Аналитика и комментарии

01 марта 2018

пропорциональное регулирование: время пришло

С 1 января 2018 года вступил в силу закон о пропорциональном регулировании банковской системы, принятый летом 2017 года, в соответствии с которым все банки вне зависимости от размера капитала признаются банками с универсальной лицензией. Такой статус приобретается автоматически. Согласно заявленным срокам реализации механизма данного закона процесс перехода на новую форму регулирования должен быть завершен к январю 2019 года. К этому времени каждому банку необходимо определиться с тем, по какой лицензии он будет работать в будущем.

ЗАКОН В ДЕЙСТВИИ

Согласно закону о пропорциональном регулировании банковской отрасли все финансово-кредитные организации будут поделены на банки с универсальными и базовыми лицензиями. Деление банков на два типа будет осуществляться по размеру собственного капитала. Универсальными будут признаны банки, у которых капитал не ниже одного миллиарда рублей. Базовыми – банки, у которых расчетное значение капитала по методике Центрального банка РФ составляет менее одного миллиарда рублей. То есть финансово-кредитной организации с меньшим объемом собственных средств, чем один миллиард рублей, потребуется своевременно осуществить докапитализацию до указанной суммы, если она хочет сохранить универсальную лицензию. Если банк не планирует повышать размер капитала, ему будет необходимо осуществить замену лицензии на базовую, отмечает директор группы банковских рейтингов Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (АКРА) Александр Проклов.

Универсальная лицензия дает банку возможность проводить полный спектр операций. Базовая лицензия предполагает, что на банк будут наложены определенные ограничения в этом плане проведения операций. Финансово-кредитная организация с базовой лицензией утратит возможность проводить некоторые сделки по размещению денежных средств, операции с драгоценными металлами, выдачу гарантий и поручительств компаниям и физическим лицам – нерезидентам, а также будет лишена возможности открывать корреспондентские счета в иностранных банках. Кроме того, банки с базовой лицензией смогут осуществлять операции только с ценными бумагами из высшего котировального списка Московской биржи. По существу, новое регулирование направлено на ограничение операций для банков, капитал которых будет менее одного миллиарда рублей.

«В какой-то степени такие ограничения и универсальность аналогичны системе лицензирования, применяв- шейся в ЦБ РФ в нулевых годах, – отмечает президент Национального рейтингового агентства (НРА) Виктор Четвериков. – Об универсальности свидетельствовало наличие генеральной лицензии, об ограниченности операций – исключительно рублевая лицензия самого первого уровня».

Предполагается, что универсальные банки будут иметь большую регулятивную нагрузку по сравнению с теми, у кого в результате реформы окажется базовая лицензия. Акционеры и собственники банков с базовой лицензией, по идее, получат возможность снизить свои затраты на удовлетворение регуляторных требований, включающих внедрение международных стандартов.

По существу, акционерам банка предстоит сделать выбор, по какому пути им следует идти, рассуждает Виктор Четвериков. Они смогут либо оставаться универсальными банками (туда же попадают системно значимые), либо ограничить свои действия и своих   клиентов, исключив операции на международных рынках и сузив спектр операций на фондовом рынке до «голубых фишек». Ревизию собственных операций и переговоры с клиентами необходимо провести в первой половине года, чтобы потом обозначить свою позицию на рынке банковских услуг.

«Сам процесс изменения статуса аналогичен регистрации изменений, вносимых в устав банка, – объясняет председатель правления Росгосстрах Банка Алла Масленникова. – При смене лицензии ее номер сохраняется, а для банков с базовой лицензией к номеру лицензии будет добавлен символ «Б». Каким-либо образом менять бизнес-модель в целях получения той или иной лицензии не нужно, то есть такого требования нет. Исключение составляют системно значимые банки, где будут применяться продвинутые подходы к управлению рисками».

«Сразу следует отметить, что Банк России осторожно подходит к реформированию национальной банковской системы», – считает доцент кафедры экономической теории факультета государственного управления МГУ Валентина Кузнецова. Так, введение пропорционального регулирования предусматривает переходный период, в рамках которого коммерческие банки, во-первых, могли ознакомиться с предписаниями регулятора и внести свои предложения с момента начала обсуждения проекта федерального закона до его принятия. Во-вторых, принять решение: претендовать на универсальную банковскую лицензию и нарастить собственный капитал до 1 миллиарда рублей или получить базовую лицензию, соответствующим образом изменив свою бизнес-модель, или вообще уйти с рынка. В-третьих, для банков с базовой лицензией предусмотрен переходный период, в течение которого будет разрешено осуществление не предусмотренных этим видом лицензии банковских операций и сделок до прекращения действия ранее заключенных договоров, но не более 5 лет. Также будет возможно осуществление операций по кредитным договорам до истечения первоначально установленного срока действия договора.

