Аналитика и комментарии

22 мая 2024

Банковская система Китая: что нужно знать российским предпринимателям

Анна ГОГОЛЕВА, старший бизнес-консультант BeringPro, в своей авторской колонке специально для Национального банковского журнала (NBJ) описывает динамику торговых отношений между Россией и Китаем, размышляет о перспективах использования рубля и роли национальных валют во взаимных расчетах России с зарубежными странами, а также упоминает о важности взаимодействия с локальными китайскими банками для успешного ведения бизнеса в этой стране.

Начнём с небольшой статистики, характеризующей динамику объёмов взаимоотношений с Китаем:

– объём товарооборота между Россией и Евросоюзом сократился с $260 млрд до $89 млрд, из которых порядка $35 млрд приходится на импорт несанкционных товаров;

– единственная страна, которая смогла заменить европейский импорт, – Китай. По итогам 2023 года почти половина импорта России приходилась на эту страну – $115 млрд из $285 млрд. В целом, товарооборот с Китаем в 2023 году составил $240 млрд.

Из Поднебесной к нам завозят автотранспорт и оборудование (по 25% общего импорта из КНР), электронику и компоненты (около 18%), химическую продукцию (около 7%) и товары народного потребления (примерно 10–12%). Казалось бы, это хорошо, – но не совсем, так как наблюдается тенденция к китаизации нашей экономики, то есть значительная зависимость от одного внешнеторгового партнёра.

Перспективы использования рубля во взаиморасчётах определяются следующим: «на рубли можно купить много товаров, требующихся по всему миру», – указывают аналитики. По прогнозам аналитиков, доля национальных валют во взаимных расчётах России с зарубежными странами увеличится до 65% по итогам 2024 года, а с основными торговыми партнёрами приблизится к 70%.

Осуществляя бизнес-контакты с Китаем, российские фирмы, ориентированные на долгосрочное присутствие на данном рынке, рано или поздно приходят к пониманию необходимости взаимодействия с локальными банками для проведения транзакций, открытия расчётного счёта, получения финансирования и др.

Общие особенности функционирования банковской системы Китая

Китайская банковская система находится в условиях динамичных трансформаций, главная направленность которых – либерализация, приводящая к снижению роли государства и Народного Банка Китая (центральный банк страны) в регулировании внешнеэкономической деятельности. В то же время, роль государства в установлении общих правил игры и контроле за их выполнением очень велика. Так, четыре крупнейших банка мира и, соответственно, Китая являются государственными банками КНР, а в топ-100 мира страна представлена 18 учреждениями. В общей сложности в Китае насчитывается свыше 800 банковских учреждений. Либерализация банковской системы в значительной степени касается внешнеэкономической деятельности, всего комплекса вопросов, связанных с валютным регулированием, в том числе с валютным контролем. Последние корректировки в этом направлении были введены в декабре 2023 года. Чтобы  своевременно реагировать на возможные риски, связанные с последствиями либерализации, российским фирмам, выходящим на китайский рынок и работающим на нём, необходимо понимать, в чём особенности и основные принципы взаимодействия государства с банковской системой.

Органы валютного контроля в Китае, валютное регулирование операций юридических лиц

В Китае, как и в России, действует система государственного валютного контроля. На территории Китая запрещены платежи в иностранной валюте, но юридические и физические лица могут иметь валютные счета, совершать операции с валютой, пересылать валюту за рубеж и принимать платежи в валюте от зарубежных контрагентов.

Органом валютного контроля Китая является Государственное управление валютного контроля и его отделения на местах.

Компании, осуществляющие импортно-экспортные операции, могут открыть валютный счёт в банке. При этом каждое получение денег из-за рубежа или перечисление валюты за границу должно иметь обоснование (контракт или инвойс).

При получении валюты потребуется заполнить заявление, в котором указывается назначение данных валютных средств (оплата товара, услуг и др.). При получении валютного перевода из-за рубежа предприятием, не имеющим валютного счёта, банк автоматически переведет валютные средства в юани по текущему официальному курсу.

Однако не все банки смогут это осуществить. В частности, Торгово-промышленный банк Китая, получив валютный перевод на компанию, у которой нет валютного счёта, в большинстве случаев отошлёт его обратно, в то время как Банк Китая сможет зачислить средства. Поэтому лучше всего проводить платежи через опытные в международных отношениях банки.

Валютные операции подразделяются на обычные (стандартные) и капитальные. Их основное отличие состоит в том, что на проведение капитальных транзакций необходимо получать разрешение ещё до их осуществления, и обычно получение этого разрешения занимает много времени.

Особенностью китайской экономической системы является наличие Свободных экономических зон (СЭЗ). Одной из таких зон является Гонконг. Выбирая стратегию развития бизнеса в Китае, следует разобраться и в особенностях валютного регулирования на этих территориях.

