Аналитика и комментарии

06 марта 2009

vive l’Empereur

Наполеон Бонапарт, человек, создавший огромную империю, давший миру Гражданский кодекс и погубивший миллионы людей… В разные времена люди называли его гением, полубогом, людоедом, корсиканским чудовищем, покровителем сирот и ненасытным Молохом. Перипетии отношения к этому человеку, мифы и легенды, сложившиеся о нем за последние два века, можно проследить по экспонатам коллекции, собранной старшим вице-президентом Финансовой корпорации УРАЛСИБ Александром Вихровым. Значительная часть этого собрания представлена на выставке «1812. Мир и война» в Государственном историческом музее.
О том, как возникла эта коллекция, о своих любимых экспонатах и пока еще не найденных вещах он рассказал в эксклюзивном интервью НБЖ.

НБЖ: Александр Николаевич, первый вопрос напрашивается сам собой - почему Наполеон? Почему ваша коллекция «построена» вокруг этого исторического персонажа? С чего все началось?

А. ВИХРОВ: Началось все с того, что у меня был - и, слава богу, есть - брат, который на четыре года старше. В детстве я часто брал его книги, в том числе и те, которые он читал в рамках школьной программы. В результате «Войну и мир» Льва Толстого я взял в руки еще совсем юным, до того как этот роман был экранизирован Сергеем Бондарчуком. И до сих пор помню свои ощущения от чтения этой книги: мне почему-то было очень жаль Наполеона.
 

 

досье

Александр Николаевич Вихров окончил факультет журналистики Ленинградского университета и МВПШ по специальности «политология». Кандидат политических наук. Профессор Государственного университета - Высшей школы экономики. Член Союза журналистов России.
Работал в редакциях районной, городской, молодежной, областной отраслевой и центральных газет. Печатался в ведущих федеральных изданиях. Автор двух книг очерков и публицистики. Сфере PR Александр Вихров посвятил более пятнадцати лет. В 1994-1996 годах работал в американской компании Chemonics International директором по связям со СМИ и общественностью на проектах Комиссии по экономической реформе при Правительстве РФ и Бюро международного развития США. В 1996 году стал главным редактором журнала «Банк».
С 1997 по 2000 год являлся заместителем директора департамента общественных связей Центрального банка РФ, где возглавлял направление по работе со СМИ.
С 2000 года Александр Вихров работает в Финансовой корпорации «УРАЛСИБ» (прежнее название - ФК «НИКойл»). Александр Вихров - автор ряда научных работ по вопросам брендинга в политике и экономической сфере. В последние годы особенно активно занимается тематикой социально-гражданских проектов бизнеса крупных корпораций.

 

 

НБЖ: А от жалости до любви, как известно, один шаг.

А. ВИХРОВ: Я не стал бы называть это чувство любовью. Скорее все больший интерес. Притягивали какие-то парадоксы, неоднозначность этого образа. Также еще школьником я впервые попал в Михайловское и обратил внимание, что на камине в доме Пушкина стоял бюст Наполеона. По этому поводу даже задал вопрос экскурсоводу. И она ответила - личность Наполеона очень привлекала поэта, он посвятил умершему императору несколько прекрасных стихотворений.

НБЖ: Что интересно, если учесть, что Наполеон во времена Пушкина и его современников был злейшим врагом России.

А. ВИХРОВ: В России, как и в других странах, которые Наполеон в свое время завоевал или пытался завоевать, отношение к нему постоянно менялось. И, кстати, это можно проследить на примере экспонатов моей коллекции…
А начиналась коллекция с первой прочитанной мной книги о Наполеоне. Автор - Евгений Викторович Тарле. И потом, уже через годы, в Ленинграде, где я учился, я увидел в витрине антикварного на Садовой статуэтку Наполеона, похожую на ту, из Михайловского. Стоила 12 руб. - при стипендии в 45 руб. это была серьезная покупка… Чем больше я узнавал о Бонапарте и его эпохе - тем больше рос интерес. И коллекция, соответственно. Причем существенный вклад в нее вносили мои близкие, коллеги и друзья. Зная о моем увлечении, они дарили мне вещи, так или иначе связанные с Наполеоном. И в результате этих совместных усилий получилось уже более 150 гравюр и более 400 предметов.

