Аналитика и комментарии

19 июня 2016

Эра open-source уже наступила

Решения с открытым исходным кодом, или open-source — это то, от чего банки долго открещивались, но теперь они с растущим вниманием присматриваются к подобным продуктам. Что движет ими, какие преимущества есть в таком программном обеспечении по сравнению с проприетарным? Есть ли примеры успешного внедрения в банках подобных решений? На эти и другие вопросы ответил в интервью NBJ Михаил Юрьевич ПРИБОЧИЙ, генеральный директор компании Axoft.          

NBJ: Михаил Юрьевич, период 2014–2016 годов стал для российских банков во многих отношениях переломным. Какие новые тенденции сформировались в национальной банковской системе?

М. ПРИБОЧИЙ: Начнем с того, что в этот период наблюдается процесс консолидации банковского сектора. Крупные банки поглощают малые и средние, обрастают своими лизинговыми и другими компаниями. Естественно, это увеличивает потребность в интеграции ИТ-платформ и унификации ИТ-ландшафта. Вторая очевидная тенденция – минимизация затрат, сокращение персонала и т.д. 

Сегодня разработчики ПО предлагают решения, которые помогают ощутимо снизить общую стоимость владения. Речь о решениях с открытым исходным кодом. Интересно, что если первоначальные затраты на внедрение таких решений и будут выше, то через три года издержки сократятся и стоимость владения снизится в среднем на 40–60%. Третья тенденция – мобильность в банковском бизнесе. Она пересекается с идеей минимизации затрат. Банкам нужно, с одной стороны, выжить, а с другой, стать более оперативными и конкурентоспособными. В этот контекст вписывается развитие дистанционно-банковского обслуживания: популярными становятся мобильные платежи, осуществляемые с помощью телефона. По данным независимого сайта о Мобильном банкинге, 35% российских интернет-пользователей платили таким образом хотя бы раз в жизни, а 17% используют мобильные платежи по крайней мере один раз в неделю. 

О том, как мировой банковский сектор отвечает на эти тенденции, лучше всего говорят цифры: в одном только 2014 году консалтинговой компанией Deloitte было вложено 12,2 млрд долларов на развитие технологий в банковской сфере, то есть в три раза больше, чем годом ранее, а к 2018 году эта цифра может быть удвоена.

NBJ: В последнее время растет интерес к решениям на базе open-source. С чем, по Вашему мнению, это связано?

М. ПРИБОЧИЙ: В России действительно поднимается волна интереса к программному обеспечению с открытым исходным кодом, или, как его еще называют, open-source. Причины очевидны: выросли требования компаний к надежности, скорости, безопасности, гибкости, масштабируемости и, конечно же, к снижению стоимости владения. Финансовый сектор не стал исключением: решая задачи по оптимизации, банки активно переходят на open-source, поскольку видят преимущества таких решений:

  •  более высокий уровень инноваций вследствие уменьшения расходов на поддержку, гибкость кода, более высокий уровень открытости;
  •  качество и цена;
  •  в ПО open-source практически исключены backdoor (злонамеренные программные «закладки»). Потому, если вспомнить откровения Сноудена, продукты с открытым кодом считаются более безопасными.

NBJ: Соотношение качества и цены, конечно, очень важный фактор. Но есть ли здесь преимущества решений open-source? Существует распространенное мнение, что стоимость владения такими решениями выше, чем TCO проприетарного ПО.

М. ПРИБОЧИЙ: Не могу подтвердить в таком ключе эту фразу. Есть разные примеры, где и вышесказанное верно, и наоборот. Могу сказать, что скорость разработки open-source-проектов выше, они являются более дешевыми, т.к. над ними работают энтузиасты. Для нашего рынка интересен опыт применения решений с открытым исходным кодом государственными органами европейских стран: так, Министерство внутренних дел Франции в 2008 году внедрило у себя почтовый клиент Thunderbird, стоимость владения которым за пять лет оказалась в пять раз ниже, чем применение аналогичного проприетарного продукта.

Стоит отметить, что в портфеле компании Axoft, которая является сервисным ИT-дистрибутором на территории России и СНГ, есть вендоры, которые предлагают заказчикам решения на базе open-source. Один из них – компания Red Hat. У разработчика есть серьезный опыт внедрения решений в крупных авторитетных банковских организациях Москвы и Санкт-Петербурга, таких как «Финпромбанк» и «АльфаСтрахование», а также в зарубежных компаниях, таких как Сельско-хозяйственный банк Китая (Rural Credit Banks Funds Clearing Center) и др.

NBJ: Давайте более подробно остановимся на бизнес-задачах в российском финансовом секторе, которые помогают решить продукты на базе open-source.

