Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Банки созрели для IPOПосле десятилетнего раздумья

В дискуссии участвуют:

Светлана Розанова, менеджер Департамента развития международного бизнеса, Лондонская фондовая биржа

Ричард Огдон, исполнительный директор, руководитель бизнес-направления корпоративных финансов и консультирования ФК «УРАЛСИБ»

Алексей Терехов, вице-президент ФБК

Александр Сторчак, аспирант НИФИ Минфина России

Светлана Розанова:

Рынок IPO российских компаний уже находится на подъеме.

НБЖ: Как вы оцениваете перспективы развития рынка IPO российских компаний в целом, IPO банков в частности?

Светлана Розанова: Рынок IPO российских компаний находится на подъеме, все больше эмитентов проявляют заинтересованность в привлечении капитала на биржевых прощадках. Это относительно новый тренд для России, но он становится все более значимым. Конъюнктура международных рынков сейчас достаточно благоприятна для выхода на рынок IPO. Например, на AIM LSE (рынок для мелких и средних компаний) в 2005 г. IPO провели 335 компаний, тогда как в 2003 г. - 66.

Алексей Терехов: Думаю, что оптимистичные оценки аналитиков в отношении перспектив расширения рынка первичных размещений оправданы. По результатам 2006 г. объем рынка реально может преодолеть рубеж в $5 млрд. В течение ближайших двух лет ожидается проведение IPO и российскими банками. Число участников процесса пока можно оценить очень приблизительно в 10-15.

Ричард Огдон: Считаю, что сегодня и собственники российских бизнесструктур, и инвесторы готовы к существенному расширению рынка ценных бумаг российских эмитентов. В том числе пришло время и для расширения рынка первичных размещений акций, т. е. IPO.

На протяжении нескольких лет идет процесс улучшения системы отчетности и корпоративного управления российских компаний. Стабильно растет их прибыль и выручка. С другой стороны, инвесторы уже имеют опыт работы с российскими бумагами, научились оценивать и управлять рисками российского фондового рынка в целом и рискам на рынке акций в частности. Они получали хорошую прибыль на этом рынке в последние годы и готовы к оценке бумаг на таком уровне, который более или менее соответствует ожиданиям собственников бизнеса. То есть ожидания инвесторов и эмитентов сблизились.

Трудно назвать конкретные прогнозные цифры. Но показательны, к примеру, такие данные. За последние 13 месяцев объемы операций по размещению российских акций были такими же, как за все последние 10 лет. Благоприятная конъюнктура рынка будет сохраняться как минимум в течение ближайших 18 месяцев или даже дольше.

Есть внешние факторы, которые могут остановить этот процесс. Основной риск, на мой взгляд, связан со стратегическим выбором международных инвесторов. Если они сегодня отвернутся от развивающихся рынков и перенесут акцент в своей деятельности на рынки США и Западной Европы, тогда бум российских эмитентов не состоится, т. е. пока не состоится. Такая ситуация может сложиться в случае продолжения повышения процентных ставок на американском рынке до уровня более 5%, при доходности российских государственных еврооблигаций менее 6%.

Александр Сторчак: Прогнозы экспертов относительно активного выхода российских банков на рынок IPO имеют под собой веские основания. Как известно из мировой практики, компании сферы финансовых услуг традиционно занимают одну из лидирующих позиций по количеству проведенных IPO на зарубежных финансовых рынках (20% в 2003 г. и 19% в 2004 г.). А для российских структур такой путь сулит решение проблемы капитализации.

О планах проведения IPO заявили многие банки, однако в этом году вряд ли будет проведено более пяти банковских IPO. В том числе и потому, что эмитенты будут отслеживать конъюнктуру рынка, от которой в существенной степени зависит успешность проведения IPO, и выходить на рынок с лагом в 2-3 месяца.

НБЖ: Каким структурам и банкам можно рекомендовать этот путь?

