Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Михаил Шишханов: Банки должны быть конкурентны, прозрачны и независимы

ДОСЬЕ

Михаил Шишханов с отличием окончил Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, а в 2000 г. Финансовую академию при Правительстве РФ. Доктор экономических наук. Член-корреспондент РАЕН. Более 10 лет возглавляет БИНБАНК.

НБЖ: Михаил Османович, готово ли общество к «банкизации» всей страны? Ведь вопрос доверия населения еще окончательно не решен?

М. Шишханов: Общество уже давно «банкизировалось». Посмотрите у нас чуть ли не каждый второй имеет вклад в банке, берут кредиты даже на покупку чайников и стиральных машин, в магазинах расплачиваются карточками. Причем это не только столичная картинка - в регионах эти банковские услуги не менее популярны. Что касается доверия, то оно приходит с опытом успешной совместной взаимовыгодной работы. Нельзя заслужить доверие клиентов в одночасье, говоря всем, что мы честные и надежные. Все приходит постепенно. Сначала человек оплачивает свои счета, потом отправляет перевод, следующие шаги - открытие депозита и кредитование -требуют еще более доверительных отношений. То есть доверие - эволюционный процесс. Если его не было оно придет. Просто надо работать хорошо.

НБЖ: На ваш взгляд, может ли банковская система стать локомотивом для развития экономики страны?

М. Шишханов: Не просто может, банковская система должна стать локомотивом всей экономики. К сожалению, пока она, действительно, может считаться только одним вагоном в составе. Но вины банков в этом нет. Банковскому сектору нужно дать возможность дорасти до локомотива. И это уже задача государственного уровня.

НБЖ: Какие внутренние факторы мешают сегодня ее развитию?

М. Шишханов: Сегодня со стороны банковской системы более экспансивному развитию мешает сохраняющееся отсутствие прозрачности, кэптивность, нежелание поступиться малым ради стратегических целей - как это, например, случилось с кредитными бюро. Кроме того, сравнительная слабость банков, неосвоенность рынка привели к излишней сконцентрированности многих банков на конкретных продуктах. Вместо того чтобы развивать новые направления, предлагать новые продукты, многие банки идут (к счастью, сейчас уже меньше) по проторенному пути. Так было в 90-х гг., когда, например, все банки зарабатывали на ГКО, не желая развивать другие направления. Между тем российским банкам просто необходимо готовиться к приходу приходу иностранцев, где банковская культура и продукты развивались сотни лет, в том числе предлагая свои ноу-хау.

НБЖ: Иностранные банки: кто они для нас - партнеры или конкуренты?

М. Шишханов: И партнеры, и конкуренты. Никаких «или» здесь быть не может. Точно так же, как и российские банки - и партнеры, и конкуренты. Партнерствуя, мы строим доверительные взаимовыгодные отношения и учимся друг у друга. Конкурируя, помогаем друг другу, давая стимул к собственному дальнейшему развитию.

НБЖ: Какой должна быть банковская система России в 20102020 гг.?

М. Шишханов: Сильной, конкурентной, прозрачной и независимой. Отечественные банки должны быть мощными, способными по своей ресурсной базе приближаться к возможностям западных финансовых институтов. Банковская система должна быть способной обеспечивать потребности субъектов экономики в почти любых по величине заемных ресурсах - с тем чтобы у субъектов был выбор, обращаться им за займами на западные рынки, или нет.

К 2010 г. Россия, я надеюсь, уже вступит в ВТО, что приведет к ускорению интеграции российской экономики в мировую, а также и к обратному процессу. Последние тенденции по увеличению присутствия иностранного капитала в банковском секторе это только подтверждают. Бороться с этим неумно и неправильно, наоборот стоит обратить этот процесс себе на пользу. Присутствие на российском рынке иностранных банков стимулирует отечественные кредитные организации к улучшению работы. Видимо, следует ожидать, что к 2010 г. все иностранные банки, которые захотят здесь присутствовать, уже придут. Скорее всего, к тому времени установится некий паритет иностранного и отечественного капитала в российской банковской системе. И сейчас, как мне кажется, главное для государства и для частных российских банков - не допустить (причем не допустить эволюционно, качественно, а не административно), чтобы иностранные банки заняли слишком большую нишу, сохранить отечественный банковский сектор. Сегодня государство предпочитает готовиться к этому, увеличивая свое участие в банковской системе. Очевидно, что к 2010 г. оно сохранит свою долю в наиболее весомых банках Сбербанке и ВТБ, скорее всего, останутся и специализированные банки. Однако в период между 2010 и 2020 гг. государство все равно будет вынуждено уйти из капитала наиболее крупных. Вопрос в том, чтобы к тому времени частные банки с российским участием стали уже настолько сильными и конкурентными, чтобы после ухода государства не произошел перекос в пользу иностранных банков. И, соответственно, чтобы форма присутствия не выходила за рамки дочерних банков или банков с участием иностранного капитала.

ИДЕИ

Инструменты рефинансирования Банка России должны быть более универсальны, чтобы любой банк при необходимости реально смог ими воспользоваться. Объем кредитов банкам должен составлять 5-10% активов Банка России.

Высокие накладные расходы банковской деятельности из-за завышенных требований к ее организации, экономическая дискриминация банков в форме косвенного налогообложения и бесплатного возложения на них функций агента государственного контроля приводят к низкой рентабельности банковского бизнеса. Необоснованно жесткие ограничения участия инвесторов в приобретении акций банков в период эмиссии еще больше снижают желание инвестировать в капитал банков. Сегодня тот, кто контролирует финансовые потоки, тот и управляет страной.

Развитие банковской системы приобретает стратегический характер. Это вопрос сохранения России как экономически независимого государства и обеспечения ее экономического и политического суверенитета.

От конкурентоспособной, обеспеченной ресурсами банковской системы зависит развитие человеческого потенциала российского государства, развитие национальной промышленности.

Для того чтобы банковская система стала удовлетворять экономическим потребностям страны и способствовала встраиванию России в мировой финансовый рынок, необходима новая государственная политика ускоренного развития банковской системы.

Но тут возникает другой вопрос: как в короткие сроки повысить конкурентоспособность российских банков? Вот для этого уже сейчас государству следует лучше продумать методы стимулирования российских банков к увеличению капитализации, развитию банковских институтов, может быть, даже создать многоуровневую банковскую систему.

Банковскому сектору нужно дать возможность дорасти до локомотива. Это задача государства

НБЖ: К вопросу о многоуровневой банковской системе. Какое место, на ваш взгляд, займут региональные банки в банковской системе в 2010-2020 гг.?

М. Шишханов: Региональные банки необходимы банковской системе страны. Небольшие банки - и в первую очередь региональные - должны занять свои ниши - т. е. специализироваться на тех продуктах, которые не смогут предоставлять крупные сетевые банки. У каждого региона есть свои особенности в потребностях, которые крупные банки учесть просто не могут. Вопрос в том, чтобы региональные банки не только поняли это, но и нашли в своем новом положении выгоду.

НБЖ: Что ждет банковское сообщество от государства?

М. Шишханов: От государства же мы ждем в первую очередь доверия. Понятно, что наращивать свое присутствие в банковской системе проще, однако это скорее тактическая уловка. Стратегия же должна состоять в создании условий, при которых банкам будет выгодно капитализироваться, переходить на международные стандарты, становиться транспарентными. Упростить систему нормативов, освободить от налогов прибыль, идущую на увеличение капитала, совершенствовать систему рефинансирования. И не ставить потом палки в колеса. Ведь, по большому счету, задача государства заключается в установлении неких правил. Хорошо отлаженная система всегда логична, ее не видно, она «не жмет в плечах», как добротный костюм.

Андрей Антонов
Поделиться:
 

Возврат к списку