М. ПРИБОЧИЙ: Речь идет о целом комплексе задач. Использование этих решений позволяет банкам: 

  •  интегрировать корпоративные ИТ-системы при расширении бизнеса;
  •  уменьшить количество рутинных операций по поддержке ИТ-инфраструктуры и тем самым озаботить brightpeople решением более сложных задач;
  •  легче внедрять инновационные вещи, такие как виртуализация, Big Data, «облако»;
  •  «залатать дыры», выпустить патчи, справиться с проблемами безопасности быстрее, легче и дешевле.

NBJ: Для банков главное, чтобы это позволяло снизить расходы.

М. ПРИБОЧИЙ: И эта цель тоже достигается, поскольку использование решений на базе open-source приводит к тому, что уменьшается общая стоимость владения за счет снижения расходов на «железо», людей, поддерживающих ИТ-инфра-структуру. Повышается надежность ИТ-инфраструктуры за счет снижения привязки к конкретным физическим серверам. То есть в перспективе банк избавляется от необходимости нести дополнительные расходы на осуществление ремонтных работ. Наконец, как я уже говорил, можно сэкономить на людях. Не в смысле сокращения персонала, а в том смысле, чтобы направить специалистов на решение более сложных задач. В итоге весь бизнес начинает работать слаженно и эффективно, и это, естественно, положительно сказывается на финансовых результатах организации. 

NBJ: Вы упомянули продукты компании Red Hat. Расскажите подробнее о них и о том, где они уже нашли применение. 

М. ПРИБОЧИЙ: Компания Red Hat является мировым поставщиком программных решений на базе открытого исходного кода, и ее предложения, адресованные в том числе и банковским организациям, обладают рядом серьезных преимуществ:

  •  отсутствие лицензионных платежей;
  •  переход на новые версии ПО без доплат;
  •  планирование расходов (стабильная ценовая политика);
  •  ПО промышленного уровня;
  •  надежность и стабильность в развитии экосистемы open-source;
  •  лучшая техническая поддержка в отрасли.

У компании был опыт внедрения в одном из крупных банков Северо-Западного региона. В связи с серьезным ростом банка встал вопрос о расширении и оптимизации его ИТ-инфраструктуры, а также о переносе мощностей в виртуальные системы, более управляемые по сравнению с традиционными. Ранее виртуализация уже была реализована в ИT-инфраструктуре банка при помощи технологии Microsoft Hyper-V, но перед специалистами стояла задача дифференциации рисков в использовании решений одного вендора. Конечным результатом должно было стать также и сокращение расходов на обслуживание ИT-инфра-структуры банка. 

Еще один удачный пример – опыт сотрудничества компании Red Hat и Финпромбанка. Они совместно реализовали проект по разработке интеграционного решения на промышленной интеграционной платформе с открытым кодом Red Hat JBoss Fuse для построения единого информационного пространства банка в сервис-ориентированной архитектуре (SOA). Предпосылкой к изменениям в ИТ-ландшафте банка (переходе на SOA-архитектуру и внедрении интеграционной шины) послужила необходимость повышения доступности банковских услуг. И эта задача была успешно решена.

NBJ: Какими Вам представляются дальнейшие перспективы open-source? Банковский рынок в любой стране – и Россия в данном случае не исключение – достаточно консервативен. Приживутся ли решения на базе open-source в нашем банковском секторе или их использование останется уделом небольшого числа финансово-кредитных организаций?

М. ПРИБОЧИЙ: У меня нет сомнений в том, что постепенно банки будут осознавать подобные решения. Это логичный шаг с их стороны: вместо того чтобы тратить ресурсы, заново изобретая основные составляющие программного обеспечения, благодаря open-source каждая компания получает возможность сосредоточиться на своих уникальных задачах. Это не только мое личное мнение. Так небезосновательно считают многие эксперты. Модель open-source стала одним из признанных методов разработки в крупнейших мировых компаниях и уже не нуждается в таком пропагандировании, как это было пять или десять лет назад. Открытый код присутствует в продуктах даже самых закрытых компаний, подобных Apple.

NBJ: То есть настанет день, когда модель open-source окончательно победит и вытеснит проприетарное ПО?

М. ПРИБОЧИЙ: Я не сторонник такой категоричности. Речь не идет о том, что кто-то должен одержать победу, а кто-то – уйти окончательно и бесповоротно. Любые крайности неэффективны, в жизни мы обычно наблюдаем сосуществование различных подходов и концепций. Вряд ли стоит ожидать, что ПО open-source вытеснит проприетарное или, наоборот, эта идея будет признана неудачной. В каких-то случаях может быть эффективнее одна модель, в каких-то — другая. 

Тем не менее появляется все больше открытых продуктов, которые могут проникнуть в ниши, традиционно занятые проприетарными. Существенных сложностей для сочетания открытого и проприетарного ПО нет. Сама парадигма открытости завоевывает популярность, многие вендоры стремятся предусмотреть возможность интеграции своих продуктов с открытыми. А что касается финансово-кредитных организаций, то им следует позаботиться о выстраивании разумного баланса между открытым и закрытым ПО в своем ИТ-ландшафте.   

Поделиться:
 

Возврат к списку