В Гонконге отсутствует валютный контроль: правительство региона не контролирует и не ограничивает свободное перемещение капитала.

Отсутствие валютного контроля закреплено в гонконгской «мини-Конституции» (Основной закон САР Гонконг). Гонконгский доллар является свободно конвертируемой валютой. В Гонконге осуществляется принцип свободного движения капиталов, поэтому проведение банковских операций, относящихся к международной торговле (аккредитивы, входящие/исходящие банковские переводы и др.), требует в пределах его территории минимального оформления. Тем не менее, Гонконг с 1991 г. обязан осуществлять меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Трудности трансграничных платежей и вторичные санкции

В условиях санкций со стороны США  российские компании сталкиваются с серьёзными, порой мало предсказуемыми проблемами, что усиливает риски взаимодействий c китайскими партнёрами. Необходимо понимать, что строгое соблюдение китайскими банками санкций является результатом не только давления со стороны США, но и строгими предписаниями национального китайского регулятора. В последнее время проблем у наших соотечественников становится больше в связи с тем, что китайские банки отказывают в открытии счетов для китайских юридических лиц, имеющих российских директоров и акционеров. Банки Китая, в отличие от российских банков, по-прежнему интегрированы в международную торговлю с западными странами и при необходимости должны раскрывать информацию о совершаемых транзакциях. В результате каждый банк стал взвешивать последствия ведения взаиморасчётов с Россией, поскольку это может повлечь репутационные и санкционные риски.

Несоблюдение санкций США грозит банкам огромными штрафами. Среди китайских банков под санкциями уже находятся Dandong Bank и Kunlun Bank (правда, они никогда не вели деятельности в США и были созданы специально для торговли с Северной Кореей и Ираном).

Могут ли китайские банки отказаться от соблюдения американских санкций? Теоретически да, это не противоречит законодательству, но отказ от соблюдения санкций ради российских клиентов маловероятен: КНР ни в одном документе не обязывает свои банки обслуживать российских клиентов и старается не раздувать конфликтные ситуации с США даже в тех случаях, когда удар приходится на крупный китайский бизнес. Проблемы начались с января 2024 г., когда Пекин ужесточил контроль переводов в юанях – участились задержки, проверки и даже возвраты платежей. Примером тому является ситуация с китайским банком Chouzhou Commercial, который российские импортёры использовали как основной расчётный центр. 7 февраля 2024 г. этот банк остановил операции с Россией. Транзакции прекращены как через SWIFT, так и через российскую СПФС с китайской CIPS. В некоторых других китайских банках наблюдается ужесточение комплаенса. Перестали принимать платежи из России в юанях популярные Ping An Bank и Bank of Ningbo, которые входят в топ-15 по капитализации в КНР. В итоге пространство возможностей сжимается. Приходится искать контрагентов далеко за пределами первой десятки. Иногда китайские банки (Bank of China, China Merchants Bank) прямо прописывают в соглашениях об оказании услуг возможность отказа от обслуживания клиентов, включённых в санкционные списки «соответствующих иностранных правительств» (в том числе – при открытии юаневых счетов). Интернет-банк Webank, принадлежащий компании Tencent, позаимствовал оговорку о санкциях у работающих на территории КНР банков с иностранным капиталом, по которой они вправе предпринимать любые меры в отношении лиц и платежей, находящихся под санкциями «каких-либо юрисдикций». Несмотря на то, что юаневые платежи не находятся в юрисдикции США, китайские банки стараются снизить риски и не ставить под угрозу свой бизнес.

Бывают ситуации, когда банк китайского поставщика готов принять платёж из России в юанях или в других валютах, но банки-корреспонденты отслеживают это. Сейчас они начинают запрашивать более детальную информацию: что за оборудование, какой тип товара, код ТН ВЭД, подпадает ли этот код под санкционные ограничения или нет. Проверки проходят даже тогда, когда товары не подпадают под ограничения. Это увеличивает сроки осуществления платежей в среднем до 10 дней.

Российские компании ищут выход из сложившейся ситуации, и их опыт показывает, что проведение платежей может привести к требованию большого количества дополнительных документов, изменений валюты платежа с юаня на доллар, перевода дополнительных документов на английский язык и т.п.  Для продолжения внешнеэкономической деятельности используются различные способы, в том числе расчёты в криптовалюте. Российские компании обращаются к банкам второго и третьего эшелона, которые не попали под санкционные ограничения.

