Аналитика и комментарии

14 декабря 2023

Как организовать обучение двуязычного коллектива – опыт банка «Ипак Йули»

Полтора года назад в банке Узбекистана «Ипак Йули» развернули дистанционное обучение. Оно позволило эффективнее обучать 2000 сотрудников разветвленной филиальной сети, и сейчас многие обязательные программы обучения перенесены на специализированную платформу. Но помимо традиционных сложностей при переходе на СДО, банк столкнулся со специфическими: необходимостью организовать обучение на двух языках, синхронизировать внедрение платформы с цифровой трансформацией и соблюсти требования безопасности. Как удалось сделать этот процесс проще и добиться 100% обучаемости обязательным курсам, рассказывают Адиба КАРИМОВА руководитель Управления по работе с персоналом и Мария АНДРЕЕВА, руководитель учебного центра «Ипак Йули».

Программа банковского обучения разнообразна: сотрудники должны проходить курсы по продуктам, тренировать «мягкие» навыки, знать о новых положениях компании, а также усваивать новую информацию от Центрального банка. Раньше в банке Узбекистана  «Ипак Йули» это обучение проводили в офлайн-формате со всеми сопутствующими такому формату ограничениями: сложность масштабирования, дороговизна, кадровый дефицит тренеров.

Чтобы нивелировать эти минусы, в процесс стали добавлять элементы дистанционного обучения, некоторые курсы проводили в формате конференций в «зуме». Но это тоже не обеспечило массовости из-за особенностей интернет-покрытия в Узбекистане. Правда, признают в банке, и при устойчивом интернете «зум» не позволил бы контролировать результаты обучения: непонятно, слушает ли сотрудник вебинар или подключился фоном. Положения для самостоятельного изучения загружали в систему документооборота или отправляли по почте. Такой способ также не давал представление о том, насколько внимательно специалист прочел новый документ и прочел ли вообще.

Так, полтора года назад в банке подошли к идее внедрить полноценную систему дистанционного обучения (СДО).

фото 2.jpg

Особенности внедрения в банке

Внедрение СДО в банке имеет свои ограничения, рассказывает Адиба Каримова, руководитель Управления по работе с персоналом «Ипак Йули». Это, в частности, повышенные требования к безопасности, из-за которых есть запрет на облачные решения. В случае с «Ипак Йули» ситуация осложнялась тем, что в банке до сих пор проходит цифровая трансформация и пока еще нет единой базы сотрудников. Из-за этого каждого новенького нужно вручную вводить в систему, а учетку увольняемого – вручную же деактивировать. В ближайшее время интеграция будет налажена, и процесс будет автоматизирован.

Каримова.jpg

Адиба Каримова

Но что еще сильнее определяло план внедрения СДО, это двуязычность сотрудников. Поддержка узбекского языка была одним из ключевых критериев, по которым в «Ипак Йули» выбирали платформу для обучения. Те сотрудники, которые работают с клиентами, говорят на двух-трех языках, но большинство специалистов, особенно в филиалах, пользуются узбекским. Русского интерфейса им было бы недостаточно.

В банке остановились на решении iSpring, и решающими были три фактора:

1. Техподдержка и представительство внутри Узбекистана.

2. Интерфейс на узбекском языке.

3. Мобильное приложение и веб-версия. Это критически необходимо, когда нужно охватить обучением большое число сотрудников, работающих в филиалах по всей стране.

Как готовили курсы

Первым в банке разработали курс «Кодекс корпоративного поведения и деловой этики АИКБ «Ипак Йули», который нужен каждому сотруднику банка. А чтобы определиться с потребностями разных подразделений, в прошлом году в компании внедрили процедуру сбора потребности в обучении (обратной связи): спрашивали и головной офис, и филиалы.

фото 3.png

«Мы оценили общие потребности и поняли, что какое-то обучение целесообразно организовать силами внешних провайдеров, какое-то – оставить в очном формате. Для остального материала решили разработать курсы на платформе СДО, распределили эту работу по кварталам. Бизнес-подразделения помогают с материалом – они сами выходят с инициативой. Например, прошло у них обучение по ESG, и они делятся с нами презентацией, которую можно использовать для создания курса на платформе», – рассказывает Мария Андреева руководитель Учебного центра.

Андреева.jpg

Мария Андреева

Сейчас в банке собралась команда разработчиков курсов, которые создают их в соответствии с правилами педагогического дизайна и интерактивности. Они умеют «упаковывать» информацию о больших и сложных положениях в красивые курсы, которые вызывают позитивные эмоции. 

