Аналитика и комментарии

21 сентября 2015

вызовы, задачи, перспективы

Уже стало традицией, что Международный банковский форум, организуемый Ассоциацией региональных банков России и ежегодно проходящий в Сочи, знаменует собой открытие очередного делового сезона. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в его рамках обсуждаются вопросы и проблемы, которые накапливаются за период летнего затишья. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что Форум 2015 года с этой точки зрения стал исключением: летнего затишья не получилось. Проблемы, с которыми столкнулась и российская экономика, и национальная банковская система, оказались слишком серьезными, чтобы откладывать их решение «на потом».

Когда ресурсов мало…

В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» один из главных персонажей сетовал, что москвичей испортил квартирный вопрос. Сложно сказать, испортила ли проблема дефицита «длинных денег» российский банковский рынок, но она точно серьезно осложнила ему жизнь. И дело, как подчеркивали выступавшие, не только в санкциях, введенных против нашей страны государствами, входящими в Европейский Союз, и США. Дело в том, что общая напряженная ситуация в мировой экономике вызвала отток инвестиций из стран с развивающимися рынками, к числу которых относится Россия, а санкции еще и ускорили этот процесс оттока.

«Мы проводим наш Форум в непростое время, – констатировал президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. – Финансовый результат банков трудно назвать позитивным. Прибыль банков снизилась за период с 1 января текущего года почти на 30%. С другой стороны, мы видим, что в последние несколько месяцев число убыточных банков сокращается. Мы также можем констатировать рост капитализации банковской системы, в значительной мере это обусловлено реализацией программы докапитализации банковских организаций через облигации федерального займа. Но мы должны понимать: программа ОФЗ решает лишь часть проблем, полностью устранить такое явление, как низкая капитализация банковского сектора, она не может».

Действительно, многие участники Форума согласились с тем, что средства, которые государство выделило на поддержку банковского сектора, – это фактически спасательный круг, на котором можно удержаться на поверхности воды и избежать худших для себя последствий. Но на нем, как признавались банкиры в кулуарах Форума, далеко не уплывешь: для того чтобы на рынке наметилась устойчивая тенденция к улучшению ключевых показателей банковской деятельности, необходимы источники «длинных денег». Позитивной новостью оказалось то, что регулятор рынка в лице Банка России это понимает и, со своей стороны, готов предпринимать необходимые шаги для развития подобных инструментов. 

«Одним из таких инструментов могут и должны быть корпоративные облигации. Как всем известно, российский рынок облигаций начал развиваться только в начале 2000-х годов, и он рос параллельно с рынком рефинансирования со стороны Банка России. При этом сейчас мы видим, что основным инструментом привлечения долгосрочных ресурсов становятся именно российские корпоративные облигации, размещаемые на внутреннем рынке, а не на внешних рынках, как это было раньше. Это не значит, что внешний рынок заимствований полностью для нас потерян, но у нас появляется возможность более успешно развивать внутренний рынок облигаций», – заявил в своем выступлении на Форуме первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов.

«Для того чтобы облигации покупались и использовались как инструмент рефинансирования, Банк России проводит реформу рынка рейтинговых агентств. Действующим РА сейчас дается возможность привлечь инвесторов, перестроить бизнес-процессы и т.д. Хочу сразу отметить, что ЦБ РФ как регулятор будет выводить с рынка недобросовестных игроков, потому что для развития и рынка рейтинговых агентств, и рынка облигаций необходимо, чтобы РА пользовались доверием и их оценки воспринимались как оценки, отражающие истинное положение дел», – пояснил Сергей Швецов.

Надзор есть надзор

Не менее горячо обсуждаемой, чем тема «длинных денег», была и тема надзорных и регуляторных требований к российским банкам. В ситуации, когда финансово-кредитные организации страдают, с одной стороны, от отсутствия привычных для них источников фондирования (например, возможности привлекать ресурсы на внешних рынках капитала), а с другой, – от роста доли просроченной задолженности в портфелях, соответствовать надзорным требованиям совсем непросто. 

