Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Живой барометр Молодое поколение выбирает банки и их услуги

ДОСЬЕ

Сергей Моисеев с отличием окончил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. Директор Центра экономических исследований Московской финансовопромышленной академии, к.э.н.

Московская финансово-промышленная академия в марте 2006 г. провела опрос 250 студентов экономических специальностей. Его результаты дают представление о том, как выглядят отечественные банки в глазах молодых. У исследования было несколько задач: определить наиболее популярные банки, проанализировать текущую структуру спроса на банковские услуги, а также оценить изменения спроса в будущем. Полученные результаты отражают специфику восприятия банков молодыми клиентами.

Среди самых известных коммерческих банков оказались Сбербанк России, Альфа-Банк, Банк Москвы и Ситибанк (см. рис.). Интересно отметить, что каждый пятый студент к наиболее представительным причислил и Банк России: ЦБ РФ оказался на втором месте по популярности после Сбербанка.

В ходе опросов респонденты назвали более пяти десятков банков, входящих в две первые сотни банков по размеру активов. Прежде всего студенты называли розничные банки, такие как Сбербанк, Альфа-Банк. Во вторую очередь назывались банки с большими рекламными бюджетами и известными именами на рынке. К ним относятся «Русский стандарт», Ситибанк. Есть среди упомянутых и банки, ушедшие с финансового рынка, чаще всего те, чьи названия заполняли СМИ и были, что называется, на слуху: Инкомбанк, «Империал», Гута Банк.

Среди самых известных иностранных банков бесспорное лидерство принадлежит Райффайзенбанку и Ситибанку (29% и 25% голосов респондентов соответственно). Они придерживаются агрессивной рекламной политики, благодаря чему студенты их упоминали в первую очередь (хотя их клиентами не являются). По результатам опроса, в число наиболее известных иностранных банков вошли также западные банки с известными брендами, обслуживающие только корпоративных клиентов (например, французский Calyon). В то же время каждый седьмой опрошенный ничего не знает об иностранных банках в России.

В ряду известных государственных и квазигосударственных банков бесспорное лидерство принадлежит Сбербанку России, Банку России, Внешторгбанку, Газпромбанку и Банку Москвы. Первым двум банкам отдано наибольшее число голосов респондентов (35% и 34% соответственно). Специфика восприятия банков молодыми людьми в том, что Сбербанк часто назывался «карманным» банком ЦБ РФ, его имя ассоциируется с функциями финансового агента денежных властей.

В целом, названные коммерческие банки представляют собой сетевые многофилиальные розничные банки. Их популярность среди населения соответствует доле на банковском рынке, роль рекламы в данном случае минимальна. В отличие от сектора иностранных банков любой студент сумел назвать хотя бы один государственный или квазигосударственный банк.

В настоящее время молодежь, наведываясь в банк, чаще всего оплачивает услуги ЖКХ, осуществляет безналичную оплату услуг и товаров, включая платежи за платное образование (см. табл. 1). В целом, результаты свидетельствуют, что начинающим банковским клиентам присущ отрицательный денежный баланс (расходы превышают доходы). Респондентам был также задан вопрос о том, какими банковскими услугами или продуктами они намерены или хотят воспользоваться в будущем. Первые места заняли кредиты, вклады и пластиковые карты (см. табл. 2). Кроме того, появился спрос на новые продукты: депозитарные и инвестиционные услуги.

Отрицательный денежный баланс по окончании вуза должен сохраниться (кредиты стоят на первом, вклады- на втором месте). Таким образом, изменение структуры спроса отражает переход от концепции банка как платежного агента к банку - финансовому посреднику.

Последний вопрос касался идеальной модели банка в глазах клиента. Вопрос, какими банковскими услугами они рекомендуют пользоваться своим друзьям и знакомым, отражает как лояльность, так и потенциальный спрос на банковские продукты. К основным операциям, которые должны осуществлять банки, отнесены: привлечение вкладов, кредитование населения, международные и внутренние денежные переводы, эмиссия пластиковых карт, а также валютные операции.

В целом, в глазах клиента идеальный банк представляется сберегательным банком, позволяющим эффективно управлять накоплениями, семейным и личным бюджетом. Лишь один респондент (0,4%) изъявил желание отказаться от общения с банком.

