Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Эстетика пластикового прямоугольника Ворс, камень, лед, дерево, ткань и кожа ждут своих героев

Современный мир пластиковых карт - волшебная страна, в которой нет конца и края полету авторской мысли. Игнорируя пределы существования, задаваемые прорезью банкомата, карта вырастает как на дрожжах и уменьшается шагреневой кожей, колется, рубится, режется, скругляется по краям, принимает очертания автомобиля, животного, своего владельца. Нарушая принцип «пластиковости», карта имитирует плотный ворс, стопроцентный хлопок, хитин, рассыпчатую землю, лед, отполированный камень. Совсем наплевав на этот принцип, карта изготавливается из древесины, овощных экстрактов и прочей не подобающей случаю органики.

России в целом эти авангардные изыски пока не коснулись. Кое-какие прорывы имеют место: к примеру, БИНБАНК, Импэксбанк и некоторые другие освоили выпуск прозрачных носителей клиентских денег - однако общая картина удручает. В индустрии русских пластиковых карт процветает классицизм - с прискорбным единством формы, стиля и степени креативности. Тут есть своя логика: зачем лезть из кожи вон, если спрос под вопросом.

Отношение к деньгам в нашем многострадальном постдефолтном социуме, где при одной мысли о сбережениях хочется многократно сплюнуть и стучать по дереву, очень серьезно. Но серьезность отношения к деньгам не означает амбарный замок как единственно возможную метафору надежности вклада. Впрочем, подчас и вовсе не понять, что имел в виду автор (в смысле, банк), создавая карточке лицо.

Сквозь широколиственную сень южного растения сквозит заходящее солнце. Эта минорная картина, объясняющая клиенту, насколько зыбок и эфемерен каждый сладостный миг нашей жизни, нанесена на карту VISA Electron Русского банка развития. Печальный, как стихотворение Бодлера, отпечаток каштанового листа на условном фоне - это золотая VISA того же банка. Увядание, закат, близящиеся сумерки что и говорить, не самые удачные аллегории развития.

Кредитки Пробизнесбанка поначалу производят довольно отрадное впечатление: белый Electron из флуоресцентного пластика, Classic в разновидностях (цвета воды, цвета травы), везде крупно и уместно написано жизнеутверждающее слово LIFE.

Но вот перед нами золотая серия карт Пробизнесбанка - и здесь жизнеутверждающее слово начинает идти вразрез с визуальной частью. Потому что на них изображены: а) молния, прорезающая черное небо, б) сухие цветы и в) уже знакомый нам образ - отпечаток древесного листа. Не везет золоту, да и только.

Логотип Сбербанка, стилизованный под детскую коляску, в которой баюкается новорожденный рубль, являет собой довольно свежий образ. Но коляска напоминает открытый кошелек, а открытый кошелек - это прощайте, денежки. Вообще же в пластиковых картах Сбербанка все очень буквально. Может быть, так оно и должно быть: смотришь на карту и сразу понимаешь, что к чему, но - скучно. Апофеоз буквальности в VISA Gold Сбербанка: стилизация под тонкую золотую плитку. Мощный «золотой» позыв нового купечества вполне понятен, но есть ведь среди потребителей золотых карт Сбербанка и те, чьи эстетические запросы побогаче.

Печально лидирует в списке геометрических решений креатив БИНБАНКa: его VISA Electron на сто процентов копирует обложку классической виниловой пластинки группы Modern Talking. По шахматной доске катятся разноцветные шары. Здравствуйте, 1980-е. Прощайте, 2000-е.

Ругать, конечно, не строить. Тем более что для владельца пластиковой карты ее внешний вид далеко не главный критерий выбора. И все же.

В современной карточной индустрии, процветающей за рубежом, ничего сверхъестественного нет. Но именно в мелочах проигрывает перед нею наша. Что сложного в карте Citi Driver's Edge Card? Ничего абсолютно. Всего лишь изображение автомобильной трассы - как метафора развития, успеха, жизни на полной скорости, уверенности в правильности того, что ты, клиент и владелец этой карты, делаешь. Особенно прекрасно выглядит студенческая карта того же банка и формата: фотография студента совпадает с точкой, в которую уходит эта оптимистически бесконечная дорога: все, мол, у вас еще впереди, только учитесь.

