Аналитика и комментарии

13 мая 2013

АВТОВАЗБАНК: у истоков банковской системы

После подписания закона о кооперативах в 1988 году в СССР был дан старт созданию коммерческих структур, в том числе и первых банков страны. Одной из первых кредитных организаций, основанных 25 лет назад, стал АВТОВАЗБАНК. В проекте к 25-летию банковской системы - интервью с президентом АВТОВАЗБАНКа в 1996­2007 годах Верой ПРОКОПЕНКО, стоявшей у истоков создания первого коммерческого банка Поволжья.

НБЖ: Вера Владимировна, как возникла идея создания негосударственного банка?

В. ПРОКОПЕНКО: В 1988 году стало понятно, что ВАЗу и предприятиям, входившим в объединение «АВТОВАЗ», нужен банк. Заводы начали испытывать серьезные трудности с обслуживанием в государственных банках. Все это было связано с тем, что АВТОВАЗ в 1985 году был переведен на новую систему планирования и стимулирования. Раньше сколько бы предприятие ни заработало, все перечислялось в министерство, потом министерством же распределялось по принципу «кто сколько сумеет выпросить». С вводом новой системы 35% от прибыли перечисляли в бюджет, а 65% оставалось заводу, и он сам распределял их на развитие производства, строительство жилья, содержание социальной сферы, материальное поощрение и т.д.

Население и все предприятия обслуживали Госбанк, Стройбанк, Внешэкономбанк и сберкассы. В конце 80-х были созданы Промстройбанк, Жилсоцбанк, Агропромбанк и Сбербанк. Промстройбанк выполнял функцию жесткого контроля расхода средств на строительство, и все платежи по строительным работам шли через них. Был у меня добанковский период работы на Димитровградском автоагрегатном заводе. И мы на деньги завода построили новый цех, но Промстройбанк не принял у нас документы на оплату выполненных строительно-монтажных работ. Директор отделения Промстройбанка в Димитровграде отказался проводить оплату, сказав, что идет распыление госсредств. Мы пытались объяснить, что это наши деньги, которые заработаны и потрачены законно в рамках решения правительства. И только приказ руководителя областного отделения банка вынудил начальника отделения взять от нас документы. Человек даже не хотел подумать, что система меняется. Вернувшись к нему с документами, я сказала: «Мы создадим новый банк и покажем, как надо работать».

НБЖ: Как создавался новый банк?

В. ПРОКОПЕНКО: К 1988 году стало ясно, что создание независимой коммерческой структуры в рамках автозавода невозможно, и это привело к мысли о необходимости выделения из объединения части финансового управления ВАЗа, которая и стала основой для создания кредитной организации. В июне 1988 года был подписан Протокол о намерениях по созданию в Тольятти коммерческого банка по кредитованию, расчетам и кассовому обслуживанию предприятий АО «АВТОВАЗ». 14 октября 1988 года состоялось учредительное собрание Промышленного коммерческого АВТОВАЗБАНКа. Первый коммерческий банк Поволжья с уставным фондом 75 млн рублей был создан по инициативе АВТОВАЗа. Кроме завода в состав учредителей были приглашены Промстройбанк, Внешэкономбанк, Сбербанк России. Руководителем организации был выбран Петр Нахманович. 16 ноября 1988 года АВТОВАЗБАНК был зарегистрирован в Госбанке СССР и получил генеральную лицензию под номером 23. А в 1989 году я дала согласие создать и возглавить филиал в Димитровграде - первый иногородний филиал в истории банка.

НБЖ: Чем памятны первые годы работы в банке?

В. ПРОКОПЕНКО: У нас был здоровый авантюризм. Сейчас, когда уже прошло 25 лет, понимаешь, какими мы были смелыми.