НБЖ: Сколько же лет потребовалось, чтобы собрать все это?

А. ВИХРОВ: Активно и целенаправленно - уже больше двадцати.

НБЖ: Наполеон был одной из самых противоречивых личностей в истории, до сих пор многие считают его величайшим государственным деятелем и революционером, а многие - хладнокровным убийцей, диктатором. Какие именно черты, по-вашему, являются самыми существенными?

А. ВИХРОВ: Знаете, лично мне близка оценка, которую дал Наполеону итальянский историк и писатель Джино Капони после встречи с императором в 1813 году в Париже. «Это один из тех людей, которым человеческий род восхищается и гордится, но нужно благодарить Бога, что он посылает нам их очень редко». Действительно, этот человек изменил историю Франции, историю всех европейских стран и в немалой степени историю России. Но меня привлекает не только это. Я по первой профессии журналист и более пятнадцати лет работаю в сфере PR. Занимаясь связами с общественностью на практике и как автор научных работ по политологии, понимаю, что император Франции не смог бы поднять на штыки целый континент и вызвать в народе почти религиозное чувство почтения, если бы не был гениальным «пиарщиком». Он одним из первых в мире понял значение пропаганды, стал применять PR-технологии.

 

 

НБЖ: Например?

А. ВИХРОВ: Например, его прокламации. Во время своих походов он придавал огромное значение пропаганде в войсках. Перед каждым сражением и после каждого сражения он наговаривал воззвания. Они были написаны с огромным вдохновением и всегда содержали именно ту трактовку событий, которая была нужна в данный момент…
Другой пример: Наполеон в Кремле и уже ясно, что Александр I не собирается заключать мирный договор. Дальнейший путь неясен, и эта неуверенность распространяется среди армии. В этот момент Наполеон велел поставить на подоконник в своих апартаментах подсвечники и следить, чтобы свечи горели в них каждую ночь до утра. Солдаты должны были знать: император здесь и неустанно думает о них.

НБЖ: Похоже на легенду о кабинете Сталина в Кремле, где по ночам всегда горел свет.

А.ВИХРОВ: Но авторство все же принадлежит Наполеону. Было огромное количество разных гениальных ходов, которые создавали образ императора, - то, что мы теперь называем брендом. Он продумывал каждый свой шаг, всегда оценивал впечатление, которое может произвести на людей благодаря своим поступкам, словам или жестам.

НБЖ: Действительно, очень интересно. Такой аспект, как «Наполеон - великий PR-технолог», наверное, еще никто не изучал.

А. ВИХРОВ: Надеюсь, когда-то мне удастся восполнить этот пробел… Знаете, ни одна фигура не привлекает к себе такого внимания историков, писателей и поэтов, как Наполеон. Только в России каждый месяц выходит книга, посвященная Бонапарту. И только в моей коллекции насчитывается 500 томов, что, конечно, далеко не все книги, которые изданы на эту тему.

 

 



НБЖ: Итак, в вашей коллекции - книги, гравюры, различные предметы. А какие экспонаты являются в ней самыми ценными? И вообще - пытались ли вы оценить ее с точки зрения стоимости?

А. ВИХРОВ: Нет, не пытался. Я собираю ее не для продажи. Если в России будет создан Музей Отечественной войны 1812 года - а такие планы были и есть, - то я готов отдать коллекцию туда.

НБЖ: То есть подход сугубо не финансовый?

А. ВИХРОВ: Конечно. Да и признаюсь честно: я не ставил себе целью «выстроить» свою коллекцию из дорогостоящих экспонатов. Такие коллекции, ценящиеся буквально на вес золота, в мире есть, их собирают богатые
семьи в течение нескольких поколений. Например, к числу таких относится коллекция князей Монако. В моем собрании есть только одна вещь, которую можно назвать дорогой в общепринятом понимании этого слова.