«В этом году я сама прошла обучение в Академии iSpring на разработчика, раньше у меня был опыт только очного обучения. Но несмотря на то, что у нас сформировался профессиональный коллектив, какие-то курсы мы покупаем – так проще, чем разрабатывать их с нуля. Так, например, мы выкупили курс по Excel. Так мы можем направить усилия на создание уникальных обучающих программ, например, по положениям нашего банка».

фото 4.png

Результат обучения

Сейчас большинство обучений по «хардовым» скиллам проводится в дистанционном формате, результат по этим курсам в банке всегда доводят до 100%. Через портал же стали проводить аттестацию сотрудников. 

«На платформе процесс аттестации можно организовать по всем правилам: с рассылкой вопросов за 3 месяца, с комиссией. Только мы используем не листы бумаги, а планшеты и саму систему. Это в разы упрощает процесс, потому что мы сразу, здесь и сейчас видим результат. Еще один плюс такого формата в том, что дистанционка беспристрастна, человеческий фактор исключается».

Хорошего результата нельзя было бы добиться без проактивности бизнес-подразделения, признает Мария Андреева. Сотрудники центрального офиса не могут «коснуться» каждого в регионах, а вот если руководители на местах заинтересованы в результате, то это залог успеха.

фото 5.png

«Это не значит, что все идет как по маслу. Сложностей хватает. Многие сотрудники не могут до конца понять, зачем учиться, есть и руководители, которых оказывается сложно убедить, что учеба – это не трата времени их сотрудников. Мы работаем с этим, обращаем внимание на оценки курсов, стараемся делать их интереснее. И я вижу, что у людей меняется отношение. Например, руководителю сотрудники начинают задавать меньше вопросов – и он начинает видеть ценность».

Над тем, чтобы мотивировать сотрудников активно проходить курсы, пришлось поработать.

«Нововведения люди редко встречают с восторгом. Тех, кто всегда проявляет любопытство, только 5-10%. Поэтому мы внедряли СДО, что называется, и кнутом, и пряником. Так, новеньким сотрудникам назначается обязательный курс «Кодекс корпоративной этики», нельзя начать работать, не изучив его. На очных welcome-тренингах, которые мы сохранили для некоторых задач, тренеры всячески мотивируют сотрудников скачать приложение. Кроме банковских курсов нам в подарок от iSpring достались и другие – многим сотрудникам было интересно пройти их, из любопытства они заходили на платформу, – говорит Мария Андреева. – Сейчас можно констатировать, что люди привыкают. Более того, скептицизм сменился инициативой, сотрудники обращаются к нам за дополнительной информацией, просят разработать им курс. И это мы еще не испробовали такие инструменты, как геймификация, магазин наград и т.д.»

Сейчас в банке завершается процесс «первичного накопления материала», следующий шаг – запустить учебные траектории, платформа iSpring Learn позволяет это сделать. Тогда специалист будет идти своим курсом, получая уведомления, что пора пройти очередное обучение. К организации этого процесса в учебном центре планируют приступить в конце этого – начале следующего года, когда будет завершена разработка основного пула курсов.  

фото 6.png

С чего начать дистанционное обучение в компании

Чтобы внедрение системы дистанционного обучения стало проще и быстрее, надо продумать несколько моментов, рассуждает Мария Андреева.

Важно начать с целей и задач, потому что платформа для «обучение ради обучения» будет простаивать. Второе – понять, как измерять эффективность, то есть заранее продумать, на какой бизнес-аспект должно влиять наличие обучения и в каких цифрах это мерить. Третье – надо определиться с этапами внедрения. Нельзя надеяться, что люди с позитивом побегут на портал, нужно продумать, как подогревать интерес, как поддерживать портал в актуальном состоянии, как заручиться поддержкой коллег с бизнеса и так далее. И последнее – нужно решить, разворачивать программу на своих серверах или в облаке.

«На старте внедрения СДО многим компаниям процесс может показаться дорогим и сложным. Но я призываю мыслить стратегически и подсчитывать, какую отдачу вы получите в перспективе 5-10 лет, – говорит Мария Андреева. – С обучением сложно рассчитывать на быстрые результаты. Нужно время, чтобы курсы стали по-настоящему качественными и красивыми, а сотрудники сменили скепсис на готовность сотрудничать. Нужно запастись терпением, поставить реперные точки и наблюдать, как улучшается настроение в коллективе». 


Поделиться:
 

Возврат к списку