Алексей Терехов: Круг компаний, которые могут быть заинтересованы в проведении IPO, можно достаточно четко определить, соотнося затраты и возможные результаты. Потенциально любой банк может стать участником рынка IPO. Надо лишь выстроить последовательную политику. Как показывает наша практика банковских и небанковских проектов, первым шагом должна стать оптимизация организационной структуры и бизнес-процессов. Кроме того необходима подготовка финансовой отчетности по одному из международных стандартов, осуществление аудиторской проверки, достижение оптимального соотношения долга и капитала, замещение дорогих заимствований, установление публичной кредитной истории через реализацию программы заимствования, включая облигационные и вексельные займы.

Светлана Розанова: Как правило, к этому инструменту прибегают те компании, которые заинтересованы в эффективном привлечении капитала для финансирования своего роста, стремящиеся повысить ликвидность своих акций и свой имидж, которые хотели бы использовать свои акции как валюту при слияниях и поглощениях.

НБЖ: Насколько значимых результатов можно добиться?

Алексей Терехов: В результате проведения IPO капитализация компании может быть увеличена в разы, тому есть немало примеров. Однако это далеко не единственный возможный результат. Эмитент может получить такие приобретения, как финансовая независимость, доступ к крупным источникам капитала для финансирования развития и капитальных затрат, укрепление репутации среди инвесторов, возможность реализации активов, включая их оценку и стратегию продаж отдельных сегментов бизнеса.

Ричард Огдон:

IPO - это не конец пути, а его начало. Жизнь компании после выхода на публичный рынок никогда не будет такой же, как до IPO.

Александр Сторчак: Как показывает анализ результатов IPO 23 российских компаний, на рынке размещается от 10 до 40% акций эмитентов. А средняя доля акций, размещенных среди инвесторов, составила 20%. На мой взгляд, оснований для специфики ожидаемых IPO российских банков по доле размещаемого акционерного капитала не существует.

В ближайшее время будет принято постановление ФСФР, ограничивающее квоту на выпуск депозитарных расписок на акции российских компаний на уровне 35% (депозитарные расписки - основной инструмент, предлагаемый инвесторам в ходе IPO российских компаний за рубежом). Второе требование ФСФР к российским компаниям - предлагать на внутреннем рынке не менее 30% акций, размещаемых в ходе IPO.

Таким образом, в случае комбинированного IPO на российской и зарубежной фондовой площадке компания или банк смогут разместить в ходе IPO не более 50% акций (35% внутри страны, 15% за рубежом).

НБЖ: По каким критериям целесообразно выбирать площадки для размещения акций российских банков?

Алексей Терехов: Размещение на российском рынке в ближайшее время станет требованием нашего законодательства. А в принципе выбор между ММВБ или РТС, NYSE, LSE или AIM определяется возможностями и способностями эмитента. Однако в любом случае вся процедура не должна иметь и намека на фиктивность или недобросовестность сделок. Именно за этим пристально следят ФСФР и Банк России. На практике уже были случаи, когда непрозрачность конечных бенефициаров при привлечении заимствований из-за рубежа оборачивалась проблемами для банка, к примеру, при прохождении процедуры отбора в систему страхования вкладов.

Алексей Терехов:

В результате проведения IPO капитализация компании может быть увеличена в разы. Однако это не единственный возможный результат.

Ричард Огдон: Экономика России должна иметь собственный развитый рынок ценных бумаг и крупный внутренний рынок капитала. Это в особенности важно для быстро развивающихся компаний среднего размера. Напомню, что в США абсолютное большинство компаний финансируется только на внутреннем рынке, в том числе и через IPO. Россия - так же как иСША- огромная страна и не может не заниматься развитием собственного рынка капитала. Далеко не все российские компании могут получить необходимый им объем средств через Лондон и Нью-Йорк. Зарубежные рынки совершенно необходимы крупнейшим российским компаниям, а компаниям меньших размеров, вероятно, следует ориентироваться именно на внутренний рынок.