Тот же смысловой посыл у карты Chase Subaru - вперед, под шум летящего пейзажа! Дорога, бегущая по берегу живописного озера, зовет - и это прекрасный cross-promotion для автомобиля и кредитки. Пессимизм изгнан из этой реальности напрочь. Равно как и амбарный замок.

В индустрии российских пластиковых карт процветает классицизм - с прискорбным единством формы, стиля и степени креативности

Вот еще немного современного авангарда - The Miles Card от Discover Card. Вешняя лазурь (т. е. не жухлая мертвая трава в цветах закатных), на которую нанесены белые, как следы от реактивных самолетов, орбиты воображаемых планет. Меня вполне устраивала бы такая карточка, будь я ее обладателем. Уже потому, что она поднимала бы мне настроение всякий раз, когда бы я извлекал ее из бумажника.

Упомяну о самом простецком креативном заходе. Название карточек этого типа скажет само за себя - Disney VISA. В Chase трудятся безусловные знатоки простых решений. Сверхпопулярные мультяшные герои - разве у нас их нет? И разве Винни-Пух или Волк из «Ну, погоди!» на лицевой стороне кредитной карточки заставит вменяемого клиента испугаться мнимой «несерьезности» банка и срочно забрать из него средства? Если вы думаете, что заставит, - добро пожаловать в прошлое амбарных замков и жухлых листьев.

Если пригасить эстетизм и забыть о том, что на свете существуют пластиковые карты неправильной формы, имитирующие по фактуре змеиную кожу, то, конечно, можно найти и на родных просторах образцы привлекательного выполнения кредиток. Вовсе не плох русский дизайн Ситибанка, у которого и краски не ярки, и звуки не резки, и единый стиль имеется, и чувство собственного достоинства не уходит в топорный пафос. Весьма достоин упоминавшийся выше прозрачный пластик Импэксбанка - его водянистая легкость, безусловно, выигрывает на фоне тяжеловесности прочих.

Но все-таки индустрии кредитных, дебетовых и дисконтных карт есть куда расти. Ворс, камень, лед, дерево, ткань и кожа ждут своих героев.

МНЕНИЕ ЭМИТЕНТА

Карта должна клиенту нравиться

Ирина Линник, начальник отдела маркетинга розничного кредитования Инвестсбербанка

Как правило, у клиентов нет особых предпочтений в дизайне карт, поэтому самыми главными для нас при разработке и утверждении концепции дизайна были следующие факторы:

- карта должна клиенту нравиться, т.е. он должен идентифицировать себя с этим дизайном, ему должно быть приятно смотреть на карту и оплачивать ею покупки, она должна отражать его социальный статус и стиль жизни;

- отражая общую концепцию позиционирования услуг банка, предоставляемых с помощью пластиковых карт, дизайн должен символизировать: активный стиль жизни; престиж; удобство, точность и быстроту расчетов; современность/прогресс/надежность;

- дизайн карты, как один из составляющих элементов, должен отображать общую коммуникационную стратегию Инвестсбербанка.

Конечно, внешний вид карт нам разрабатывали профессиональные дизайнеры, специализирующиеся на банковском пластике. Дело в том, что недостаточно разработать дизайн карты, его еще необходимо согласовать с платежной системой (VISA или MC), у платежных систем существует ряд требований к дизайну, которые нужно очень хорошо знать. В этой ситуации дизайнер, впервые столкнувшийся с подобной задачей, может «наломать дров», и оформление карты придется много раз переделывать и переутверждать.

Как правило, платежная система никак не влияет и не участвует в разработке дизайна пластиковой карты. Здесь все просто: у них есть подробный manual, который мы обязаны изучить и учесть все требования к дизайну, которые они описывают.

Александр Салангин
Поделиться:
 

Возврат к списку