рублевых активов банков опускалась ниже 65%. Население также демонстрирует повышенный спрос на рубли, что отразилось в отчете Банка России.

Судя по статистике соотношения кредитных и депозитных ставок в рублях и валюте, перспективы дальнейшей девалютизации вкладов преобладают. Изменение тренда вероятно во втором полугодии на фоне ожидаемого повышения ИПЦ в направлении 5% г/г. Этот процесс будет идти в основном под влиянием внешних факторов, таких как участившиеся периоды дефицита сырья, отложенное влияние мягкой монетарной политики ведущих ЦБ в 2008-2016 гг., активизация стимулирования экономики в Японии и КНР, политика сокращения бюджетного дефицита в США. При реализации этого сценария во втором полугодии нынешнего года, а также при отсутствии мер по ремонетизации экономики и снижения кредитных рисков инфляция в России начнет обгонять американский ИПЦ. В результате дедолларизация остановится или существенно замедлится».

 

Поделиться:
 

Возврат к списку