Конечно, можно рассматривать размещение на российском рынке как первый шаг с последующим выходом на международный, или делать и то, и другое одновременно. Но надо иметь в виду, что многие российские компании слишком мало известны в мире. Таким компаниям я бы рекомендовал размещение на российском рынке. Тем более что время, когда на российском рынке невозможно было привлечь значительные суммы, осталось в прошлом. Недавний пример размещение МТС на ММВБ. В результате этой операции компании удалось аккумулировать в рублях сумму, эквивалентную $2 млрд.

Светлана Розанова: Обычно эмитенты выбирают площадки для размещения IPO по возможности эффективно привлечь капитал, поддерживать и увеличивать ликвидность, укреплять имидж. Мы знаем многие случаи успешных IPO, когда эмитент делал его напрямую в Лондоне, без выхода на свой локальный рынок. Листинг в России не является обязятельным условием успешного IPO.

При размещении на LSE необходимо выполнить британское законодательство по листингу. Замечу, что выбор места регистрации эмитента с точки зрения британского законодательства значения не имеет.

Для основного рынка Лондонской биржи, компания должна, как правило, предоставить аудированную финансовую отчетность за три года. На AIM такого требования нет. Вообще, по сравнению с требованиями основного рынка, AIM является более гибким. Например, на AIM нет требования о минимальной рыночной капитализации эмитента или о размере доли компании, которую надо размещать на IPO. Но гибкость AIM не мешает ему быть очень успешным рынком. Так, в 2005 г. эмитенты привлекли на AIM более $15,8 млрд.

Александр Сторчак: Поскольку российские банки перешли на подготовку финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами, то выход на американские фондовые биржи может оказаться затрудненным и потребует подготовки финансовой отчетности в соответствии с общепринятыми правилами бухгалтерского учета США US GAAP. Американский фондовый рынок менее привлекателен для привлечения акционерного капитал также из-за необходимости соответствия требованиям акта Сарбейнса-Оксли, требующего от публичных компаний обязательного внедрения систем внутреннего контроля в отношении финансовой отчетности. Из европейских бирж наиболее привлекательной для российских компаний на сегодня остается Лондонская - London Stock Exchange (LSE).

Выбор между проведением IPO на российском фондовом рынке или проведением комбинированного IPO диктуется размерами банка-эмитента. Для небольших и средних банков фиксированные затраты на проведение IPO за рубежом могут составить до 20% привлеченных средств, так что выгоднее проводить IPO в России. Крупные банки заинтересованы в привлечении акционерного капитала в объемах, превышающих возможности российского фондового рынка.

НБЖ: Насколько велики затраты на проведение IPO? Какие факторы влияют на успех размещения?

Алексей Терехов: Затраты на подготовку и проведение размещения акций для российских площадок составляет в зависимости от ряда факторов от десятков до сотен тысяч - в валюте. Затраты для иностранных - сотни тысяч. Их можно грубо оценить в 1-1,5% от объема размещения, правда, конкретная сумма все равно зависит от очень многих обстоятельств.

Возраст компании - один из главных факторов успеха. Он должен быть достаточным, чтобы рынок смог адекватно оценить кредитную историю компании. Не менее важно грамотно спланировать объемы привлечения и конкретные инструменты, но эти вопросы относятся к компетенции финансового консультанта, правильный выбор которого - серьезный фактор успеха.

Ричард Огдон: Вопрос об оптимальном возрасте компании для проведения первичного размещения акций не так уж прост, как может показаться. С одной стороны, инвестор хочет быть уверен в стабильности компании в долгосрочной перспективе. С другой стороны, инвестор сегодня готов вкладываться в быстрорастущие компании, т. е. в те, у которых, как правило, не столь уж продолжительная история существования. Инвесторы готовы платить премию за рост, более стремительный, чем у аналогичных компаний на Западе.