Петр Нахманович сразу после регистрации устава АВТОВАЗБАНКа в Москве уехал учиться в Германию. Он оттуда привез чемодан книг, мы переводили их и учились. Мы даже не знали таких слов, как «факторинг», «лизинг» и т.д. В Госбанке все было четко спланировано, а нам надо было решать, по какой ставке выдавать кредиты, сколько денег выдавать, а сколько оставить на оплату платежей, какой должна быть маржа, как проанализировать финансовое состояние предприятия. В 1989 году ставка привлечения ресурсов у нас была 3,5%, ставка размещения -4,1%, маржа - 0,6%. Когда мы создали Димитровградский филиал, мы забрали обслуживание Димитровградского автоагрегатного завода у Промстройбанка. Представьте, пятнадцатитысячный коллектив с огромными оборотами и сложной системой платежей - и мы рискнули взять все это на себя. В итоге работали до 10 вечера, печатали платежки на машинке - компьютеров же еще не было. Тогда получить кредиты было легко, но невозвратов не было. Была высокая моральная ответственность заемщика за возврат кредита. Мы тогда растили себе клиентуру, давая кредиты малому и среднему бизнесу, брали на себя функцию ведения бухгалтерского учета для клиентов, чтобы помочь им работать по-новому. Очень много работников банка обучалось за границей и на различных курсах и семинарах в России. У нас была огромная ответственность за возврат кредитов, мы перестраховывались: брали поручительства, различные залоги, хотя тогда таких законов еще не было. Каждый день был очень интересным, все время осваивали что-то новое. Но эти годы преподносили и «черные» четверги и вторники, обмены денег за три дня, налоги на прибыль 60% и многое другое.

НБЖ: Во второй половине 1990-х годов банковская система пережила жесточайшие кризисы. Как удалось сохранить банк?

В. ПРОКОПЕНКО: Банковский кризис 1995 года сильней всего ударил по региональным банкам. Было положено начало великой чистки банковской системы: в 1994 году кредитных организаций было более 3,5 тысяч, сегодня их около 900. Тот кризис заставил задуматься над тем, что пора жестко выполнять нормативы, что должны быть резервы. Мы выполняли свои обязательства, но не выполнялись обязательства перед нами. С каждым днем ситуация становилась более критической. И наступил день, когда нам не хватило 50 млн рублей на оплату обязательств при том условии, что 120 млн рублей находилось в фонде резервирования ЦБ. Мы поехали в Самару в ГУ ЦБ просить помощи, но они сказали, что не могут, так как не прописано такой процедуры. Мы поняли, что своими силами нам уже не выбраться. Петр Нахманович поехал в Москву с предложением объединяться ко всем крупным банкам. Тогда никто не решился.

Центробанк принял решение ввести временное управление с заданием разобраться в финансовом положении. 31 декабря 1995 года нам это озвучили. И началась долгая история «вытаскивания бегемота из болота». Длилась она больше пяти лет, но мы справились.

НБЖ: При каких обстоятельствах вы возглавили АВТОВАЗБАНК?

В. ПРОКОПЕНКО: 17 февраля 1996 года мне позвонили с ВАЗа и сообщили о том, что я буду назначена президентом АВТОВАЗБАНКа. На мой вопрос о том, интересно ли им мое мнение, мне ответили просто: выхода нет, это требование ЦБ.

У нас была команда единомышленников, и с ней мы разгребли все завалы: мы потеряли всего 2,6% от кредитного портфеля, который составлял 1,3 млрд рублей. Более того, мы еще и вернули более 600 млн рублей в виде процентов.

Но вспоминается не только тяжелая работа, когда отдавалось все, чтобы банк продолжил работать. Нам есть чем гордиться. Мы первыми получили лицензию на валютные операции. Наш банк был среди создателей валютной и фондовой бирж в Москве и в Самаре. Мы провели первый в России андеррайтинг - скупку акций предприятия для их последующей продажи на рынке ценных бумаг. Это было сделано для КАМАЗа. АВТОВАЗБАНК первым запустил в оборот векселя. Банк активно занимается благотворительностью. Много средств было вложено в образование кадров: более 20 президентов разных банков и более 300 руководителей разных организаций и предприятий - это наши бывшие сотрудники. И самое главное - все эти годы мы ни разу не подвели наших клиентов. Когда на КАМАЗе были проблемы с «наличкой», деньги в Набережные Челны отправляли самолетом.

НБЖ: Какими вы видите перспективы развития банка?

В. ПРОКОПЕНКО: Мы не новички в банковской системе, вместе с ней прошли все проблемы ее становления и роста. Но 25 лет - это такой малый отрезок времени. Наш банк видит перспективу и грамотно ставит перед собой цели и задачи. Возглавляет банк высокопрофессиональная команда менеджеров и специалистов. Многолетний опыт работы позволил банку сформировать значительный клиентский портфель, установить партнерские отношения с крупнейшими региональными корпоративными клиентами. Мы видим наше будущее в качестве опорного банка для предпринимателей, организаций малого и среднего бизнеса, банка «семейного обслуживания» для населения. И наш банк уверенной поступью идет вперед.

Беседовала Софья Мороз
Поделиться:
 

Возврат к списку