МЕХАНИЗМ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ

Возникает вопрос, как на практике должен действовать банк, чтобы быть отнесенным к тому или иному типу финансово-кредитных организаций?

Как уже было отмечено, с вступлением в силу Федерального закона от 01.05.2017 No 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» все банки получили статус банков с универсальной лицензией независимо от размера капитала. Требования о минимальном размере капитала для банков с универсальной лицензией вступили в силу 1 января 2018 года. Если банк с капиталом менее 1 млрд рублей планирует сохранить универсальную лицензию, то процедуры по увеличению капитала до необходимой суммы (или выше) должны быть завершены к 1 января 2019 года. Это может быть целесообразно для банков с капиталом, близким к 1 млрд рублей, отмечает младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Людмила Кожекина. Например, на 1 декабря 2017 года 17 банков имели капитал свыше 850 млн рублей, но менее 1 млрд рублей.

Банки с капиталом менее 1 млрд рублей, которые планируют получить базовую лицензию, должны будут осуществить государственную регистрацию соответствующих изменений в устав. Сам процесс переоформления, по мнению Банка России, будет занимать для каждого из банков приблизительно полтора месяца и напоминать собой процедуру изменения устава юридического лица.

По мнению Виктора Четверикова, желающим сохранить универсальную лицензию лучше окончательно сформировать необходимый капитал в первом полугодии текущего года. При этом некоторым из банков, вероятно, придется менять бизнес-модель. По статистике Банка России, в июле 2017 года 286 банков функционировали с капиталом свыше одного миллиарда рублей и 230 – с капиталом менее 1 млрд рублей, причем у 28 организаций он варьировался в диапазоне от 0,7 до 1 млрд рублей. Теоретически эти банки при желании их собственников могут также перейти в разряд «миллиардеров», считает президент НРА.

«Размер собственных средств (капитала) является основным критерием для определения статуса банка. В соответствии с законом, если банк намерен изменить свой статус, ему следует внести соответствующие изменения в устав и зарегистрировать их в ЦБ РФ, после чего производится замена выданной ему лицензии на осуществление банковских операций, – объясняет механизм перехода Александр Проклов (АКРА). – Что касается предоставления нового или измененного бизнес-плана банка, о котором идет речь в законе, то, как представляется, в нем должно найти отражение появление новых типов клиентов и ценных бумаг (в случае универсальной лицензии) или отказ от таковых (в случае перехода на базовую лицензию)».

Действительно, весь процесс изменения статуса определен в Федеральном законе 92-ФЗ: «Процедуры по изменению статуса банка с универсальной лицензией, имеющего капитал менее 1 млрд рублей, на банк с базовой лицензией должны быть завершены к 1 января 2019 г. Процесс изменения статуса аналогичен государственной регистрации изменений, вносимых в устав кредитной организации». Последний прописан в Инструкции Банка России 135-И.

В то же время, как следует из установленных для банков с базовой лицензией регулятивных требований, в переходный период соискателям новой лицензии предстоит внимательно оценить возможные перспективы ведения бизнеса в новых условиях, то есть потенциальный спрос на их услуги и потребности клиент- ской базы, считает Валентина Кузнецова. По замыслу, целевыми клиентами банков с базовыми лицензиями должны стать домашние хозяйства и региональные малые и средние предприятия. Однако работа с указанными клиентскими группами для небольших кредитных организаций может быть сложной, уверена эксперт. Во-первых, в указанных сегментах финансового посредничества высока ценовая и неценовая конкуренция. 

Небольшим розничным банкам сложно конкурировать как с крупными банками с государственным участием, так и с микрофинансовыми организациями. Во-вторых, пониженное бремя соблюдения регулятивных требований снижает, но не компенсирует растущие операционные издержки розничного бизнеса, например, расходы на выполнение требования «знай своего клиента». Наконец, для поддержания своей розничной доли на местном рынке (например, чтобы клиентская база не ограничилась людьми старшего поколения) банки с базовой лицензией будут вынуждены часть операций передавать на аутсорсинг специализированным компаниям, в том числе представителям финтеха, что означает, что им предстоит иметь дело с новым спектром проблем и рисков.

ТРУДНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

Говоря о трудностях, с которыми могут столкнуться банки в процессе выбора, эксперты прежде всего акцентируют внимание на организационных моментах. «Все-таки на получение базовой лицензии будут, вероятно, претендовать более 200 банков, что потребует определенных усилий как от ЦБ РФ, так и от самих банков. Какой-то части банков, переходящих на базовую лицензию, придется внести изменения в свои бизнес-модели, например, поменять структуру портфелей ценных бумаг, прекратить работать с иностранными контрагентами, сократить риск на одного заемщика и т.д. Однако будем надеяться, что эти изменения не приведут к необратимым последствиям для таких банков», – высказывает свое мнение Александр Проклов (АКРА).

Безусловно, перед банками с капиталом от 1 до 3 млрд рублей встанет выбор между базовой и универсальной лицензией, отмечает Людмила Кожекина (Эксперт РА). Некоторые подобные региональные банки, клиентская база которых незначительно зависит от крупных компаний, могут предпочесть базовую лицензию ради режима упрощенного регулирования, поскольку для них могут быть менее принципиальны основные ограничения, такие как работа с иностранными юрлицами, в том числе банками, и снижение максимальной величины кредитного риска на одного заемщика Н6.

По мнению эксперта, у отдельных банков с капиталом менее 1 млрд рублей могут возникнуть сложности с выполнением норматива Н6 в связи со снижением его максимальной величины для банков с базовой лицензией даже с учетом понижающего коэффициента 0,8, установленного на переходный период в 5 лет.

Трудности обычно возникают в процессе практической реализации, считает Виктор Четвериков. «На бумаге все обычно выглядит понятно и четко, но, когда дело доходит до практической реализации, все получается иначе: сроки оказываются не столь длительными, клиенты – не столь договороспособными, а технологические изменения и коррекция бизнес-процессов и самой модели бизнеса даже в небольшом коммерческом банке представляются неподъемной задачей. Поэтому необходимо начинать эту работу в начале года. Не стоит также забывать, что к закону в первом полугодии начнут появляться внутренние положения ЦБ РФ, которые наверняка увеличат объем работ», – подчеркивает президент НРА. Если обратиться к опыту прошлых лет, то можно вспомнить, что даже технологический переход на новый план счетов приводил к тому, что некоторые банки теряли лицензии в силу того, что не смогли его осуществить.

Для того чтобы минимизировать возможные трудности, предусмотрен достаточно большой переходный период, который позволит подготовиться к работе в новых условиях, уверена Алла Масленникова. Сама процедура разделения на банки с универсальной и базовой лицензией займет в целом почти полтора года. Банкам с базовой лицензией будет разрешено продолжить проведение операций, не предусмотренных данным видом лицензии, до прекращения действия ранее заключенных договоров, но не более 5 лет. «В этой связи мы не видим никаких трудностей, которые могли бы сейчас возникнуть, – делится своим мнением председатель правления Росгосстрах Банка. – В законе прописаны все случаи, которые потенциально могут возникнуть в период его реализации».

КАКОЙ БУДЕТ РОССИЙСКАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Конечно, возникает вопрос, как будет выглядеть банковская система в соответствии с новым делением организаций на два типа.

Согласно информации «Эксперт РА», по состоянию на 1 декабря 2017 года 214 из 509 банков имели капитал менее 1 млрд рублей (без учета банков на санации с капиталом менее 1 млрд рублей). Если предположить, что банки на санации, имеющие капитал менее 1 млрд рублей, и большинство банков с капиталом от 1 до 3 млрд рублей сохранят универсальную лицензию, то около 60% банков (от их количества на 1 декабря 2017 года) будут работать с универсальной лицензией.

Вероятнее всего, порядка 40% российских банков получат базовую лицензию и подпадут под соответствующие регуляторные послабления, высказывает свои предположения Александр Проклов. «В целом мы не ожидаем в связи с переходом на пропорциональную систему существенных изменений в сложившейся банковской системе как в региональном ее разрезе, так и в отношении структуры активов», – подчеркивает эксперт АКРА.

Скорее всего, все будет в рамках статистики Банка России, предполагает Виктор Четвериков. Другими словами, порядка 250 универсальных банков и от 200 до 250 банков с базовой лицензией.

На конец 2017 года в России действовало более 230 банков с капиталом менее 1 млрд и более 280 банков с капиталом более 1 млрд рублей, приводит статистику Алла Масленникова. При этом общий капитал банковской системы, по данным Банка России, составлял чуть более 9,3 трлн рублей, из которых 8 трлн рублей приходятся на первые 50 банков по величине активов.

«Не думаем, что к концу 2018 года произойдут какие-либо качественные изменения, – говорит председатель правления Росгосстрах Банка. – Количественные изменения, конечно же, будут». Алла Масленникова высказывает предположение, что десяток-другой банков из категории с размером капитала от 0,7 до 1 млрд рублей увеличат капитал и перейдут в категорию банков с универсальной лицензией. Также не исключено, что часть банков с капиталом больше 1 млрд рублей предпочтут базовую лицензию, т.к. за этим стоит существенное послабление регулирования. Это означает собственный капитал 300 млн рублей, всего 5 нормативов, снижение требований по отчетности и раскрытию информации, неприменение по общему правилу технически сложных международных стандартов, проведение международных операций через счета банков с универсальной лицензией.

При этом надо понимать, подчеркивает Алла Масленникова, что банки с базовой лицензией и с капиталом более 3 млрд рублей должны соблюдать требования для банков с универсальной лицензией в полном объеме. То есть речь идет о том, что фактически воспользоваться послаблениями могут только банки с базовой лицензией и капиталом до 3 млрд рублей, однако доля бизнеса этих банков несоразмерно мала для существенного изменения структуры банковской системы.

«В целом мы ожидаем увеличения общего капитала банковской системы в 2018 году. Также вполне вероятно изменение списка системно значимых банков в связи с введением продвинутых подходов к управлению рисками, а также дополнительных нормативов и надбавок к капиталу для этой категории», – отмечает председатель правления Росгосстрах Банка.

Какой будет российская банковская система с точки зрения ее пропорционального регулирования к концу 2018 года – это очень интересный и сложный вопрос, говорит Валентина Кузнецова. В настоящее время практически во всех странах банковские системы (в более широком смысле – финансовое посредничество) переживают период серьезной и быстрой трансформации, в ходе которого проявляется как множество возможностей, так и проблем, в том числе связанных с регулированием отрасли и требующих тщательного просчета всех выгод и затрат. Например, сопоставления выгод от снижения затрат на соблюдение пруденциальных требований и затрат для поддержания конкурентоспособности в новых условиях для банков с базовой лицензией.

После глобального финансового кризиса реформы банковского регулирования были нацелены на снижение рисков крупных институтов, активных на мировых финансовых рынках, решение проблемы «too big to fail», отмечает эксперт МГУ. Однако, как показывает опыт, например, США, применение закона Додда – Франка выявило не менее серьезную проблему «too many to fail»: за период его действия с рынка ушло более 1700 малых банков. Хотя на их долю приходилось менее 10 млрд долларов активов, они предоставляли 48% кредитов малому бизнесу, 16% жилищных ипотек, 44% кредитов на покупку сельскохозяйственных земель, 43% кредитов фермерам, то есть их вклад в развитие местного бизнеса был значительным.

Приведенные данные аргументируют нежелательность уменьшения числа малых (с базовой лицензией) банков для нашей экономики, уверена Валентина Кузнецова.

В настоящее время в США действует пропорциональное регулирование, правда, схема его несколько иная, чем в нашей стране.

 

Валентина КУЗНЕЦОВА,
эксперт МГУ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Валентина Кузнецова занималась исследованием международного опыта пропорционального регулирования. Согласно ее наблюдениям, Базельские стандарты предусматривают достаточное пространство для реализации дифференцированного регулирования банковской деятельности. В различных странах для введения пропорционального регулирования применяются два подхода.

Первый (классификационный) подход заключается в том, что регулятор устанавливает критерии сегментации финансовых посредников на основе либо качественных характеристик, либо количественных параметров и для каждой группы банков устанавливает свой набор пруденциальных требований. Например, в Бразилии и Швейцарии регулятор выделяет 5 категорий банков, в Индии – 3, в Японии – 2.

В Бразилии все институты финансовой системы подразделены на 5 сегментов с учетом размера, трансграничной активности и подверженности рискам. В Швейцарии все банки и фондовые дилеры разделены на 5 категорий, исходя из совокупных активов, активов под управлением, объема застрахованных депозитов и размера капитала. В Японии выделены банки, активно занимающиеся международными операциями, которые обязаны полностью выполнять стандарты Базеля, и остальные банки, которые подпадают под национальное регулирование.

