От финансовой грамотности к финансовой безопасности
Новые способы «развода» россиян
«Троллинг мошенников становится национальным развлечением, - заявила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева - в сети есть множество публикаций и видео с такими беседами, но такое поведение людей может обернуться для них серьезными неприятностями и потерей денег».
По данным ОНФ, 90% работоспособного населения страны минимум однажды столкнулись с телефонным мошенничеством: «Мошенники «откровенно достали людей», - отмечает Лазарева.
В ответ на действия злоумышленников, потенциальные жертвы начинают намеренно затягивать разговор и подыгрывать, записывая беседу на видео, не подозревая, что на другом конце провода их тоже анализируют. Злоумышленники всегда дополняют свои записи комментариями, пометками и на этой основе совершенствуют свои скрипты и методы.
«Например, злоумышленник звонит жертве и записывает весь разговор. При этом, даже если жертва его троллит, мошенник делает вид, что сам «ведётся», чтобы запись была максимально насыщена. Позже в мессенджеры жертве присылается уже смонтированная запись якобы телефонного разговора, которая может своим сюжетом скомпрометировать жертву», - предупреждает Евгения Лазарева.
Вместе со смонтированной записью жертва получает сообщение с суммой выкупа. Если он отказывается удовлетворять требования, то злоумышленники угрожают отправить эту запись близким, работодателям, партнёрам и так далее.
В целях сохранения неприкосновенности личной жизни, люди редко обращаются по таким вопросам в полицию, а некоторым просто неудобно признаваться в том, что они стали жертвами «развода».
С помощью мониторингов открытых источников, специалистами команды проекта ОНФ «За права заемщиков» были выявлены случаи, когда мошенникам удавалось с помощью поддельных записей телефонных разговоров довольно длительное время шантажировать своих жертв и выуживать крупные суммы несколькими траншами. По словам Евгении Лазаревой, такие случаи пока не носят массовый характер, но чем больше их будет, тем шире эта практика будет распространяться. И в перспективе может стать серьёзной угрозой.
Она рекомендует не отыгрываться на мошенниках их же методами, а проигнорировать голос в трубке и как можно быстрее закончить разговор: «С ними лучше не вступать в диалог, а заблокировать номер и сдать его в «Мошеловку», Полицию, Банк России и занести во всевозможные базы, аккумулирующие сведения о попытках мошеннических атак».