Аналитика и комментарии

05 марта 2024

Кадры в банках: средние кредитные организации, как и крупные, заинтересованы в расширении штата сотрудников

Согласно опросу, проведённому «Коммерсантом», ряд крупных банков планирует в текущем году увеличить на 7–20% численность персонала. Среди таких кредитных организаций есть и частные (Альфа-банк, Совкомбанк, МТС-банк), и государственные (ВТБ, Газпромбанк) банки. В 2023 году крупные финансовые организации тоже наращивали численность персонала. С чем связан тренд на расширение числа сотрудников у крупных банков, и какова ситуация в этом отношении у средних и небольших кредитных организаций, читайте в материале NBJ. 

Крупные банки выходят на новые рынки и развивают цифровые сервисы

Расширение численности персонала у крупных банков можно связать с несколькими факторами, высказывает своё мнение Советник по экономике и социологии РАЕН Антон Баланов. Во-первых, с ростом и развитием банковского сектора возникает потребность в дополнительных сотрудниках для обслуживания увеличивающегося объёма работы. Во-вторых, банки активно развивают свои цифровые и онлайн-сервисы, что требует наличия специалистов в области информационных технологий и разработки программного обеспечения, отмечает эксперт.

«В условиях усиления конкуренции с компаниями из сферы ИТ, ритейла и телекома, кадровая политика кредитных организаций должна быть эффективной и адаптивной. Банки могут предложить своим конкурентам надёжность, доверие, опыт в финансовой сфере и доступ к финансовым услугам. Однако они могут испытывать трудности в области инноваций и гибкости, которые часто характерны для компаний из сферы ИТ, ритейла и телекома», – говорит Баланов.
Расширение численности персонала у крупных банков связан в первую очередь с выходом на новые рынки, считает генеральный директор CASHMOTOR Антон Соловьёв. Ведущие игроки банковской сферы строят свои экосистемы, яркий пример – это Сбер и Тинькофф, у которых помимо банковской деятельности есть свои маркетплейсы, провайдеры связи, сервисы доставки еды и прочее. Растущее количество задач по разработке и внедрению ИТ-продуктов в своих новых проектах приводит к тренду на подбор ИТ-специалистов в крупные банки, констатирует Соловьёв.

Банки второго эшелона оказались в позиции догоняющего

Что касается необходимости расширения численности персонала средних и небольших банков, то ситуация может быть разнообразной и зависит от конкретной стратегии и положения каждого банка, говорит Баланов. В некоторых случаях численность персонала может увеличиваться, особенно если эти банки стремятся к инновациям и цифровой трансформации, подчеркивает он. Однако такие банки могут также смотреть в сторону автоматизации и упрощения процессов, что может привести к определённому сокращению персонала. 
«В целом, эти изменения обусловлены стремлением к более эффективному функционированию и адаптации к меняющимся условиям рынка», – резюмирует Баланов.
Средние банки наряду с крупными игроками заинтересованы в расширении штата сотрудников и тому есть несколько причин, высказывает свою точку зрения начальник управления по кадровой и социальной политике ПАО «РосДорБанк» Ольга Меркулова.

Кредитные организации второго эшелона в настоящее время оказались в позиции догоняющего. Последние годы отмечены качественным и количественным ростом «удобств», которые предлагают клиентам крупные банки в удалённых сервисах. И наблюдаются процессы, усиливающие данную тенденцию. Средние, а тем более мелкие банки не обладают достаточным ресурсами, чтобы быть новаторами в развитии технологий, поэтому в условиях усиливающейся конкуренции стремятся обеспечить должный уровень цифровизации, как неотъемлемой части современного банкинга, объясняет эксперт РосДорБанка. 
«В связи с этим мы активно расширяем штат специалистов ИТ-направления. Здесь и разработка опций в удалённых сервисах, улучшение скоростных характеристик работы ПО, комфортная служба поддержки, работающая в режиме 24/7», – рассказывает Меркулова.

Менеджеры фронт-офиса банка должны обладать большим набором компетенций

Вторым направлением, которое требует привлечения новых сотрудников является фронт-офис, отмечает Меркулова. В крупных банках происходит реорганизация внутренней модели функционирования. Службы, обеспечивающие все банковские процессы, теперь делятся на фронт и бэк-офис, исключая промежуточные звенья. В связи с этим усилилась потребность в менеджерах-продавцах, которые обслуживают клиента в формате «один на один», отмечает она.
«Значительно удобнее иметь дело с одним специалистом банка, который ведёт все дела клиента, чем путешествовать по разным подразделениям, не всегда достаточно ориентируясь в цепочке процессов. Основными навыками, которыми должен владеть такой специалист, является умение продавать как можно больше готовых продуктов», – говорит эксперт РосДорБанка.
По её мнению, отличие в специализации менеджеров, работающих во фронт-офисе среднего банка, заключается в более глубоком погружении в потребности клиента и, как следствие, формировании уникальных персонифицированных предложений. Такие специалисты должны владеть более широким спектром компетенций, чтобы грамотно произвести аналитику и выявить точки эффективного взаимодействия.
«Конкуренция за специалистов, безусловно, существует, но определяется она не столько размером заработной платы, сколько желанием соискателя выбрать подходящий формат работы, включающий такие важные параметры, как график, широту и масштабность задач, перспективы роста по карьерной лестнице, дополнительные пакеты и внутрикорпоративную культуру», резюмирует Меркулова.


Текст: Оксана Дяченко

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (январь-февраль 2024)
Поделиться:
 

Возврат к списку