Вход Регистрация
 

События

20 июня 2017

Комментарий к проекту Федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах»

20 июня

Правительством одобрен 15.06.2017

Внесен в Госдуму 20.06.2017

http://government.ru/activities/selection/302/28093/

http://government.ru/activities/selection/301/28177/

http://government.ru/meetings/28108/stenograms/

СОНИН АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ – директор Некоммерческого партнерства «Институт внутренних аудиторов», член Комиссии РСПП по аудиторской деятельности, член Экспертного совета по корпоративному управлению при Банке России.  Опыт работы в области внутреннего контроля и  внутреннего аудита 18 лет. Является Дипломированным внутренним аудитором (CIA), Дипломированным специалистом по расследованию мошенничеств (CFE).

Ревизионные комиссии могут стать необязательными, а внутренний аудит – обязательным для акционерных обществ

20 июня 2017 года Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проект Федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах»  (далее – законопроект). Законопроект нацелен на повышение качества корпоративного управления и уровня защиты миноритарных акционеров российских акционерных обществ.

Наряду с другими изменениями, законопроект предлагает ряд значимых законодательных новелл в вопросах контроля над финансово-хозяйственной деятельностью акционерных обществ.

Прежде всего, предлагается отменить обязательность ревизионной комиссии в акционерном обществе. Несмотря на развитие систем контроля и совершенствование контрольной деятельности в российских акционерных обществах,  положение об обязательном наличии ревизионной комиссии оставалось незыблемом на протяжении более 20 лет, начиная с самой первой версии Закона «Об акционерных обществах» 1995 года. Следует заметить, что дискуссии об эффективности механизма обеспечения прав акционеров посредством деятельности ревизионной комиссии и соответственно обоснованности требования о ее обязательности велись давно. Равно как и обсуждение вопроса, о том, какая структура органов контроля в акционерном обществе в наилучшей степени позволяет защитить интересы акционеров с точки зрения соотношения выгод-затрат на осуществление контроля. Но если раньше акционерные общества были некоторым образом ограничены в вопросе выбора, с принятием поправок в Закон «Об акционерных обществах» у акционерных обществ появляется больше возможностей для выбора наиболее эффективной структуры органов контроля. Это касается нововведений как публичных, так и непубличных акционерных обществ. Таким образом, в случае принятия законопроекта, банки, созданные в форме акционерных обществ, вправе буду решать, избирать ли ревизионную комиссию. При этом для непубличных акционерных обществ решение акционеров о не избрании в обществе ревизионной комиссии должно быть отражено в Уставе акционерного общества.

Второе важнейшее изменение – введение в акционерное законодательство понятия внутреннего аудита. В соответствии с законопроектом осуществление внутреннего аудита становится обязательным для публичных акционерных обществ. При этом акционерные общества будут сами решать, создавать ли подразделение внутреннего аудита или осуществлять внутренний аудит посредством аутсорсинга. В то же время практика аутсорсинга внутреннего аудита в России пока не получила распространения. Внутренний аудит как инструмент защиты прав акционеров и повышения эффективности деятельности развивается в российских акционерных обществах с начала 2000 годов, но только сейчас предлагается внести соответствующие изменения в акционерное законодательство. Также законопроект предусматривает, что совет директоров утверждает документы, определяющие политику общества, в области организации и осуществления внутреннего аудита и принимает решение о назначении или прекращении полномочий руководителя подразделения внутреннего аудита и утверждает условия трудового договора с ним, включая размер вознаграждения. Тем самым предполагается повысить степень независимости внутреннего аудита от менеджмента компаний. Для непубличных акционерных обществ в вопросах, связанных с внутренним аудитом, законопроект оставляет свободу выбора. Но в этом вопросе для банков практически ничего не меняется, поскольку обязательность внутреннего аудита для банков была и ранее предусмотрена специальным банковским законодательством и требованиями регулятора. Но если сейчас банки должны создавать в качестве органов контроля и ревизионную комиссию, и службу внутреннего аудита, то в случае принятия  законопроекта обязательным для банков в форме акционерных обществ остается только создание службы внутреннего аудита.

Третье – законодательное закрепление требования наличия в публичном акционерном обществе системы управления рисками и внутреннего контроля. При этом совет директоров (наблюдательный совет) общества утверждает документы, определяющие политику общества в области организации системы управления рисками и внутреннего контроля. Данные изменения в акционерном законодательстве являются логическим продолжением осознания важности наличия в акционерном обществе систем внутреннего контроля и управления рисками с точки зрения эффективности достижения обществом поставленных целей и ответственности, лежащей в этом вопросе на совете директоров (наблюдательном совете). Банки и ранее должны были создавать системы управления рисками и внутреннего контроля в соответствии со специальным банковским законодательством и требованиями регулятора. Но теперь в случае принятия законопроекта совет директоров (наблюдательный совет) должен будет утверждать не только стратегию управления рисками, но и политику банка в области управления рисками и внутреннего контроля.

И наконец, четвертое – законопроект вводит в акционерное законодательство понятие комитета совета директоров (наблюдательного совета). В соответствии с законопроектом комитеты формируются советом директоров (наблюдательным советом) для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции. При этом формирование комитетов советами директоров уже давно вошло в практику открытых акционерных обществ в России. Что касается формирования конкретных комитетов, законопроект вводит требование обязательности только для публичного акционерного общества и только в отношении комитета по аудиту, который создается для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем над финансово-хозяйственной деятельностью общества. В практике публичных акционерных обществ именно с комитетом по аудиту тесно взаимодействует подразделение внутреннего аудита. В Законе о банках и банковской деятельности говорится о возможности формирования комитетов в составе совета директоров (наблюдательного совета). Но это положение не получило дальнейшего развития в требованиях регулятора. В случае принятия законопроекта банки в форме публичных акционерных обществ должны будут создавать в составе совета директоров (наблюдательного совета) комитет по аудиту.

Следует отметить, что рекомендации построения системы управления рисками и внутреннего контроля, осуществления внутреннего аудита, формирования комитетов совета директоров в акционерном обществе уже содержатся в Кодексе корпоративного управления, одобренном Правительством Российской Федерации и Банком России в 2014 году.

Всего проголосовало: 0

0.0

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи

Мы в сетевых сообществах: 

Голосование

Как вы считаете, новый механизм оздоровления банков, предложенный ЦБ РФ

Загрузка результатов голосования. Пожалуйста подождите...
Все голосования

Календарь мероприятий

Август, 2017
««
«
Сегодня
»
»»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Ближайшие мероприятия

Видео

Летний Интеллектуальный кубок "Самый интеллектуальный банк" и "Самая интеллектуальная компания в финансовой сфере"

Ведущий - магистр игры «Что? Где? Когда?», шестикратный обладатель «Хрустальной совы», обладатель «Бриллиантовой совы» Александр Друзь.

Яндекс.Метрика