Наконец, исследование выявило дефицит информации о банках. В частности, студенты испытывают нехватку информации о:

  • текущем состоянии банковского сектора и перспективах его развития;
  • оптимальной стратегии вкладчика;
  • потребительском кредитовании;
  • подходах к оценке надежности банка.

Если банки обратят внимание на информационные потребности своих клиентов, это позволит укрепить спрос на банковские услуги, а также доверие к банковскому сектору.

ОПРОС

Бедный в банки не пойдет

В ноябре 2005 года ВЦИОМ провел по заказу Агентства по страхованию вкладов социологический опрос, в котором приняли участие 1750 человек в возрасте от 18 лет из разных регионов страны. Тема опроса: «Инвестиционное поведение населения и влияние системы страхования вкладов»

Только треть граждан имеет вклады

Согласно результатам опроса, почти треть россиян (32%) старше старше 18 лет являются вкладчиками банков. При этом средства в срочный вклад и депозиты до востребования размещены у 16% опрошенных. Остальные 68% населения не имеют ни вкладов, ни счетов в банках. Почти половина из них (27%) пользуются другими банковскими услугами - оплатой коммунальных услуг, потребительскими кредитами и денежными переводами. Оставшиеся 41% опрошенных никакими банковскими услугами не пользуются. Вкладчики преобладают в крупных городах среди людей со средними и высокими доходами.

По данным опроса, ежемесячный доход на одного члена семьи большинства населения России (64%) колеблется на уровне среднего прожиточного минимума и составляет до 4 тыс. руб.

Среднестатистический россиянин ежемесячно тратит около 45% своего бюджета на продукты питания, включая питание вне дома, 23% - на оплату коммунальных услуг, 15% - на покупку одежды и обуви, 8% - на другие повседневные нужды, 4% - на погашение взятых кредитов (если они есть), и у него остается 5% свободных средств. Свободные средства после всех ежемесячных расходов регулярно остаются у 42% опрошенных.

Оставшиеся после всех расходов в текущем месяце свободные средства большинство потребляет в следующем месяце (26%) или хранит дома в рублях (24,2%). 7,4% россиян регулярно пополняют свой банковский счет. 48% населения считают, что сейчас неблагоприятный момент, чтобы делать сбережения на будущее. Иначе думают 20%. Согласно полученным ответам, за последние пять лет материальное положение улучшилось у 30% населения, ухудшилось у 26%. У 32% материальное положение никак не изменилось.

Половина респондентов не доверяет банкам

Доверие к банкам остается на невысоком уровне. Населению достаточно сложно разобраться в предлагаемых услугах (60%), а вложение денег в банк 52% респондентов расценивают как рискованное предприятие. При этом банковский вклад рассматривается преимущественно как наиболее известный, доступный и приемлемый способ накопления для потребления в краткосрочной перспективе, а не как инструмент для создания сбережений.

Все большую популярность приобретают потребительские кредиты. В течение последних трех лет брали кредит в банке 33% населения. В основном это кредиты на приобретение бытовой, аудио- и видеотехники (16%). Ипотека, как свидетельствует опрос, по-прежнему остается малодоступной - ей воспользовался всего 1% опрошенных. О системе страхования вкладов информированы 35% населения.

Рынок готов к потребительскому буму

Результаты опроса свидетельствуют о переходе рынка в фазу «потребительского бума». Возрастающая популярность потребительских кредитов в совокупности с отношением к банковскому вкладу как к способу временного накопления свидетельствуют об ориентированности поведения населения на улучшение качества жизни.

Учитывая невысокие доходы большинства населения, а также настрой жить «текущим днем», в ближайшей перспективе вероятно постепенное замедление темпов притока депозитов в банки. Такая ситуация, скорее всего, будет сохраняться до того, как насытится потребительский спрос на бытовые предметы длительного пользования.

В то же время можно констатировать, что система страхования вкладов оказывает явно положительное влияние на развитие банковских сбережений граждан, а также общий рост доверия населения к банковской системе. Это будет способствовать смягчению дисбаланса между склонностью к сбережениям и потреблением. Данный эффект может быть усилен за счет «рекрутирования» новых вкладчиков среди 26% населения, располагающих свободными средствами, но не имеющих вкладов или счетов в банках. Ежемесячно на руках у данной группы «потенциальных вкладчиков» в виде свободных средств остается порядка 22 млрд. руб. ($0,8 млрд.).

Сергей Моисеев
Поделиться:
 

Возврат к списку