Это выход для поддержания бизнес-процессов в рабочем состоянии. Но такая тактика повышает операционные расходы, увеличивает транзакционные издержки, снижает эффективность бизнеса, качества услуг и цепочек поставок. Одно дело совершить транзакцию за 10 минут и через 2 часа увидеть от партнёра подтверждение о получении средств, и совсем другое, когда платёж может идти от пяти до десяти дней. Помимо временных и транзакционных затрат нужны дополнительные кадровые ресурсы, которые будут контролировать эти процессы.

Высокие издержки приводят к повышению стоимости товаров и услуг и усилению инфляции – всё это негативно сказывается на экономических процессах и приводит к их примитивизации.

Влияние проблем с платежами на объёмы торговли с Китаем

Существует мнение, что внешняя торговля России и Китая в части импорта практически достигла своего пика, и в текущем 2024 году показатели не продемонстрируют большой рост. При этом, если проблемы с платежами не найдут эффективного решения, то мы можем увидеть и снижение объёмов торговли.

Таким образом, возникают проблемы, которые бизнесу в одиночку решить очень сложно. Применительно к ситуации, создавшейся в Китае, российский бизнес предлагает создать специальную государственную структуру, которая помогала бы российским предпринимателям решать возникающие вопросы.

Вопросы конвертирования юаня (оншорный и офшорный юань): издержки конвертирования

Россия стала третьей в мире по объёму офшорных платежей в юанях: ее опережают только Гонконг и Великобритания. Очевидно, что это результат переориентации с Китаем в части как экспортных операций, так и импортных.

Как работает юань, и какие отличительные особенности есть у счетов в китайских банках, которые нужно учитывать российскому бизнесу?

Взаимодействие с китайскими банками необходимо для российского бизнеса, прежде всего, при расчётах в паре рубль-юань, минуя доллар США, что позволяет экономить на экспортно-импортных транзакциях до 1%. Другая возможная выгода от ориентации на китайские банки может быть связана с тем, что они охотно кредитуют под импорт из Китая на более выгодных условиях. И, наконец, наличие у российской фирмы счёта в китайском банке делает бизнес с ней более понятным для китайских партнёров.

Юань как денежная единица в качестве валюты имеет две расчётные разновидности:

  • CNY – «оншорная» валюта, которая обращается только на территории материкового Китая и характеризуется жёстким регулированием валютного курса от Народного банка Китая (колебания лимитированы 2%);
  • CNH – «офшорная» валюта, которая обращается за пределами КНР. Курс по отношению к другим валютам плавающий и определяется в результате биржевых торгов.

При пересечении границы CNH «превращается» в CNY по курсу 1:1, однако в связи с тем, что курс CNH определяется рынком, курс покупки этого вида юаня может отличаться от CNY. Это важно учитывать при планировании внешнеторговых операций. Существуют особые правила, условия и ограничения расчётов при использовании каждого вида юаня. Важно понимать, для каких целей будет использована каждая из разновидностей при заключении договоров и планировании расчетов, – во избежание кросс-курсовых затрат.

Опыт учёта расчётов с китайскими контрагентами в ERP-системах

Следует отметить, что многие российские компании открывают в китайских банках мультивалютные счета. Это влечёт за собой большие доработки в ERP-системах для корректного отражения операций по таким счетам.

Коммуникация с китайскими банками со стороны ИТ-служб компаний сопряжена с большими трудностями и долгими сроками. При реализации одного из проектов по созданию в ERP-системе мультивалютных счетов, а также по созданию носителей платежа и загрузке выписок по таким счетам в систему, сотрудники казначейства горнометаллургической компании столкнулись с тем, что у китайского банка отсутствует тестовый контур в системе дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Из-за этого было невозможно реализовать формирование носителя платежа в необходимом формате. В связи с этим по таким счетам было решено оставить ручной ввод информации о платеже в ДБО на основании распечатанной заявки на платёж. 

Аналогично и при работе с выпиской банка: ввод выписки производится вручную, на основании экспортированного из ДБО документа.

Заключение

В заключение можно сделать следующие выводы:

  • Китай играет важную роль в международной экономике, особенно в контексте снижения объёмов торговли между Россией и Евросоюзом.
  • Укрепление экономических связей с Китаем является ключевым направлением для развития российской экономики.
  • Существует проблема зависимости российской экономики от Китая, которую называют «китаизацией».
  • Перспективы использования рубля во взаиморасчётах с Китаем и другими дружественными странами растут.
  • Российским предпринимателям важно понимать особенности банковской системы Китая и взаимодействовать с локальными банками для успешного ведения бизнеса в этой стране.

Стоит отметить, что российскую экономику будут проверять на прочность ещё долгое время, в том числе и при взаимодействии с другими дружественными странами вследствие опасения вторичных санкций.

Текст: Анна Гоголева, старший бизнес-консультант BeringPro

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (май 2024)

Поделиться:
 

Возврат к списку