Аналитика и комментарии

31 марта 2023

Завидное постоянство: ЦБ полгода не меняет ключевую ставку

Совет директоров Банка России 17 марта принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,5% – это уже четвёртое заседание подряд, на котором регулятор оставляет ставку неизменной. Центральный банк объяснил свои действия, рассказал, какие факторы играют здесь свою роль, и какие процессы доминируют сегодня на финансовом рынке.

«Текущие темпы прироста цен остаются умеренными, в том числе в части устойчивых компонентов. Инфляционные ожидания населения существенно снизились, но сохраняются на повышенном уровне, как и ценовые ожидания предприятий. Оперативные данные указывают на продолжающееся восстановление деловой и потребительской активности. Ускорение исполнения бюджетных расходов, ухудшение условий внешней торговли и состояние рынка труда по-прежнему формируют проинфляционные риски. В целом баланс рисков для инфляции существенно не изменился с предыдущего заседания Совета директоров Банка России», – так прокомментировал ситуацию регулятор.

ДИНАМИКА ИНФЛЯЦИИ

По данным ЦБ, в феврале годовой темп прироста потребительских цен снизился до 11,0% (после 11,8% в январе). С начала 2023 года усреднённые текущие темпы прироста цен находятся вблизи 4% в пересчёте на год и формируются выше средних значений за IV квартал 2022 года. В то же время в феврале текущий прирост цен несколько замедлился по сравнению с январём. Это отчасти произошло за счёт волатильных компонентов. Произошедшее с конца 2022 года ослабление рубля пока слабо проявилось в динамике цен. В части устойчивых компонентов текущие темпы прироста цен остаются умеренными, считает регулятор.

Инфляционные ожидания населения и ценовые ожидания предприятий сохраняются на повышенном уровне. При этом в марте инфляционные ожидания населения существенно снизились, об этом рассказала глава ЦБ Эльвира Набиуллина на прошедшей 17 марта пресс-конференции.

По прогнозу Банка России, в ближайшие месяцы показатель годовой инфляции временно опустится ниже 4% под влиянием эффекта высокой базы прошлого года. В то же время устойчивое инфляционное давление будет постепенно увеличиваться с умеренно низких значений. В базовом сценарии с учётом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 5,0–7,0% в 2023 году, вернётся к 4% в 2024 году и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.

Денежно-кредитные условия оставались в целом нейтральными. С момента предыдущего заседания Совета директоров Банка России по ключевой ставке доходности ОФЗ и процентные ставки на кредитно-депозитном рынке существенно не изменились. Кредитная активность, несмотря на некоторое замедление в начале 2023 года, в целом оставалась высокой, прежде всего в корпоративном сегменте. Увеличились средства населения и организаций на текущих счетах и депозитах в банках. Весомый вклад в этот рост продолжало вносить увеличение бюджетных расходов.

«В целом, несмотря на повышенные инфляционные ожидания и продолжающееся улучшение потребительских настроений, население по-прежнему проявляет осторожность в потребительском поведении. Это отражается в высокой склонности к сбережению и повышенной доле ликвидных активов (текущих счетов и наличных рублей) в общей структуре сбережений», – отмечает регулятор.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

ВВП по итогам 2022 года снизился на 2,1%, что лучше февральской оценки Банка России, рассказала Набиуллина. Оперативные данные в I квартале 2023 года указывают на продолжающееся восстановление экономической активности. Расширение внутреннего спроса способствует улучшению деловых настроений, несмотря на некоторое ухудшение внешних условий.

В то же время на текущем этапе возможности расширения производства в российской экономике в значительной мере ограничены состоянием рынка труда. Безработица обновила исторический минимум. На фоне последствий частичной мобилизации и продолжающегося роста спроса предприятий на труд во многих отраслях усиливается нехватка рабочей силы. В этих условиях рост производительности труда может отставать от роста реальных заработных плат, считают в Центробанке.

«В условиях перестройки экономики продолжается изменение структуры совокупного спроса. Потребительский спрос постепенно восстанавливается, но в целом остаётся сдержанным. Замедление инвестиционного спроса в частном секторе происходит одновременно с расширением государственных инвестиций. При этом в целом продолжает возрастать вклад бюджетной политики в расширение совокупного спроса», – говорит регулятор.

ИНФЛЯЦИОННЫЕ РИСКИ

На среднесрочном горизонте баланс рисков существенно не изменился и по-прежнему смещён в сторону проинфляционных, подчёркивают в ЦБ.

«Значимые проинфляционные риски связаны с влиянием геополитической напряжённости на условия внешней торговли. Так, усиление внешних торговых и финансовых ограничений может дополнительно ослабить спрос на товары российского экспорта и иметь проинфляционное влияние через динамику валютного курса. Кроме того, усложнение производственных и логистических цепочек или финансовых расчётов в результате внешних ограничений может привести как к удорожанию импорта, так и к усилению ограничений на стороне предложения в российской экономике. Значимые краткосрочные проинфляционные эффекты может также иметь ухудшение перспектив роста мировой экономики на фоне нестабильности на финансовых рынках развитых стран», – отмечают в Центробанке.

В базовом сценарии Банк России исходит из уже принятых решений по среднесрочной траектории расходов федерального бюджета и бюджетной системы в целом. В случае дополнительного расширения бюджетного дефицита проинфляционные риски возрастут, и может потребоваться более жёсткая денежно-кредитная политика для возвращения инфляции к цели в 2024 году и её поддержания вблизи 4% в дальнейшем.

