Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Традиционная ориентация Верный способ отдохнуть для настоящих мужчин

ДОСЬЕ

Гафин Александр Дмитриевич. Член совета директоров Альфа-Банка, где работает с 1994 г. Отвечает за PR-сопровождение бизнеса банка, управление имиджем и репутацией, организацию крупных благотворительных и культурных акций. Профессиональный литератор, автор нескольких книг и пьес. Член Союза журналистов России. Член Попечительского совета Большого театра, исполнительный директор Фонда Большого театра.

Чего только не случалось с ними за эти годы: и в аварии попадали, и экзотические болезни настигали их, и стихийные бедствия. Но все равно каждую осень, что бы ни происходило на валютно-финансовых рынках, они бросают все дела, седлают джипы и отправляются в очередной маршрут. В Африке, Азии, Латинской Америке: А в столичной бизнес-элите выстроилась целая очередь из желающих к ним присоединиться.

НБЖ: Александр Дмитриевич, кто это у вас придумал так оригинально проводить отпуск? Как возникла идея?

А. Гафин: Если говорить об авторах, то правильнее всего называть двух - Михаила Маратовича Фридмана и вашего покорного слугу. Было так. 11 лет назад мы довольно большой группой ездили в Бразилию. Ну, все там было, как обычно: карнавал, пляж, фавелы, футбол: Обычная туристическая программа. Но одно место на юге страны нас просто потрясло, оно называется Пантонал. Это такая редкая экзотика: озера, болота, крокодилы, водяные коровы, красота необыкновенная. Попугаи с размахом крыльев в полтора метра. Плюс к тому, судя по рассказам местных жителей, там и НЛО регулярно появляются. Словом, редкое место. Там мы путешествовали на джипах.

После этого мы перелетели самолетом на Амазонку, сели на пароход и продолжили свой путь по этой великой реке, что тоже было очень интересно.

Вернувшись домой, мы подумали: а что нам мешает регулярно посещать такие места на планете, причем делать это самим. И уже на следующий год совершили свой первый маршрут на остров Борнео.

НБЖ: Перечислите, пожалуйста, ваши основные путешествия.

А. Гафин: Мы пересекли Африку от Атлантики до Индийского океана, Южную Америку от Буэнос-Айреса до Сантьяго, Австралию, Непал, остров Борнео, Исландию, Мексику, проехали через всю Монголию и большую часть Китая.

НБЖ: Мы - это кто? У вас постоянный состав или всякий раз он меняется?

А. Гафин: Костяк группы постоянный. Это Михаил Фридман, Виктор Вексельберг, Герман Хан, Игорь Линшиц, Александр Абрамов, Владимир Григорьев, я. Обычно же в дорогу отправляются десять человек на пяти автомобилях. В каждом экипаже - двое.

НБЖ: Почти каждого из перечисленных можно назвать крупным бизнесменом. Эти люди имеют возможность отдыхать на самых фешенебельных курортах, арендовать самые лучшие яхты, наслаждаться своим богатством по полной программе. А вместо этого обрекают себя на лишения и опасности. Почему?

А. Гафин: У каждого своя мотивация. Кем-то движет желание воплотить старые мальчишеские мечты о приключениях и испытаниях. Кто-то хочет лишний раз проверить, на что он годится. У каждого есть жажда узнать что-то новое, сделать для себя какие-то открытия. В общем-то обычные и вечные человеческие мотивы. Ничего странного. В нашем случае это еще и прекрасная возможность полностью отключиться от рутинных забот, по-настоящему отдохнуть.

НБЖ: А удается полностью? Трудно себе представить Фридмана или Вексельберга без мобильного телефона у уха.

А. Гафин: Насчет телефона - это, увы, правда. Цивилизация шагнула так далеко, что даже в глубине Сахары прекрасно действует мобильная связь. Я уже не говорю про Австралию или Латинскую Америку. Звонок из Москвы может настигнуть тебя практически в любой точке земного шара, в любой глуши.

Интересно наблюдать за тем, как в первые два-три дня мои коллеги еще не могут остыть от привычных проблем, то и дело хватаются за трубки, да и разговоры в основном вертятся вокруг московских тем. Но затем все постепенно приходят к своему естественному состоянию. И наш режим этому способствует: надо по 12 часов быть за рулем, плохие дороги, масса новых впечатлений, бытовые трудности, острые ощущения: В день проходим по 500-600 километров. И так две недели. К концу маршрута мы каждый раз превращаемся в такую полувоенную группу, где существует жесткая дисциплина, строгое распределение обязанностей, соблюдается распорядок дня.

В Африке, когда один из наших джипов перевернулся и превратился в кабриолет, пришлось даже вызывать санитарный самолет

НБЖ: Неужели о делах никто не вспоминает?

А. Гафин: Вечерние разговоры могут быть о чем угодно - о литературе, искусстве, истории. О женщинах эта тема неизбежно всплывает на третий-четвертый день. А дела? Конечно, совсем забыть про них не получается. Да и новости из Москвы постоянно держат всех в тонусе. Мы, к примеру, прилетели в Мексику, и в этот день арестовали Ходорковского. Разумеется, все последующие дни часто возвращались к его судьбе, гадали, что с ним будет.

Мало кто видел этих джентльменов в шортах

НБЖ: Пользуетесь ли во время своих пробегов услугами местных проводников?

А. Гафин: Как правило - да. В одной из машин едет наш неизменный инструктор Александр Давыдов и местный гид. Причем, заметьте, при прокладке маршрута нас интересуют не проторенные туристские тропы, а глухие «медвежьи» углы. Пройти там, где мало кто бывал (а еще лучше - где никто не бывал). Кстати, такой подход мои товарищи исповедуют и в бизнесе.

В машинах у нас есть все необходимое для автономной жизни: палатки, спальные мешки, примусы, запас продуктов, медикаменты. Правда, если на маршруте встречаются отели или кемпинги, то ночуем там, если же нет - то в джипах или палатках.

НБЖ: Назовите главные разочарования и главные открытия, сделанные вами за эти годы.

А. Гафин: Разочаровала нас река Лимпопо в Африке, известная всем с детства. Оказывается ее попросту не существует, если она и течет, то под слоем песка. Осталось одно русло, совершенно неинтересное. Открытий же было множество. Например, в сердце Австралии, где живут 35 тысяч человек. Там добывают опалы. Наверху страшная жара, под сорок градусов, мусорная свалка и бензозаправка. А под землей - жилье, церковь, 4-звездный отель, полный комфорт. Кобэр-Пэдитак этот город называется.

Были маршруты, когда в отелях мы останавливались под вымышленными именами

Еще одно очень интересное место мы обнаружили в Аргентине, в предгорье Кордильер. Там пустыня, которая имеет ну буквально неземной облик. Прямо другая планета. В тех местах находят скелеты динозавров, наскальные рисунки. А какие немыслимые цветовые гаммы там возникают, особенно утром и вечером, при низком солнце! Подобные воспоминания способны согревать долго.

Михаил Фридман проверяет, есть ли клев в сердце Африки

НБЖ: Как возникает идея очередного маршрута? Кто занимается подготовкой, организацией?

А. Гафин: Маршрут придумывается сообща. Что касается организации, то первое время почти все делали мы с Фридманом - логистику, перелет, аренду транспорта: Но потом пришли к иному, более справедливому подходу: каждый год подготовку экспедиции поручаем определенному экипажу. С него весь спрос.

С сентября начинаем активно перезваниваться, утрясаем детали. На один из ноябрьских дней назначается общий сбор в пункте старта. Причем все добираются туда самостоятельно, никакого общего вылета из Москвы не бывает. Кто-то прилетит на своем собственном самолете, кто-то на рейсовых. Кто-то, возможно, на подводной лодке прибудет. На следующее утростарт. Никто никого ждать не будет.

В каждом маршруте капитаном команды является именно тот, кто готовил данную поездку. Обязанности завхоза обычно лежат на мне. Медицинскую помощь способен оказать Саша Давыдов

НБЖ: А были случаи, когда прибегали к его помощи ?

А. Гафин: К сожалению, да. В Африке, когда один из наших джипов перевернулся и превратился в кабриолет, пришлось даже вызывать санитарный самолет. Чудом ребята остались живы. Было несколько аварий в Китае. Дорога не терпит даже малейшего легкомыслия, надо постоянно быть собранным, очень ответственно относиться к правилам безопасности и к специфике местного вождения.

НБЖ: С дорожной полицией проблемы где-нибудь возникали?

А. Гафин: Конфликтов не было, а мелкие проблемы случались. Например, в Мехико проблему пробок решают следующим образом: один день разрешено ездить машинам с четными номерами, а на следующий день - с нечетными. Это касается всех без исключения, в том числе и туристов, арендовавших колеса. А нам терять день ну никак не хотелось. Пришлось прибегнуть к сложным переговорам, в ходе которых трудности были преодолены.

НБЖ: Наверное, взятку дали?

А. Гафин: Опыт общения с родными инспекторами не проходит даром. В странах третьего мира берут практически везде.

В целом же отношение дорожной полиции к путешественникам бывает вполне доброжелательным. Мы стараемся не нарушать правил. Едем организованно, все одеты в одинаковую форму, на машинах наклейки AlfaTeam.

НБЖ: Трудно себе представить некоторых персонажей без охраны...

А. Гафин: Никаких телохранителей. Правда, были маршруты, когда в отелях мы останавливались под вымышленными именами. Это так называемые проблемные регионы, там или партизаны орудуют, или криминал.

НБЖ: Если не секрет, в какие деньги обходится подобное приключение?

А. Гафин: Без перелета от трех до десяти тысяч долларов на человека. Безумно дорого заполучить машину в Китае. Причем там существует правило, по которому вы не имеете права управлять автомобилем, если не являетесь обладателем местных водительских прав. Так что нам вначале пришлось позаботиться о том, чтобы получить права. Затем с огромными трудностями арендовали джипы. Дороги там, между прочим, еще хуже, чем у нас в России, и порядка на них нет никакого.

НБЖ: Что легло на душу самым теплым воспоминанием? Куда бы хотелось вернуться еще раз?

А. Гафин: В Марокко. Фантастическая природа. Богатое историческое наследие. Культура. Приветливые люди. Словом, вся атмосфера там такова, что хочется возвращаться снова и снова.

НБЖ: Куда наметили держать курс в этом году?

А. Гафин: В Перу. Поездка обещает быть очень увлекательной и очень трудной.

Кирилл Оживар
Поделиться:
 

Возврат к списку