Александр Сторчак: Расходы на проведение IPO можно поделить на две основные части. Первая включает вознаграждения аудиторов и юристов компании, расходы на проведение PR-акций и road-show. Их размер зависит от выбора места проведения IPO (услуги юристов и консультантов за рубежом будут стоить от $2 до 5 млн.). Проведение IPO в России позволит эмитенту ограничить фиксированные издержки на уровне $1 млн. Эти расходы не зависят от успешности проведения IPO. Если банк выстроил прозрачную структуру собственности, имеет подтвержденную аудиторами финансовую отчетность МСФО, то прямые расходы на проведение IPO будут ниже.

Вторая группа расходов - вознаграждение андеррайтера, которое удерживается из средств, вырученных эмитентом от размещения акций. Вознаграждение андеррайтера устанавливается в процентах от стоимости одной акции, а также может включать фиксированную часть и опцион на приобретение у основных акционеров или самой компании пакета акций сверх размещенного в ходе IPO по цене размещения. Обычно вознаграждение андеррайтера составляет 5-6% от объема привлеченных средств. Наиболее крупные эмитенты могут договориться о более выгодных условиях (около 4%).

Помимо непосредственных затрат приобретение публичного статуса влечет и неявные издержки, связанные с необходимостью раскрыть существенный объем информации о своей деятельности и отказаться от «серых» схем оптимизации налогообложения.

НБЖ: Какие еще вопросы вы считаете важным поднять при обсуждении планов проведения IPO российских банков?

Алексей Терехов: Наш опыт работы на российском рынке показывает, что для инвестора может представлять интерес как собственно банк, так и те проекты, в которых он участвует. В результате далеко не каждому банку стоит задумываться о проведении IPO. Во многих случаях более привлекательный вариант - аккумуляция средств на развитие соответствующего проекта, в том числе за счет все возрастающих ресурсов РТС. То есть оптимальным оказывается не проведение размещения бумаг банка, а организация с его помощью размещения для его клиента. При этом выигрывает, в конечном счете, и сам банк, как один из участников проекта.

Светлана Розанова: Хочу особо подчеркнуть, что для публичной компании очень важно иметь сильный совет директоров. Этот момент, на наш взгляд, относится к числу ключевых вопросов при подготовке к размещению IPO. Для инвесторов качество менеджмента - один из основных вопросов, так что профессиональный совет директоров может существенно повысить капитализацию компании.

Ричард Огдон: Действительно, очень важны вопросы менеджмента и оценки степени ответственности поведения компании. Инвестора надо убедить, что компания действительно намерена и способна сделать то, что она декларирует. Помимо прочего, при этом важна еще и стабильность менеджмента. Но еще раз скажу, что весь сложный комплекс вопросов, связанных с корпоративным управлением, преследует лишь одну цель - доказать инвесторам, что их деньги будут сохранны.

Решение собственника выйти на рынок - это самое первое, но в то же время самое значительное решение из всех, которые предстоит принять впоследствии для его реализации. Все остальные вопросы - сколько и что конкретно продавать, на какой бирже - это уже дело техники. Принципиальное решение сделать компанию публичной - это выбор судьбы компании на всю ее дальнейшую жизнь. Собственник при этом продает не только часть собственности компании, но и себя. То есть он в результате становится фигурой публичной. Проведение IPO - это не конец пути, а его начало. Жизнь компании после выхода на публичный рынок никогда не будет такой же, как до IPO.

Александр Сторчак:

Нельзя следовать моде на проведение IPO и наращивать собственный капитал, не имея стратегии развития.

Александр Сторчак: Банки должны не только оценить стоимость привлекаемого капитала, но и соотнести ее с доходностью проектов, которые планируется профинансировать за счет средств, привлеченных в результате IPO. Нельзя следовать моде на проведение IPO и финансировать увеличение собственного капитала, не имея стратегии развития. Это может привести к негативным результатам и снижению стоимости компании, а банк рискует и таким важным активом, как деловая репутация.

КСТАТИ...

Сразу несколько банков заявили о своих намерениях освоить этот сегмент рынка. Это Внешторгбанк, Международный банк Санкт-Петербурга, МДМ-Банк, РОСБАНК, «Уралсиб», Юниаструм Банк.

Олег Щелов
Поделиться:
 

Возврат к списку