НБЖ: Расскажите, пожалуйста, о ней.

А. ВИХРОВ: Это миниатюрная золотая подвеска в виде мортиры с секретом. При нажатии пружины из дула вылетает крошечная золотая фигурка Наполеона.

НБЖ: Какая странная вещица…

А. ВИХРОВ: Она не странная, она- символ своего времени. В период Реставрации королевские власти Франции не слишком благоволили Наполеону и не поощряли бонапартистских настроений. Поэтому поклонникам свергнутого императора приходилось скрывать свою приверженность. Вот эта мортира с секретом была сделана по тайному заказу кого-то из них. Как, к примеру, и другой экспонат моей коллекции - фигурка Людовика XVIII. Она специально выполнена так, что живот Людовика похож по форме на яйцо Фаберже. Верхнюю ее часть можно снять вместе с головой, и тогда перед нами предстает Наполеон со сложенными на груди руками.

НБЖ: Наполеон изменил историю всей Европы и в немалой степени историю России. Его отношение к нашей стране и его отношения с Александром I - действительно одна из самых интересных страниц в мировой истории. В вашей коллекции есть экспонаты, показывающие, как они развивались и как в самой России менялось отношение к Наполеону?

А. ВИХРОВ: Да, эти экспонаты как раз составляют большую часть моей коллекции. Среди них есть, например, медаль за взятие Парижа в 1814 году. Она была учреждена сразу после этого события, но впервые вручена только после смерти Александра I. Потому что наш император посчитал неудобным награждать за это событие, полагая, что это может унизить чувства французов…

 

 

НБЖ: Наш император, судя по этой истории, был наделен исключительным чувством такта.

А. ВИХРОВ: Да, и французы это оценили. Исторический факт - французские ткачи уже после прихода нашей армии в Париж ткали ковры с изображением Александра. Это подтверждало то, что писали современники: Париж был очарован российским императором, и даже первая жена Наполеона, Жозефина Богарне, считала его своим личным другом. Когда Наполеон был уже в изгнании, она давала балы в честь царя Александра.

НБЖ: Такой ковер тоже есть в вашей коллекции?

А. ВИХРОВ: К сожалению, нет. Пока мне не удалось его найти.

НБЖ: По-видимому, французы были признательны Александру за то, что он не сжег Париж.

А. ВИХРОВ: Но дело не только в этом. Все тогда признавали, что Александр - царь царей, и сам Наполеон, судя по его высказываниям на острове Святой Елены, видел в российском императоре продолжателя своего дела, единственного человека, которому под силу такие задачи.

НБЖ: Удивительно, как изменилось отношение Наполеона к Александру. До этого он давал российскому императору совсем иные, менее лицеприятные оценки.

А. ВИХРОВ: В том-то и дело - менялось отношение Наполеона к Александру и России и отношение Александра и России к Наполеону. Это можно проследить и на примере экспонатов моей коллекции. В ней есть книги, изданные на русском языке до Тильзитского мира, и в них Наполеон предстает тираном и деспотом. Потом на какое-то время Россия и Франция становятся союзниками, и стиль меняется, становится более комплиментарным. Война 1812 года и послевоенное время - отношение совсем иное. И уже через несколько лет - новое осознание величия этой фигуры На выставке в Историческом музее я показал первое издание на русском языке писем Наполеона к Жозефине. Так вот в качестве эпиграфа в ней - известное стихотворение Пушкина на смерть поверженного императора.

НБЖ: А есть ли вещи, которые вы мечтаете найти?

