Аналитика и комментарии

16 мая 2016

путь в ЕС через Венгрию

Глобализация сказывается не только на структуре мировой экономики, но и на потребностях и пожеланиях людей: если им это позволяет финансовое состояние, они хотят пользоваться всеми благами цивилизации, в том числе и возможнос-тью жить в странах ЕС, имея при этом права резидентов. О том, как позволяет достичь этой цели программа «ПМЖ в Венгрии за инвестиции», NBJ рассказала руководитель государственной программы и компании Voldan Investments Ltd. доктор Кристина ШИМОН.

NBJ: Кристина, в последнее время в информационном поле появляется достаточно много сообщений о различных программах, в рамках которых граждане России могут получить право на постоянное место жительства в странах ЕС. В чем Вы видите главные отличия от них «ПМЖ в Венгрии за инвестиции»?

К. ШИМОН: Вы правы, говоря о том, что таких программ много, при этом надо честно признать, что не все из них являются состоятельными и далеко не всегда информация, которую получают потенциальные участники программы, достоверна. На мой взгляд, при выборе того или иного варианта принципиально важно обращать внимание на следующее: кто является инициатором программы и поддерживает ее реализацию. 

Если мы говорим о «ПМЖ в Венгрии за инвестиции», то эту роль играет правительство Венгрии, а компания Voldan Investments Ltd. является государственным посредником, обладающим эксклюзивной лицензией на реализацию программы в 19 странах, среди которых практически все республики бывшего Советского Союза. Соответственно, граждане России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана могут вступить в эту программу и получить постоянный вид на жительство в Венгрии, приобретя государственные облигации специального назначения на сумму в 360 тыс. евро. 

NBJ: Эти облигации эмитирует Минфин Венгрии?

К. ШИМОН: Не совсем так. Их эмитирует Центр по управлению государственным долгом, который является юридическим лицом, относящимся к Министерству финансов, и эмитирует все государственные ценные бумаги Венгрии без исключения. Специ-ализированный характер этих ценных бумаг заключается в том, что отсутствует вторичный рынок для их обращения, они являются бездокументарными и хранятся в Центральном клиринговом доме в Венгрии. Их нельзя ни перепродать, ни заложить под кредит. Они являются для инвестора гарантией того, что через пять лет, когда будут осуществляться выплаты, эти ценные бумаги будут находиться там же, где они находятся изначально. Так что риск их потери практически отсутствует. 

NBJ: Тем более что, если я правильно понимаю, права инвесторов в данном случае гарантирует правительство Венгрии?

К. ШИМОН: Безусловно. Кроме того, Венгрия как страна, входящая в Европейский союз, является участником многих международных соглашений, гарантирующих права иностранных инвесторов. Наше правительство, естественно, заинтересовано в том, чтобы их соблюдать, – и потому, что это вопрос репутации Венгрии, и потому, что она выбрала для себя стратегию обеспечения экономического роста за счет привлечения иностранных инвестиций, а не кредитов по линии международных финансовых организаций, например МВФ или Всемирного банка. В этом контексте правительство придает очень большое значение тому, чтобы программа реализовывалась на постоянной основе и без сбоев, даже незначительных. 

NBJ: 360 тыс. евро, которые необходимо заплатить за участие в программе, – это весьма солидная цифра. Не отпугивает ли она потенциальных инвесторов своим размером?

К. ШИМОН: Это ошибочное впечатление, возникающее в тех случаях, когда эта цифра воспринимается как некая абстракция. Давайте сравним ее со взносом, который является обязательным, когда речь идет об аналогичных программах, реализуемых другими европейскими странами. Так, например, «входной билет» в британскую программу составляет 2 млн фунтов стерлингов, в австрийскую – миллион евро. По сравнению со всеми государственными европейскими программами приобретения права на постоянное место жительства, венгерская является самой доступной по ценовому параметру, и мы видим в этом серьезное конкурентное преимущество. 

NBJ: Как сформировалась эта цифра – 360 тыс. евро?