Второй подход (режим особых стандартов) представляет собой введение критерия продолжительного действия для применения облегченных или упрощенных требований по ряду обязательных нормативов (раскрытие информации, нормативы ликвидности, лимиты крупных рисков, лимит рыночного риска). Этот подход опирается на более внимательное отслеживание особых характеристик каждого банка с учетом его бизнес-моделей и подверженности рискам. Этот подход разрешает применение упрощенного регулирования определенных направлений деятельности банка, если последняя не оказывает значимого влияния на его деловую активность или подверженность рискам. Считается, что такой подход в большей степени позволяет снизить издержки соответствия регулятивным требованиям без ослабления общей жесткости регулирования, прежде всего платежеспособности или ликвидности. Такой подход характерен для США, ЕС, Гонконга.

Следует отметить, что на практике в некоторых странах элементы этих двух подходов могут сочетаться. Количественные значения, когда банк подпадает под полное действие Базельских стандартов, варьируются, типично они дополняются другими количественными или качественными индикаторами для определения регуляторного режима, применяемого к конкретному банку.

Российский подход к пропорциональному регулированию следует отнести к первой модели. В этой связи уместно привести примеры практики тех стран, которые следуют данному подходу.

 

БРАЗИЛИЯ

При введении Базеля II Центральный банк Бразилии применял минимальные капитальные требования ко всем институтам финансовой системы (более 1400 институтов – от системно значимых банков до кредитных союзов и фондовых дилеров). Но с началом перехода на Базель III в стране стали применяться пропорциональные требования к внутреннему процессу оценки достаточности капитала и упрощенный расчет регуляторного капитала для банков с низкой подверженностью рискам. Первое прямое решение об исключении отдельных институтов было связано с введением минимального норматива ликвидного покрытия. В последующем (с 01.01.2017) регулятор разделил финансовые институты на пять категорий с учетом их размера, международной активности, подверженности рискам. Сегментация проводится на консолидированной основе. Регулятор может корректировать сегментацию с учетом динамики текущей ситуации.
Банки, включенные в первый сегмент, обязаны полностью соблюдать стандарты Базеля III и проводить стресс-тестирование. Доля институтов, включенных в пятый сегмент, − менее 1% совокупных активов финансовой системы. Для институтов, попавших во второй, третий и четвертый сегменты, установлены упрощенные схемы расчета достаточности собственного капитала и ряда других нормативов.

ШВЕЙЦАРИЯ

В Швейцарии пропорциональность – конституционный принцип, применяемый ко всему регулированию финансового рынка. Орган регулирования и надзора над финансовым рынком FINMA подразделяет поднадзорные банки и фондовых дилеров на пять различных групп надзора, исходя из установленных (измеряемых) критериев: совокупных активов и активов под управлением. За институтами первой и второй групп, в которых есть застрахованные депозиты, FINMA осуществляет непрерывный и тщательный надзор. В первую группу входят два глобально значимых банка, во вторую – три национально значимых банка.

Банки, относимые к первой, второй и третьей группам, считаются активными в международном плане или системно значимыми, поэтому на них распространяется требование полностью соблюдать стандарты Базеля III. При этом к банкам первой и второй групп применяются повышенные требования по сравнению с банками, входящими в третью группу.

При формулировке пруденциальных требований FINMA широко использует классификацию институтов на группы. Так, например, от банков, включенных в четвертую и пятую группы, требуется раскрывать меньше данных и с меньшей периодичностью, на них распространяются упрощенные и менее детальные требования по соблюдению нормативов ликвидности, но не применяется норматив крупных рисков, действует и ряд других послаблений.

ИНДИЯ

Резервный банк Индии, помимо системно значимых банков, выделяет универсальные коммерческие банки, малые банки и платежные банки. Для последних установлены сниженные и упрощенные требования, а также запреты на определенные виды деятельности. Так, платежным банкам запрещено выдавать кредиты, они могут открывать только депозиты до востребования в объеме не больше 100 тысяч рупий. При расчете достаточности капитала для них основной риск операционный. Инвестировать они могут только в государственные ценные бумаги (не менее 75% от привлеченных на расчетные счета средств) и депозиты в системно значимых банках.

текст Оксана Дяченко
Поделиться: