Аналитика и комментарии

28 марта 2018

главный итог выборов – демонстрация общественного консенсуса

Многое было поставлено на карту еще до начала выборов президента РФ. От будущего лидера всегда ждут новых побед и перемен к лучшему не только во внешней политике, но и на внутреннем фронте. О том, что может принести с собой очередной президентский срок Владимира Путина для экономики и политики России, рассказал в интервью NBJ первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Владимир КРАВЧЕНКО.

NBJ: Владимир, выборы прошли так, как вы рассчитывали, или были какие-то сюрпризы?

В. КРАВЧЕНКО: Результат выборов – закономерный итог работы главы государства. В негласных правилах политтехнологий есть хорошая формула: «Голосуют за подлинность, а не за фальшь». Президент предложил реалистичную программу действий, которая была изложена в его послании Федеральному собранию. В ней Владимир Путин обозначил стратегические линии развития общества и государства, на основании послания уже в самое ближайшее время будут опубликованы новые указы, направленные на развитие ключевых сфер жизни граждан.

Важно отметить, что выборы были абсолютно легитимны, прошли без нарушений, в обстановке конкурентной борьбы и открытости. Об этом я могу судить как по своим наблюдениям, так и по цифрам: Владимир Путин набрал порядка 56 млн голосов. Это более чем убедительная победа.

Раньше оппозиционно настроенные СМИ и западные аналитики любили производить вычисления по принципу, сколько миллионов граждан пришли на выборы и сколько из них проголосовало за действующего руководителя страны. Итоги выборов таковы, что не возникает сомнений: относительно пути развития страны в обществе существует консенсус. Проведем нехитрые расчеты. Всего в голосовании приняло участие более 73 млн человек. За Владимира Путина свои голоса отдали 56 млн избирателей. В общей же сложности на территории России зарегистрировано 108 968 869 избирателей. Если предположить, что все, кто не пришел на избирательные участки, явились бы на них и проголосовали бы единогласно против действующего президента, то голосов, уже отданных «за Путина», все равно было бы достаточно для его победы.

Еще один примечательный момент: в этот раз на должность главы государства претендовало наибольшее число кандидатов – восемь. Такого не было, начиная с 2000 года. Напомню, что в выборах 2004 года принимало участие шесть кандидатов, в выборах 2008 года – четыре, а в выборах 2012 года участвовало пять претендентов. С точки зрения легитимности важно и то, что президент победил во всех регионах, для федеративного государства это положительный момент. Особенно меня порадовали итоги голосования в Крыму и Москве. Это своеобразный индикатор политической ситуации. В Крыму за Владимира Путина проголосовало 92,15%, притом что в ходе референдума за присоединение Крыма к России голосовало 96,77%. Данный факт означает то, что люди и тогда, и сейчас уверены в правильности выбора. В Москве же Владимир Путин заручился поддержкой более 70% избирателей, пришедших на выборы. Для сравнения: в 2012 году уровень его электоральной поддержки в Москве составлял 46,95%. На это были свои причины. Столица раньше традиционно считалась настроенной более оппозиционно, чем другие регионы, но «феномен Путина» разрушил и это электоральное правило.

NBJ: Каких перемен, по вашему мнению, теперь можно ожидать в экономике?

В. КРАВЧЕНКО: Президент уже подчеркнул, что приоритетом работы на шесть лет будут вопросы, связанные с внутренней повесткой. Это означает, что страну ждут значительные преобразования, связанные с модернизацией экономики. Уверен, что они будут нацелены не на абстрактные цифры экономического роста, а на улучшение качества жизни конкретного человека.

Прежде всего, мы, конечно же, ждем принятие Стратегии пространственного развития России. Этот документ должен определить, какие производительные потребности и возможности существуют в том или ином регионе. Стратегия предоставит возможность учитывать конкурентные преимущества территорий и развивать экономику в системном ключе. Безусловно, один из векторов развития экономики будет связан с поддержкой малого и среднего бизнеса. Президент поставил задачу поддерживать предпринимательские инициативы путем предоставления кредитов под низкие процентные ставки.

Одним из драйверов экономического роста станет строительная отрасль. Президент поставил задачу увеличить объемы жилищного строительства с сегодняшних 80 млн до 120 млн квадратных метров в год, а также развивать транспортную инфраструктуру, качество городской среды. Все это даст толчок для развития машиностроения, производства строительных материалов и изделий, строительного бизнеса в целом. Еще одним драйвером роста станут цифровая экономика и инновации в целом.

Мы надеемся и на изменение системы межбюджетных отношений по линии «центр – регионы». На данный момент бюджеты многих территорий являются серьезно недофинансированными со стороны федерального центра. Так, например, Томская область, регион, который я представляю в Совете Федерации, ежегодно перечисляет в федеральный бюджет 60-70% налоговых доходов. Мы неоднократно заявляли о том, что необходимо пересмотреть методику распределения дотаций с целью выравнивания уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Президент, кстати, подчеркнул необходимость развития региональных экономик. Напомню, что в рамках послания он отметил, что «наращивание экономического потенциала страны, каждого региона – главный источник дополнительных ресурсов».

В целом мы должны достичь главной цели, поставленной руководителем страны, – к середине следующего десятилетия увеличить ВВП на душу населения в полтора раза. Само собой, что вслед за этим статистическим показателем существенно поднимется и уровень жизни населения.

NBJ: Каких перемен можно ожидать во внешней политике страны?

В. КРАВЧЕНКО: Нужны ли нашей внешней политике перемены? Они необходимы, когда существуют какие-то проблемы. Я считаю, что внешняя политика у нас полностью сбалансированная и отвечает тем вызовам, которые создают западные партнеры. И в этом плане для меня очевидно, что политика ряда стран по отношению к нам не изменится. Прежде всего, я не вижу перспектив отмены санкций, но, с другой стороны, я не думаю, что их набор будет значительно расширен. Скорее всего, западные государства пойдут по пути введения дополнительных ограничений против конкретных лиц, и не более того.

Не думаю также, что нас ожидает еще большее обострение в отношениях. Уверен, что западные страны по-прежнему будут разыгрывать украинскую карту, время от времени создавая точки напряжения с нашим соседом. Взаимодействие с ними будет напоминать рисунок графика синусоиды, известного нам из школьного курса алгебры, – оно будет то активизироваться, то приближаться к низким значениям. На протяжении всей отечественной истории было именно так. Для интересующихся данной темой советую почитать классиков западной теории геополитики: Альфреда Мэхена, Хэлфорда Маккиндера, Збигнева Бжезинского. При этом, мне кажется, постепенно торговый оборот, в том числе с рядом западных стран, будет активизироваться: европейский бизнес не любит терпеть убытки.

Не изменится и вектор отношений с нашими стратегическими партнерами. Деловое и культурное партнерство с Китаем будет только укрепляться, отличные отношения сохранятся с Индией, рядом стран Южной Америки, Африканского континента. Разумеется, не поменяются отношения и с нашими друзьями: Белоруссией, Казахстаном. Узбекистаном, Арменией и многими другими странами.

В заключение приведу тезис из одной американской газеты, с горечью сообщающей своим читателям, что Путин продолжит «восстанавливать статус России как мировой державы». Хочется ответить нашим «доброжелателям»: «не завидуйте, зависть – один из семи смертных грехов».

беседовал Иван Скогорев
Поделиться:
 

Возврат к списку