Аналитика и комментарии

05 февраля 2019

РФ – ЕС: отношения в «крутом пике»

П. ТИМОФЕЕВ: «Нужно много терпения и кропотливая работа «по всем фронтам», особенно по тем, где Москва и Брюссель могут выстраивать взаимовыгодное взаимодействие».

Внешне отношение Евросоюза к России стало менее агрессивным, чем оно было еще три-четыре года назад, но тем не менее объединенная Европа сохраняет санкционный режим, введенный против нашей страны. Сколько еще может понадобиться времени для «разморозки» этих отношений и при каких условиях может наступить их потепление? Почему, несмотря на все разногласия по другим вопросам, ЕС весьма решительно настроен относительно реализации проекта «Северный поток – 2»? Как влияет на контакты между Брюсселем и Москвой затянувшийся украинский кризис? На эти и другие вопросы в интервью NBJ ответил кандидат политических наук, Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Павел ТИМОФЕЕВ.

NBJ:Павел, как, по-вашему, будут складываться отношения между Россией и странами ЕС в среднесрочной перспективе?

П. ТИМОФЕЕВ: Сегодня отношения России и ЕС в целом находятся «в крутом пике», и пока у сторон имеется целый ряд трудноразрешимых противоречий – по общему пониманию архитектуры безопасности в Евроатлантике, роли НАТО в Европе, сочетанию принципов «государственный суверенитет» и «право на самоопределение», по причинам и перспективам разрешения украинского кризиса, будущему Сирии и т.д. И это все не считая более частных тем вроде «дела Скрипалей». Поэтому очень сложно давать какие-то оптимистичные оценки этих отношений. Судя по всему, в среднесрочной перспективе в силе останутся санкции и контр-санкции, а стороны продолжат проверять друг друга на прочность. При этом ситуативный диалог по взаимовыгодным темам, как это отмечается в глобальной стратегии ЕС, принятой в 2016 году, сохранится в той степени, в которой он будет выгоден и Москве, и Брюсселю. Даже многие страны ЕС, которые не отличаются русофилией, предлагают Брюсселю действовать в духе формулы «жесткость и диалог». Такой подход, например, исповедует сейчас администрация Эммануэля Макрона во Франции.

NBJ:Как вы считаете, могут ли в Европе начаться центробежные тенденции в самих государствах ЕС и к чему они приведут в среднесрочной перспективе?

П. ТИМОФЕЕВ: Несмотря на Brexit и нашумевшие референдумы в Шотландии и Каталонии, я не вижу в ЕС стран, где могли бы случиться какие-то новые всплески сепаратизма. Кстати, ни шотландское, ни каталонское ирредентистское движения так пока и не достигли своих целей. Обращаясь к французскому примеру, укажу на корсиканский сюжет. Несмотря на определенные трудности в отношениях между Парижем и этим островом, стороны пытаются идти по пути компромиссов. Равным образом и различные варианты «экзитов», которые обсуждались год-два назад (так называемые«Грекзит», «Фрекзит» и т.д.), сейчас тоже кажутся неактуальными.

NBJ:Может ли Франция стать альтернативным лидером Евросоюза вместо Германии?

П. ТИМОФЕЕВ: В ближайшей перспективе – нет. По двум причинам. Во-первых, чтобы замахнуться на лидерство в Евросоюзе, Франции необходимо иметь хорошо работающую экономику, «экономический мотор», который был бы привлекателен для остальных стран – участниц евроинтеграции. Франция занимает шестое место в мире по объему ВВП, обладает лидерскими позициями в аэрокосмической, фармацевтической, энергетической сферах и пр. Но французская экономика при всех своих сильных сторонах сегодня страдает от структурных диспропорций, бюджетного дефицита, платит высокую цену за сохранение системы социального страхования. Здесь у Франции большое поле для работы. Собственно, одним из главных критериев для оценки успешности президента Макрона станут результаты трудных структурных реформ, которые он начал сразу после избрания в 2017 году.

Во-вторых, Франция даже при достижении «экономического чуда» в придачу к своему сильному военному потенциалу, такому как ядерное оружие, опытная армия, место постоянного члена в СБ ООН, не может отказаться от практики регулярных консультаций и компромиссов с Германией, которые прописаны в Елисейском договоре 1963 года.

Кстати, до конца года Макрон и Меркель планировали подписать новую версию этого договора, зафиксировав амбициозные цели франко-германского сотрудничества. 

Поделиться:
 

Возврат к списку