Впрочем, как подчеркнул Анатолий Аксаков, банки потихоньку адаптируются к сложившейся ситуации, а ЦБ в определенных вопросах идет им навстречу – например, в вопросе продления срока действия антикризисных мер до 1 января 2016 года.  Как пояснил заместитель председателя Банка России Михаил Сухов, речь идет об использовании льготного курса доллара США при расчете нормативов. 

«Точное значение будет известно в ближайшее время. Мы будем ориентироваться на среднее значение между фиксированными курсами, установленными на третий квартал, действующими сейчас для льгот, и актуальными значениями на 1 января 2015 года. Возможны округления», — сказал заместитель председателя ЦБ. Он добавил, что льготный курс доллара, скорее всего, будет находиться где-то в диапазоне от 50 до 60 рублей за доллар.

Но если в определенных вопросах регулятор готов пойти навстречу поднадзорным субъектам, то в других пунктах его регуляторная и надзорная политика останется неизменной. Это касается в том числе борьбы с недобросовестными участниками рынка, принятия мер по оздоровлению банковского сектора в целом. 

«Мы должны понимать: не все банки хотят жить нормально, среди них есть «камикадзе», которые хотят зарабатывать за счет транзита, оказания сомнительных операций узкому кругу клиентов. Практически половина банков, у которых мы отозвали лицензии за последнее время, — это «банки-камикадзе». Они не работали активно на рынке банковских вкладов, и, таким образом, отзыв у них лицензии не нанес серьезного вреда ни государству, ни широкому кругу банковских клиентов. По отношению к тем организациям, которые являются нормальными, но которые столкнулись с серьезными проблемами, мы широко применяем такой механизм, как финансовое оздоровление. «Банки-камикадзе» нет смысла оздоравливать, и это становится совершенно очевидным, когда видишь масштаб «дыр» в их балансах», – пояснил Михаил Сухов. 

Нет ли тут огосударствления?

Помимо этих двух тем – фондирования банковской деятельности и надзора – конечно же, в рамках Форума обсуждался еще целый ряд вопросов. Среди них были и особенности выполнения финансово-кредитными организациями антимонопольного законодательства, и проблема сохранения деловой репутации банкиров, и перспективы развития различных видов кредитования: частных лиц, корпоративных клиентов, компаний малого и среднего бизнеса, ипотеки и др. Но, поскольку Форум все-таки проходил на фоне вялотекущего экономического и финансового кризиса в стране, то вполне естественно, что в какой-то момент на повестку дня вышла тема риска огосударствления национальной банковской системы. Ни для кого ведь не является секретом то, что в трудные времена как раз банки с государственным участием рассматриваются клиентами как наиболее надежные и стабильные, а следовательно, они получают определенные конкурентные преимущества и возможности для увеличения своей доли на рынке.

«Необходимо предпринимать шаги по разгосударствлению банковской системы: не должно быть так, чтобы только пять или чуть больше банков имели доминирующее положение на рынке банковских услуг», – такое мнение высказал в своем выступлении в рамках Форума председатель комитета по финансовому рынку Совета Федерации Николай Журавлев. 

Михаил Сухов, со своей стороны, выразил несогласие с тем, что речь следует вести именно о процессе огосударствления системы. «Я согласен с теми, кто обращает внимание на консолидацию банковских активов: действительно, сейчас на долю 30 крупнейших банков приходится 80% всех активов банковской системы страны. В то же время было бы неправильным говорить об огосударствлении, поскольку в число этих 30 организаций входят отнюдь не только банки с государственным участием. При этом, как хорошо известно, Банк России придерживается политики предъявления повышенных регуляторных требований к системообразующим банкам, в первую очередь, с точки зрения норматива капитала, норматива ликвидности и т.д.», – уточнил заместитель председателя Банка России.

Понятно, что мнения других участников Форума по этому вопросу также разделились. Собственно говоря, в этом и преимущество подобных мероприятий: эксперты получают возможность не только прослушать выступления спикеров, но и обменяться мнениями по наиболее актуальным для банковского сектора вопросам. А этих вопросов сейчас много: наблюдатели говорят, что осень-2015 обещает быть жаркой, если не с точки зрения температурного режима, то с точки зрения формирования на рынке новых тенденций и появления новых вызовов. 

текст Анастасия Скогорева
Читайте NBJ в Telegram
Поделиться: