Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Мнения экспертов

МНЕНИЕ СКЕПТИКА

Предел наших планов - 5 лет

Михаил Матовников, генеральный директор «Интерфакс-ЦЭА»

Инициированная Банком России еще 5 лет назад общественная дискуссия о перспективах развития банковской системы велась оживленно. Начиная с 2001 г. было разработано несколько десятков программ развития банков в стране. В большинстве случаев они практически совпадали друг с другом. Среди разработчиков и министерства (МЭРТ, Минфин), и отечественные общественные организации (например, различные региональные банковские объединения, исследовательские центры и НИИ), и зарубежные (Всемирный банк и другие). Поступали и предложения от отдельных лиц - олигархов, депутатов, академиков и т. д.

Центробанковская Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г., учитывавшая весь спектр мнений, была официально утверждена правительством РФ в апреле 2005 г. С принятием Стратегии можно ставить точку на дискуссиях по этой теме. Определены не только принципы развития кредитно-финансового сектора, но и механизмы их реализации, общие для системы целевые показатели развития.

Все прочие программы банковского развития уже неактуальны. Первая и очевидная причина безальтернативности - политический фактор. 2008-й у нас - год президентских выборов, чреватый полной неопределенностью. Политический фактор такого порядка в системе прочих бизнес-рисков по-прежнему является в России главенствующим. С этой точки зрения, нет смысла (во всяком случае, научного) разрабатывать какие-либо глобальные программы развития.

Отечественный банковский сектор уже несколько лет назад прошел точку неопределенности, когда подобные стратегические разработки имели значение. Ныне перспективы развития кредитно-финансовой сферы проглядываются достаточно определенно. Нет оснований считать, что ЦБ станет не то что менять свою политику, но и даже сколько-нибудь серьезно принимать во внимание иные предложения по стратегии развития.

В нашей стране максимально возможный период планирования составляет не более 5 лет, а то и меньше. При нашем куцем опыте рыночного хозяйствования с чередой потрясений мы пока лишены возможности спрогнозировать даже вероятное изменение банковских процентных ставок в ближайшем году - что уж говорить о более глобальных вещах!

Долгосрочное стратегическое планирование остается уделом промышленно развитых стран - ведущих экономик мира с устоявшимися социально-экономическими условиями и прогнозируемыми тенденциями развития. Нам же пока приходится довольствоваться пусть довольно скромной и не вполне внятной, но более-менее четко прописывающей ориентиры развития Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г.

МНЕНИЕ ДЕПУТАТА

Мы можем стать великой финансовой державой

Валерий Зубов, депутат, член Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам

Сейчас самое время для активных действий на финансовом рынке, в том числе и в законодательстве. Кто главный игрок? Конечно, правительство.

Заявлена позиция: мы - великая энергетическая держава. Это правильно. Но давайте заявим также, что Россия - великая финансовая держава.

Да, это амбициозная задача. До 19911992 гг. у нас не было вообще своей банковской системы. Но посмотрите, какой рывок сделала российская банковская система за 15 лет! Мы сетуем: у нас маленькая финансовая система. Так она начиналась с нуля! Российские предприятия брали деньги как у наших банков, так и за рубежом. Ясно, что отечественным банкам пришлось из-за этого конкурировать с зарубежной финансовой системой. И, несмотря на это, наша банковская система ежегодно растет на 30-50%. Поэтому мне кажется, что финансовое направление для нашей страны - одно из перспективнейших. Но решить эту амбициозную задачу можно при одном условии. Если правительство перестанет годами обсуждать стратегические вопросы для развития финансового сектора страны.

Елена Старостенкова
Поделиться:
 

Возврат к списку