Аналитика и комментарии
Михаил Ершов: Бессилие страшнее иностранцев
ДОСЬЕ
Михаил Ершов - старший вице-президент РОСБАНКа, доктор экономических наук. Входит в состав Межрегионального банковского совета при Совете Федерации.
Сильной системе все по плечу
Ведомственность - всегда барьер на пути развития из-за разнобоя в подходах.
Чтобы этого не было, необходима единая государственная стратегия развития, которая отражала бы и интересы экономики, и самих банков, как ее необходимых и важных элементов, и в которой такие интересы дополняли бы друг друга. Подходы регуляторов, очевидно, могут различаться между собой, особенно когда в отношении к банкам в целом единых подходов так и не выработано. Хочется надеяться, что съезд АРБ сыграет свою конструктивную роль, сформировав критерии и подходы, необходимые для эффективного развития банков. Причем не только с внутрисистемной точки зрения, но и в общеэкономическом плане. При этом особенно важно, что на данном этапе обсуждения вышли на самый высокий уровень проблема будет рассматриваться на Госсовете. Это подчеркивает ту значимость, которую играют банки в экономике, и то, насколько она возрастает на нынешнем этапе, когда перед страной стоят важнейшие экономические задачи. Можно ожидать, что при активной и сфокусированной политике банки смогут занять адекватное место в экономике и полностью раскрыть свой потенциал.
А когда отечественные банки прочно стоят на ногах, когда полностью отлажены денежно-кредитные и финансовые механизмы, как, скажем, это имеет место в развитых экономиках, когда принципы и условия банковской деятельности сопоставимы с теми, что есть в других странах, т. е., когда условия конкуренции являются реально и фактически равными, тогда усиление присутствия иностранных банков - это лишь свидетельство повышения привлекательности экономики. Иностранцы могут стимулировать конкуренцию, привлечь новые ресурсы и т. д. Другое дело, что для сильной национальной банковской системы и то и другое утрачивает свою актуальность, поскольку она и своими силами в состоянии решить все эти вопросы. Если к тому же и на уровне регулирования имеется четкая система приоритетов по такому стратегически важному вопросу, как финансовая и банковская система. Посмотрите, какова доля иностранных банков в экономиках США, Японии - не более 5-6%, Индии, Южной Кореи, Кувейта - вообще 0%, хотя желающих туда попасть извне немало. А в странах ЦВЕ эта доля составляет 80-90%. Потому это вопрос экономической стратегии государства, для обеспечения которой, как только она принимается, мобилизуются все необходимые механизмы и рычаги. Важно, чтобы такая стратегия была сформирована и начала бы реализовываться.
Инструменты банковские - эффект общеэкономический
Рефинансирование - как раз один из таких механизмов, причем очень важный - как с точки зрения поддержания текущей ликвидности, так и в плане антикризисных мер.
Банковское сообщество постоянно высказывает свои пожелания по данному вопросу, и постепенно некоторые шаги начинают предприниматься. Мы говорили, в частности, о необходимости расширения инструментов, принимаемых в залог, постепенно это стало происходить. При этом важно понимать, что такие меры должны иметь и общеэкономический эффект. Так, расширение списка корпоративных бумаг будет способствовать межотраслевому перетоку финансовых ресурсов, а региональные бумаги облегчат поступление денег в регионы и сделают сами бумаги ликвидными, повысив на них спрос. Причем в дальнейшем можно увязать эти инструменты с приоритетами экономической политики (как структурной, так и региональной).
Присутствие иностранных банков - это вопрос стратегии государства
Важно, чтобы получение кредитов было по возможности быстрым, что особенно важно в кризисные моменты.
Следует рассмотреть возможность использования дополнительных механизмов, предполагающих предоставление средств на более длительные сроки (как это практикуется, например, в Европейском центральном банке). Для регулирования ликвидности и быстроты получения средств важно было бы установить кредиторные линии со стороны ЦБ на коммерческие банки.
А в целом одна из главных системных задач - сделать ставку рефинансирования реальным экономическим инструментом. Это важнейший инструмент всей экономической политики. Посмотрите, с каким вниманием в развитых странах ожидают, каков будет ее уровень. У нас с таким же вниманием ждут, какова будет цена на нефть. А ставка, в общем, никого не интересует, потому что ее роль чисто фискальная. Это серьезный вопрос - он упирается в механизмы формирования денежного предложения в целом. До тех пор, пока решающее место в этих процессах будет занимать экспортная выручка, ставка рефинансирования реально работать не будет, поскольку валюта продается практически вне зависимости от того, каково положение на рынке. По сути, тоже самое происходит в обменных пунктах.
ЗАДАЧИ
Для реализации потенциала банковской системы необходима долгосрочная, целенаправленная государственная политика. Главными задачами такой политики должны быть следующие:
- Последовательное решение проблемы низкой монетизации экономики - ситуация, когда на один рубль, работающий в российской экономике, более трех резервируется преимущественно в иностранных активах, не может быть признана нормальной.
- Демонстрация доверия денежных властей к российским банкам, особенно в части способствования росту их собственного капитала.
- Изменение подходов к формированию и реализации единой государственной денежно-кредитной политики: финансовые власти страны должны перейти к практике регулирования ликвидности в стране.
Чтобы ставка приобрела свое значение, необходимо, чтобы неэкспортные отрасли с учетом внутреннего спроса и с учетом ценовых параметров внутреннего рынка могли получать необходимые финансовые ресурсы через механизмы рефинансирования. Когда такие подходы начнут преобладать, то ставка также постепенно станет реальным инструментом. И чем быстрее это произойдет, тем лучше.