А. ВИХРОВ: Конечно. Вот, скажем, сохранилась история о бдительном таможеннике, который во времена наполеоновских походов «арестовал» партию ночных горшков, следующих в Санкт-Петербург. Арестовал только потому, что на дне этих горшков было изображение Наполеона. Чиновник решил посоветоваться с начальством и высказал мнение, что с учетом изменившихся отношений между Францией и Россией не стоит разрешать ввоз этого груза. На что получил ответ: правильно сделал, что не допустил. Такой горшок хорошо бы вписался в коллекцию, посвященную человеку, который сам сказал однажды, что «от великого до смешного - один шаг»…

НБЖ: Надо понимать, горшки с таким изображением были ироническим жестом в адрес Наполеона?

А. ВИХРОВ: А сколько карикатур было на корсиканца! И английских, и русских... Часто довольно грубых, но выполненных мастерски. Вообще, у меня довольно много предметов, которые представляют собой или произведения наивного искусства, или изделия народных мастеров. Среди них - и табакерки, и курительные трубки, и посуда. Руками этих людей распространялся миф о Наполеоне - он становился полубогом.

НБЖ: Все-таки откуда чаще всего «приходят» вещи в вашу коллекцию? Наверное, из антикварных магазинов?

А. ВИХРОВ: Конечно, часть экспонатов действительно была приобретена там. Мне нравится бывать в так называемых «мусорных» магазинах, где можно порыться в вещах, приглядеться к ним и увидеть знакомые черты. Иногда, когда заходишь в них, возникает поразительное чувство: ты еще не видишь, но уже догадываешься, что здесь найдешь новый интересный экспонат. При этом нередко продавцы понятия не имеют о том, что этот предмет как-то связан с Наполеоном. Например, изображения французского императора иногда бывают настолько далекими от оригинала, что только знающий человек может понять - это действительно он.

НБЖ: Наверное, потому что многие портреты были нарисованы людьми, которые никогда не видели Наполеона?

А. ВИХРОВ: Да. У меня есть портрет Наполеона, купленный мной в Сирии. Он датирован 1834 годом, то есть это изображение императора появилось через 13 лет после его смерти. Конечно, художник никогда Наполеона не видел, скорее всего, «срисовывал» его с более раннего портрета. Но ведь как интересно, что он сделал это, сделал в стране, где Наполеон был во время знаменитых египетских походов. В стране, где изображения людей, как известно, не приветствуются.

НБЖ: Хорошо, антикварные магазины - это ответ, который напрашивается сам собой, когда речь идет о коллекционировании вещей. А где еще вы находите экспонаты для своей коллекции?

А. ВИХРОВ: Я очень люблю блошиные рынки, книжные развалы. Иногда здесь, и особенно на книжных развалах в Санкт-Петербурге, встречаются совершенно поразительные вещи. Очень интересно собирать книги, выпущенные в разные годы, - до Тильзитского мира, после него, во время войны 1812 года и т.д. По ним можно прослеживать все перипетии отношений между Россией и Францией, все переходы от взаимных обвинений к взаимным восхвалениям и обратно. Впрочем, это можно делать не только по книгам. В моей коллекции есть, например, чайный сервиз, выпущенный после Отечественной войны. Так вот, на одной стороне чайника изображена сцена заключения Тильзитского мира, а на другой - въезд Наполеона в горящую Москву. Такое наглядное доказательство вероломства французского императора.

НБЖ: В вашей коллекции столько экспонатов, что о ней, наверное, можно рассказывать бесконечно. Но вы тем не менее готовы расстаться со своими с таким трудом собранными экспонатами в случае создания Музея Отечественной войны 1812 года. Не жалко будет сделать это?

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А. ВИХРОВ: Большая часть моей коллекции находится у меня в рабочем кабинете: я люблю показывать предметы, книги своим гостям. Приятно, когда от тебя узнают что-то новое, интересное… Я был бы рад участвовать в создании постоянной экспозиции на эту тему. Если такой музей создадут, я непременно передам туда для экспонирования часть своей коллекции. Потому что уверен: наши граждане должны знать о том, как воспринималась личность Наполеона различными народами, как складывалось отношение к нему, как формировались мифы об этом незаурядном, ярком человеке. 

беседовала : Анастасия Скогорева



  

Поделиться:
 

Возврат к списку