К. ШИМОН: 300 тыс. евро инвестор платит за облигации и 60 тыс. евро – на покрытие всех расходов, которые неизбежно возникают при реализации программы. Через пять лет происходит погашение облигаций, и 300 тыс. евро возвращаются инвестору. Конечно, в данном случае не начисляются проценты на инвестиции, поэтому мы говорим о специализированном характере ценных бумаг. Но при этом инвестор получает то, ради чего он, собственно говоря, и вступает в программу, – вид на постоянное место жительства для себя и членов своей семьи (законной супруги или супруга и несовершеннолетних детей). 

Важно заметить, что этот статус в рамках нашей программы, в отличие от программ других стран,  предоставляется инвестору и членам его семьи пожизненно, а не на период, пока инвестиции находятся в стране. По прошествии пяти лет участник программы может использовать возвращенные ему в рамках погашения облигаций средства так, как он сочтет нужным. Более того, он не обязан проводить на территории Венгрии какое-то определенное время – он при желании может жить в любой стране, может стать налоговым резидентом, а может отказаться от этого статуса. При этом статус ПМЖ автоматически дает ему почти все права гражданина страны: право на трудоустройство, обучение, привлечение кредитов, даже право голоса на муниципальных выборах и, конечно же, право на свободное перемещение в шенгенской зоне. 

NBJ: Кристина, программа «ПМЖ в Венгрии за инвестиции» реализуется на территории России в течение нескольких лет. За это время ситуация в российской экономике существенно изменилась. Были ли с учетом этого внесены какие-то коррективы в программу или, с Вашей точки зрения, в этом нет необходимости?

К. ШИМОН: Если Вы имеете в виду кризис, то я бы не сказала, что он отрицательно повлиял на интерес граждан России к нашей программе, – скорее даже способствовал его повышению, поскольку люди в кризисные времена уделяют больше внимания и сохранению своих капиталов, и обеспечению своего будущего и будущего своих детей. Мы убедились в этом, проанализировав итоги деятельности нашей компании в январе 2016 года. Казалось бы, январь – традиционно «сонный» месяц, и плюс к этому, как Вы отметили, ситуация в российской экономике не отличается стабильностью. Но мы зафиксировали резкий рост заявок на участие в программе и в целом увеличение интереса к ней со стороны россиян. 

Поэтому с финансовой точки зрения никаких особых корректив мы в программу не вносили, единственное исключение в том, что раньше облигации погашались раз в год, а теперь они погашаются раз в квартал. То есть если раньше вы приобретали облигации, скажем, в январе 2013 года, то погашение должно было произойти 21 декабря 2018 года. Сейчас оно произойдет в марте 2021 года, при условии, что вы в качестве инвестора вступили в нашу программу после 1 марта 2016 года.

В то же время мы много работаем над тем, чтобы сделать программу более доступной с организационной точки зрения. В этом смысле нам очень помогают консульства Венгрии, работающие на территории России. На сегодняшний день их четыре: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Казани. Сотрудники консульств обязаны предоставлять заинтересованным в участии в программе лицам всю необходимую информацию, принимать у них необходимые для этого документы и т.д. Естественно, мы укрепляем и дистанционную составляющую: на основании информации, предоставляемой инвестором, будапештский офис Voldan Investments Ltd. заполняет анкеты, и также сотрудники офиса решают все административные вопросы, связанные с участием в программе.

NBJ: В других городах России пока нет представительств?

К. ШИМОН: Нет, но это как раз в наших дальнейших планах, поскольку все: и поддержка со стороны правительства Венгрии, и растущий интерес граждан России к этой опции – говорит о том, что наша программа будет набирать обороты. Это естественно в условиях, когда мир глобализируется и люди заинтересованы и в том, чтобы делать бизнес в других странах, и в том, чтобы пользоваться преимуществами, которые предоставляет им право на постоянное место жительства в странах ЕС.  

беседовала Анастасия Скогорева
Поделиться: