Аналитика и комментарии

04 марта 2024

Интеграция банковских систем стран БРИКС: первые шаги сделаны, но впереди остаётся непаханое поле

В августе прошлого года в ЮАР прошёл очередной саммит стран – членов объединения БРИКС. На нём было принято важное решение о принятии в состав новых стран, но самое главное с точки зрения банковской сферы, что там обсуждались вопросы интеграции финансовых систем стран-участниц объединения, создания единой резервной валюты с целью дедолларизации общего экономического пространства БРИКС, а также внутренних систем расчётов и платежей, унификации банковских систем. Мы видим, что по результатам саммита сейчас продолжается напряжённая работа в этих направлениях, хотя и есть некоторые подводные камни, которые её тормозят

Новый банк развития

К моменту проведения 15-го саммита БРИКС главным достижением интеграции банковских и финансовых систем объединения был уже функционировавший, что называется, на проектной мощности Новый банк развития. Он был учреждён в Шанхае, главном финансовом центре Китая, пятью участниками БРИКС – Бразилией, Россией, Индией, Китаем и ЮАР, в июле 2014 года.

Безусловно, его невозможно сравнить с единым центральным банком по функциональности и полномочиям тождественным аналогичным национальным учреждениям, которые есть в любой стране. Наделение его такими функциями, собственно говоря, и изначально не планировалось, задумка была в том, чтобы он финансировал крайне необходимые инфраструктурные проекты во всём развивающемся мире, не только в странах БРИКС (хотя, конечно, в первую очередь, в них).

Уже тогда в связи с этой инициативой претензии БРИКС на охват как можно большего количества развивающихся экономик были вполне прозрачны. На тот момент в развивающемся мире, особенно в странах Глобального Юга, чьи экономики и тогда, и сейчас показывают темпы роста, значительно превышающие среднемировые, нарастало недовольство политикой в отношении развивающихся экономик многосторонних банков развития, таких как Всемирный банк или МВФ, которые вкладывали деньги почти исключительно в сырьевые экспортные проекты этих стран, что ещё больше загоняло их в зависимость от мировых товарных рынков. НБР должен был быть приемлемой для развивающегося мира альтернативой таким гибридам акулы, пираньи и пиявки.

За последние 5–6 лет банк особо активизировался в направлении дедолларизации развивающихся экономик, очевидно, на фоне нарастающего геополитического противостояния и возникающих на планете, как грибы после дождя, горячих точек. В 2023 году, ещё до саммита, руководство банка объявило о планах введения кредитования в южноафриканском ранде, индийской рупии и бразильском реале. К тому моменту кредитование уже осуществлялось в юанях.

BRICS Pay и другие

Накануне 15-го саммита, в середине августа, НБР впервые выпустил две облигации в южноафриканских рандах. Это пятилетняя облигация на сумму 1 миллиард рандов (52,3 миллиона долларов США) и трёхлетняя облигация на сумму 500 миллионов рандов. При первичном размещении они привлекли заявки всего на 2,67 миллиарда рандов.

С 2019 года разрабатывается платёжная система BRICS Pay. Запустить её планируется в 2025 году. Каким будет конечный продукт, можно только гадать, о стадии работ тоже известно мало. Проект курируют руководители пяти рабочих групп, по одной из каждой страны объединения, под руководством Делового совета БРИКС. Известно, что платёжная система будет поддерживать стандарты SWIFT, CIPS и SPFS. Ожидается, что расчёты между контрагентами из разных стран БРИКС будут осуществляться в цифровой валюте.

Несмотря на то, что до готовности платёжной системы ещё довольно далеко, и никто, кроме самих разработчиков, не видел даже тестовой версии, уже нашлись банки, которые стали разрабатывать под BRICS Pay мобильные приложения. Это Государственный банк Индии, российский Сбербанк, российский банк ВТБ, китайские Bank of China и ICBC, бразильский Petrobras и даже британский (!) Standard Chartered.

В России многие возлагают надежду на эту платёжную систему как альтернативу SWIFT. В действительности же, разработчики такой цели не ставят, да это и невозможно, т.к. система должна действовать в странах БРИКС и других развивающихся странах для расчётов в национальных валютах, по всей видимости, путём конвертации их через криптовалюту. Но SWIFT как был, так и будет при текущей технической, внешнеэкономической и внешнеполитической ситуации основным маршрутом транзакций в долларах США.

Что же касается единой криптовалюты, то для многих будет новостью, что уже есть несколько криптовалют, апеллирующих к привязке к валютной корзине стран БРИКС. Большая часть из них – фактически самозванные, к финансовым органам БРИКС не имеющие отношения. Правда, есть криптовалюта BRICS Food Token (BFT), эмитированная Цифровым банком БРИКС, зарегистрированным выходцами из России в Гонконге. Надо полагать, майнят эту крипту тоже в России, а не в испытывающем энергетический дефицит Гонконге. Какое отношение Цифровой банк БРИКС в действительности имеет к БРИКС – не очень ясно, руководство банка утверждает, что действует под эгидой Объединенного центра сотрудничества стран БРИКС, находящегося в Москве в Марьиной Роще.

Саммит дал мощный импульс развитию банковских инструментов кредитования в странах БРИКС при сохранении и упрочнении тренда на создание собственной платёжной системы, единой криптовалюты и дальнейшую дедолларизацию развивающихся экономик. В этом году тенденция к развитию рынка долговых инструментов была выражена как никогда. В частности, в конце января Новый банк развития выпустил на китайском межбанковском рынке пятилетние панда-облигации (номинированные в юанях облигации некитайских компаний) на рекордную сумму 6 млрд юаней (около 844,5 млн долларов США). Сделка является крупнейшим за всё время существования такого инструмента как панда-облигации выпуском пятилетних бумаг такого класса и первым выпуском панда-облигаций в этом году. Общий объём панда-облигаций, выпущенных банком на сегодняшний день с момента его открытия, достиг 47,5 млрд юаней.

Этот год ознаменовался массой обсуждений и заявлений относительно планов развития единой банковской отрасли БРИКС. Не в последнюю очередь они завязаны на Россию, чья банковская отрасль страдает от ограничения доступа к SWIFT. В конце января Банк России проводил переговоры по взаимодействию с платформами передачи финансовых сообщений в других дружественных развивающихся странах, в первую очередь, странах БРИКС. В России сейчас действует Система передачи финансовых сообщений (СПФС), альтернативная SWIFT. В других странах БРИКС тоже есть такие локальные системы. В планах у российских банкиров интегрировать эти системы в единое целое, либо завязать все их на российскую СПФС. В настоящий момент СПФС поддерживается для транзакций с российскими контрагентами финансовыми учреждениями в 20 странах.

В планах Нового банка развития увеличение объёмов кредитования в местной валюте. До последнего времени большая часть его была в юанях. Но руководство банка планирует добиться доли кредитования в рандах, реалах и рупиях (о российских рублях в силу санкций речи пока нет) в 30% к 2026 году. По итогам 2023 года она составила 22%. Кредитование будет идти, в том числе, по линии выпуска долговых ценных бумаг. Так, в этом году НБР планирует выпустить номинированные в рупиях «Облигации Махараджи» на сумму 28 миллиардов долларов.

Перспективы дедолларизации

Основная проблема развития интегрированной банковской системы БРИКС – ограничения на транзакции с российскими банками, а нередко и вообще невозможность вести с ними какое-то взаимодействие из-за санкций. Новый банк развития из-за страха вторичных санкций вынужден был приостановить деятельность в России. В 2023 году рейтинговое агентство Fitch понизило долговой рейтинг НБР с АА+ до АА с негативным прогнозом из-за того, что банк, несмотря на приостановку деятельности в России, всё же продолжает тут быть представленным, заявив, что он может столкнуться с проблемами при выпуске долгосрочных облигаций на рынках капитала США. По состоянию на конец 2021 года российская доля в капитале банка составляла 19,4%.

Перспективы дедолларизации вызывают тоже очень много серьёзных вопросов. Растущее использование альтернативных валют усиливает конкуренцию между региональными валютами, но вряд ли может пошатнуть позиции доллара. Расчёты в местных валютах – не более чем локальное явление, которое затрагивает обычно только две страны. За их же пределами статус доллара риску не подвергается. Создание единой валюты было бы более действенным решением проблемы мировой монополии доллара на статус резервной валюты, но пока до этого далеко, и у сторон ещё нет единого понимания даже общей концепции этого явления.

Одной из серьёзнейших проблем при формировании единой валюты на основе валютной корзины стран БРИКС может стать разница в динамике национальных валютных рынков. Положительная динамика национальных валют среди старых членов БРИКС только у Бразилии и Индии. Это даёт Индии повод изо всех сил сопротивляться такому развитию событий, поскольку рупия – самая стабильная среди валют БРИКС, и индийские банкиры справедливо полагают, что динамика корзины, в которой по весу, несомненно, будет доминировать подверженный последнее время девальвации юань, потянет вниз и рупию. Поскольку китайский кризис обещает, судя по всему, быть затяжным, Индия, надо полагать, и дальше будет блокировать такой способ решения вопроса о единой валюте.

Таким образом, мы видим, что две основные проблемы, стоящие перед странами БРИКС на пути интеграции банковских систем и создания единой наднациональной валюты, – боязнь вторичных санкций за сотрудничество с Россией в банковской сфере и неудовлетворительная динамика юаня, рубля и ранда. Усугубляется всё тем, что в состав БРИКС+ по результатам 15-го саммита попали государства с самыми разными, абсолютно неоднородными экономиками и уровнями развития банковского сектора. Так, Эфиопия к развивающимся экономикам не относится, рейтинговые агентства присвоили ей статус пограничного рынка, и то с очень большой натяжкой, из-за наличия огромного количества полезных ископаемых. В этой стране даже фондовый рынок пока полноценно не функционирует, хотя биржа уже учреждена. Каким образом настолько разные банковские системы, как, например, китайскую и эфиопскую, привязывать друг к другу – на практике пока непонятно.   

Текст: Роман Мамчиц


05_BRICS_Rus.jpg

Центральные банки БРИКС обсудили вопросы кибербезопасности

Представители центральных банков и регуляторов финансового рынка стран – членов БРИКС провели первую встречу Канала БРИКС в сфере информационной безопасности (BRICS Rapid Information Security Channel – BRISC).

Особое внимание было уделено проведению первых совместных трансграничных киберучений, которые позволят определить оперативную готовность центральных банков стран БРИКС к реагированию на трансграничные компьютерные атаки.

В повестке также были вопросы обмена данными о компьютерных атаках и киберугрозах, необходимость обновления справочника нормативно-правовых актов стран БРИКС в сфере кибербезопасности, а также отдельные аспекты функционирования внутренних систем обеспечения защиты организаций кредитно-финансовой сферы. Участники встречи согласились продолжать выпускать сборники лучших практик стран БРИКС в области обеспечения информационной безопасности финансового сектора.

Канал BRISC – экспертная площадка подразделений по вопросам информационной безопасности центральных банков и групп реагирования на компьютерные инциденты стран БРИКС. Встречи Канала BRISC проходят 3–4 раза в год, а взаимодействие осуществляется по четырём основным направлениям: предупреждение, идентификация, реагирование и восстановление.

Следующая встреча BRISC пройдёт в дистанционном формате во втором квартале 2024 года.

Оператором мероприятий председательства Российской Федерации в объединении БРИКС выступает Фонд Росконгресс.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учреждён в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнёрами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными органами исполнительной и законодательной власти, субъектами Российской Федерации.

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (январь-февраль 2024)
Поделиться:
 

Возврат к списку