Вход
Мы в социальных сетях

Аналитика и комментарии

22 октября 2019

Анатолий АКСАКОВ: «Для новых цифровых технологий зачастую сложно сразу принять решение и написать закон»

A A A

Об интервью с г-ном Аксаковым главный редактор NBJ Станислав Комаров договорился во время XVII Международного банковского форума в Сочи. Там Председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку дал большую пресс-конференцию, на которой подвел итоги весенней сессии 2019 года и определился с приоритетами на текущую – осеннюю. Многие темы на той встрече с журналистами прозвучали пунктирно –  и, на наш взгляд, сейчас необходимо более глубокое погружение в них. Несмотря на высокую загруженность, главный финансовый депутат страны нашел время в своем графике, и ответил на наши вопросы:

NBJ: Анатолий Геннадиевич, на той пресс-конференции вы заметили, что законодательная поддержка цифровой экономики выполняется в недостаточном объеме. На ваш взгляд, почему?

А. Аксаков: Действительно, пока движемся со значительным отставанием. В планах на текущую сессию – рассмотрение большого блока законов по развитию цифровой экономики. Есть законопроекты, которые мы должны были рассмотреть и принять еще, как говорится, вчера, но они до сих пор не приняты.

Так, из 20-ти необходимых законопроектов, определенных Правительством в качестве приоритетных (они должны были быть приняты еще до 1 января текущего года), приняты пока лишь два, внесенные депутатами (о цифровых правах и о краудфандинге). Министерства и ведомства далеко не всегда своевременно готовят и вносят законопроекты.

В этой связи необходимо также отметить, что путь создания и принятия законов в области цифровой экономики очень непростой и длительный. Для новых цифровых технологий зачастую бывает очень сложно сразу принять решение и написать закон. Для начала надо попытаться понять, что это за явление, «прощупать» его и только после этого прийти к пониманию, как регулировать и что регулировать.

NBJ: Можете привести конкретные примеры?

А. Аксаков: Например, регулирование вопросов формирования и использования больших данных, также считаю, что «залежался» один из базовых для цифровой экономики законопроектов о цифровых финансовых активах. Он был принят в первом чтении еще в мае прошлого года.

Законопроект фактически готов к рассмотрению во втором чтении: дано содержательное определение цифровых финансовых активов, установлен порядок их выпуска, учета и обращения.

Теперь стоит вопрос, на каком блокчейне, открытом или закрытом, это будет осуществляться.

Камнем преткновения являются разногласия между заинтересованными сторонами относительно того, легализовать в стране криптовалютную деятельность или нет. Существуют разные позиции. Так, ЦБ категорически против легализации криптовалюты в российском правовом пространстве, по крайней мере, для так называемых открытых блокчейнов, которые создаются вне российского правового поля.

Другие госструктуры считают, что раз такое явление есть, то его надо легализовать и регулировать не только запретами.

Согласование позиций всех заинтересованных сторон проходит тяжело и по другим цифровым законам, в частности,  по законопроектам о регулировании в сфере электронной подписи, о создании единой информационной системы проверки номеров телефонов, а также об электронном документообороте.

Но, конечно, главное, что подчеркивал и Президент на совещании с членами правительства, – ни в коем случае не разменивать скорость принятия законопроектов на их качество, добиваясь действительно высокого стандарта регулирования.  Кроме того, вопросы кибербезопасности должны стоять на первом месте.

NBJ: В начале текущего года Центробанк анонсировал запуск финансового маркетплейса. Год близится к завершению, но новостей о старте проекта не слышно.  В чем причина задержки?

А. Аксаков: Технологически сервис уже сейчас находится в стадии полной готовности. Уже готовы три платформы – по ценным бумагам (по облигациям), по ПИФам и по вкладам.

Однако ЦБ придется отложить запуск финансового маркетплейса, так как необходимые для этого проект федерального закона («О совершении сделок с использованием электронной платформы») и законопроект-спутник еще не приняты.

Сейчас оба законопроекта готовятся ко второму чтению. Подготовлены поправки, они направлены в рассылку на согласование экспертам и заинтересованным ведомствам.

Эти поправки предполагают, в частности, расширение перечня операций, которые могут осуществляться при помощи маркетплейса.

Внесенный законопроект касался только банковских вкладов. Поправками ко второму чтению планируется расширить действие законопроекта и на иные финансовые продукты – ценные бумаги (облигации, паи ПИФов), страховые продукты (полисы ОСАГО).

Расширяются и возможности по проведению расчетов при приобретении финансовых продуктов на маркетплейсе.

Кроме того, устанавливаются дополнительные требования к оператору платформы маркетплейс в области внутреннего контроля, информационной безопасности и защиты информации.

Также предусматриваются дополнительные меры по противодействию мисселлингу – возможности введения в заблюждение потребителя относительно свойств финансового продукта, который продается на маркетплейсе.

Детализируются процедуры вклю-чения и исключения операторов платформ маркетплейс из реестра таких операторов, который ведет ЦБ, а также требования к владельцам и должностным лицам оператора.

Потребителям (по их желанию) предоставляется возможность получения через маркетплейс возмещения от АСВ по банковским вкладам, заключенным не на такой платформе, а напрямую в банке.