Сохраняются проинфляционные риски со стороны рынка труда. Нехватка рабочей силы в отдельных отраслях может привести к отставанию роста производительности труда от роста реальных заработных плат.

«Дезинфляционным риском для базового сценария является сохранение высокой склонности населения к сбережению в условиях общей неопределённости, а также длительности привыкания населения к новой структуре предложения на потребительских рынках. Рост премии за риск в доходностях облигаций и кредитных ставках может дополнительно ужесточить денежно-кредитные условия, сдерживая кредитную активность в экономике. Дезинфляционное влияние может оказать и более быстрая адаптация экономики, сопровождающаяся, в том числе, активным восстановлением импорта», – отмечают в регуляторе.

Банк России будет принимать дальнейшие решения по ключевой ставке с учётом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, процесса структурной перестройки экономики, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков. При усилении проинфляционных рисков Банк России будет оценивать целесообразность повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях, рассказала Набиуллина.

ПРОИЗОШЕДШИЕ СОБЫТИЯ ОБОСТРИЛИ РИСК ПОВЫШЕНИЯ СТАВКИ

«Финансовая система страны с осени прошлого год живёт при ставке 7,5%. За это время произошло много событий, обнуливших вероятность дальнейшего понижения стоимости фондирования, но и повысивших угрозу монетарного ужесточения, – высказывает своё мнение о сложившейся ситуации эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер. – Острая геополитика, резкое зимнее ослабление рубля, рост дефицита бюджета на фоне падения экспорта и скачка издержек государства, а также ускоренная накачка денежной массы обострили риски повышения ставки».

И с каждым последующим заседанием Центробанк отмечает наличие такого инструментария, однако с прошлого февральского решения баланс инфляционных и дезинфляционных факторов не сильно-то изменился, поэтому удержание паузы по ДКП оправдано и сейчас, отмечает эксперт.

Поскольку к заседанию ЦБ рыночный консенсус и предполагал сохранение ставки на прежнем уровне, то и решение регулятора не должно привести к значительной турбулентности на кредитно-депозитном рынке, в бондах и акциях. По валюте есть свои нюансы, говорит Зельцер.

По его словам, ставки по вкладам и кредитам сейчас не обладают драйверами к удешевлению, напротив, не исключается незначительное удорожание кредитных ресурсов и аккуратное повышение доходности банковских депозитов. Пока проинфляционные факторы всё же доминируют, стоимость ресурсов не может снижаться.

По ОФЗ ситуация коррелирует с инструментами денежного рынка. Коррекции доходностей не ожидается, а значит, и цены облигаций вряд ли пока будут расти, считает эксперт. При этом в случае снижения цен бумаг можно будет ставить на перспективу долгосрочного уменьшения темпа инфляции, то есть прикупить ОФЗ по более привлекательным ценам, вероятно, возможность ещё представится.

«Акции сейчас не учитывают ставку в своих моделях стоимости, – комментирует ситуацию на этом рынке Зельцер. – Есть иные факторы скрытой отчётности, влияния санкций, неопределённости с дивидендами. При этом текущие цены бумаг явно занижены относительно своего фундаментального внутреннего курса. Ожидания поэтапного восстановления акций сохраняются, и в перспективе года индекс Мосбиржи может ещё показать двузначную доходность. Акцент по-прежнему на банки и ИТ-сектор».

Рубль, по идее, должен испытывать прилив сил на фоне сигналов к ужесточению ДКП, но более значимыми факторами курса нацвалюты сейчас значатся экспортно-импортные потоки и дефицит бюджета, отмечает эксперт.

«Пока видим лишь снижение нацвалюты в область минимумов апреля прошлого года, активных покупок рубля по-прежнему нет, но это вопрос перспектив. Ожидаем постепенного умеренного восстановления нацвалюты на фоне сокращения темпа роста госзатрат, сужения спреда Urals с Brent, дальнейшей адаптации бизнеса к западным выпадам и переориентации на Восток. В краткосрочной перспективе должны вернуться на 75 за доллар США, к 80 евро и под 11 за юань», – прогнозирует Зельцер.

РЫНОК ОТРЕАГИРУЕТ НЕЙТРАЛЬНО

С февральского заседания ЦБ макроэкономическая ситуация существенно не изменилась, поэтому решение о сохранении ключевой ставки на уровне 7,5% было предсказуемым, считает управляющий директор проекта Финуслуги Московской биржи Игорь Алутин.

«Реакция рынка в ближайшее время также будет нейтральной, так как стоимость кредитов и доходность банковских вкладов в целом следует за траекторией ключевой ставки», – говорит он.

Согласно данным аналитического центра Финуслуг, средние ставки по потребительским кредитам в топ-20 банков сегодня держатся на уровне 19,3% годовых. А индекс ставок по вкладам в топ-50 крупнейших банков составляет чуть более 7% годовых.

«За время с предыдущего заседания регулятора ставки изменялись точечно и разнонаправленно, при этом максимальные ставки в топ-20 банков остаются на уровне около 8% годовых, преимущественно по вкладам сроком от полугода.  Поэтому сейчас логичнее хранить часть средств во вкладах средней срочности, а для перевода всех накоплений на более долгосрочные депозиты имеет смысл дождаться ярко выраженного снижения инфляционных ожиданий и повышения уровня макроэкономической определённости», – советует эксперт. 

Текст: Оксана Дяченко

Материал также опубликован в печатной версии Национального Банковского Журнала (март 2023)

 

Поделиться:
 

Возврат к списку