Пока точная дата второго чтения законопроектов по маркетплейсу еще не назначена, но вполне вероятно, что в ноябре они  выйдут на рассмотрение.

Банку России будет необходимо сформировать нормативную базу, и в случае принятия закона, проект «Маркетплейс» начнет работать в начале 2020 года.

NBJ: Сейчас идет много дискуссий вокруг законопроекта о регулировании электронных документов. В чем здесь актуальность проблематики для финансового рынка?

А. Аксаков: Для финансового рынка цифровизация является особенно важной тенденцией – эта сфера не требует обязательного физического перемещения или потребления ценностей, а основана на обороте и учете информации, которая преобразуется, накапливается и обрабатывается с помощью средств вычислительной техники. Именно поэтому внедрение электронного документооборота имеет важное значение для банковской сферы.

Сейчас огромные площади в кредитных организациях заняты под архивы, где хранятся тонны бумажных документов. Хотя там есть документы, которые уже никому не нужны, их никто не проверяет. В результате банки несут большие издержки при ведении бумажного документооборота.

Необходимо перевести в электронный формат не только архивы, но и производить, таким образом, сделки и операции, обмен документами с регулятором, в том числе перевести в этот формат и претензионную работу (ответную реакцию финансовых институтов на акты их проверки). На данный момент в таком виде банки выдают клиентам платежные поручения и выписки со счета, однако другие расчетно-кассовые документы, как правило, составляют на бумаге.

Внедрение электронного документооборота позволит сократить затраты, сэкономить время, дистанционно и удаленно оказывать финансовые услуги.

При переходе от бумажных к цифровым документам очень важно обеспечить безопасность. В законопроекте мы дадим право перехода. Но это право будет реализовываться отраслевыми нормативными актами. В финансовой сфере, в том числе банковской, это должен регулировать Банк России.

NBJ: Также у всех профессионалов рынка, да и не только, большой резонанс вызывает законопроект о наделении ЦБ полномочиями по блокировке мошеннических сайтов. Идет подготовка ко второму чтению. Каковы шансы на его принятие?

А. Аксаков: Количество финансовых пирамид в последние годы растет. За 2018 год ЦБ выявил 168 финансовых пирамид, при этом в 2017 году было выявлено 137 таких структур.

По действующему ныне законодательству на блокировку сайтов таких организаций уходит несколько месяцев.

В результате, сайты действующих мошеннических компаний составляют только 10-15% от числа всех пирамид, которые ЦБ удается закрыть.

Остальная доля приходится на завершившие свою деятельность финансовые пирамиды. Они быстро собрали деньги и ушли, их сайты закрываются уже после. Здесь вопрос об эффективности – нужно закрывать сайты пирамид, которые действуют здесь и сейчас.

Принятие соответствующего закона поможет быстро и вовремя реагировать на деятельность появляющихся мошеннических структур, что позволит блокировать действующие пирамиды, а не только их остатки, при этом скорость блокировки мошеннических сайтов повысится в разы (в течение нескольких рабочих дней).

NBJ: Какая роль отводится вашему комитету в работе над этим законопроектом?

А. Аксаков: По этому законопроекту наш Комитет является соисполнителем, и мы активно работаем во взаимодействии с Комитетом Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи.

Правительство РФ одобрило концепцию законопроекта, но предложило внести поправки ко второму чтению. В частности, согласовать сроки, которые даются провайдеру хостинга и владельцу сайта на удаление информации. Сейчас в законопроекте описана схема, которая почти не оставляет сайтам времени на удаление запрещенной информации. После внесения ресурса в реестр провайдер должен в течение одного рабочего дня сообщить об этом владельцу и принять решение о блокировке. Владелец сайта может дать ответ также в течение одного рабочего дня, отсчет которого начнется с момента получения сообщения от провайдера.

Правительство считает, что может возникнуть ситуация, когда ресурс будет заблокирован, хотя срок, который дается владельцу сайта на ответ, еще не истек, говорится в отзыве кабмина. Также оно полагает целесообразным привести к единообразию сроки реализации механизма ограничения доступа к информационному ресурсу со стороны Роскомнадзора.

В официальном отзыве правительства, кроме того, отмечается, что наделение Центробанка правом обращаться в суд следует прописать не в законе «Об информации», а в законодательстве, определяющем правовой статус Банка России. 

Cейчас идет процесс согласования позиций всех заинтересованных сторон. Надеемся, что этот важный законопроект также будет принят до конца текущего года.

Статья также опубликована в печатной версии октябрьского номера (№10, 185) Национального Банковского Журнала.

Всего проголосовало: 0

0.0

Поделиться:

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи

Новости банков и компаний

Крупнейший турнир по мини-футболу среди финансистов «Кубок БизнесДром – ЕЮС» пройдет в десятый раз
Новикомбанк и POZIS утвердили формат дальнейшего сотрудничества
«Балтийский лизинг» снизил авансы на легковые и легкие коммерческие авто
Состоялось заседание Совета директоров СРО НФА

Календарь мероприятий

Ноябрь, 2019
««
«
Сегодня
»
»»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
Ближайшие мероприятия