Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Банк РоссииПортрет во всемирном интерьере

Главная цель - ценовая стабильность

Законодательно перед каждым из центральных банков ставятся конечные цели их деятельности.

В экономически развитых странах конечной целью денежно-кредитной политики определяется ценовая стабильность или незначительный прирост цен, который не берется экономическими агентами в расчет при принятии решений. На практике стабильность цен означает не столько нулевое, сколько небольшое положительное значение прироста индекса цен до 3,5% в течение длительного периода. Такая политика в основном касается стран, где центральные банки таргетируют инфляцию.

Первыми ценовой стабильностью озаботились в начале 90-х гг. прошлого столетия власти Новой Зеландии (1990 г.) и Канады (1991 г.). Потом к ним постепенно стали присоединяться и другие развитые государства. Сегодня в европейской системе центральных банков денежные власти всех стран обозначили первичной целью своей политики ценовую стабильность. В Японии в 1998 г. законодательство о центральном банке было пересмотрено, в результате чего ценовая стабильность была определена как принцип валютного и денежнокредитного регулирования (табл. 1). После вступления в феврале 2006 г. Бенджамина Бернанке, известного сторонника инфляционного таргетирования, на должность главы ФРС США велика вероятность, что американский центральный банк тоже в ближайшее время начнет ориентироваться на ценовую стабильность.

Что же касается стран с переходной экономикой, то, согласно законам, принятым в них, конечной целью деятельности центрального банка является «внутренняя и внешняя стабильность национальной денежной единицы»: низкая инфляция и устойчивый валютный курс (табл. 2).

Россия - не исключение. Статьей 75 Конституции РФ установлен особый конституционно-правовой статус Банка России, в качестве его основной функции названа защита и обеспечение устойчивости рубля. В соответствии со статьей 3 Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» целями его деятельности являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Финансовый стабилизатор

Стабильность финансовой системы основывается, в первую очередь, на доверии в обществе к финансовым институтам, их устойчивости и ликвидности. Падение доверия к банкам вызывает отток вкладов и снижение ликвидности. Опасение кризиса других финансовых учреждений способствует банковской панике и создает цепочку неплатежей. Немецкий Bundesbank определяет финансовую стабильность как устойчивое состояние, в которой финансовая система эффективно выполняет свои ключевые экономические функции, такие как распределение ресурсов и сокращение риска, а также проведение платежей.

В последние годы большое число центральных банков экономически развитых стран стало официально отчитываться за финансовую стабильность. Первым функцию стабилизатора финансового сектора на себя взял в 1996 г. известный новатор «центробанковского дела» - Банк Англии. В 2001-2003 гг. финансовая стабильность вошла в круг задач денежных властей Франции, Канады, Испании, Австрии и других стран. В 2002 г. Банк Англии первым из центральных банков назначил финансовую стабильность наравне с ценовой стабильностью одной конечных целей денежнокредитной политики.

В законодательстве стран СНГ цель финансовой стабильности прописана лишь в качестве дополнительной, неглавной, призванной создать необходимые условия для «стабильности, ликвидности, платежеспособности банковского сектора, а также эффективных платежно-расчетных систем». Среди стран бывшего СССР цель финансовой стабильности не имеют только Латвия, Литва и Молдова.

Независимые среди независимых

Независимость денежных властей является одним из главных факторов эффективности их деятельности. Оказалось, что между независимостью центрального банка и инфляцией существует вязь. Первые международные исследования, проведенные еще в начале 1990-х гг., выявили у промышленно развитых стран четкую обратную пропорцию между степенью независимости и уровнем инфляции. Чем больше первая, тем меньше вторая.

Больше независимости - меньше инфляции, больше инфляции - меньше независимости

Для развивающихся стран картина иная. Те же исследования не зафиксировали в этих государствах явной обратной связи между независимостью и инфляцией. Ради объективности стоит сказать, что в некоторых последующих исследованиях круг основных причин, влияющих на инфляцию, был расширен, в результате чего взаимосвязь инфляции и независимости центробанка существенно ослабла. Сегодня заметное число экономистов скептически относится к идее взаимосвязи инфляции и независимости денежных властей. Правда, они не предлагают альтернативного взгляда на проблему, поэтому научные и деловые круги в целом, по-прежнему, ратуют за независимость центрального банка.

В таблице 4 приведены индексные оценки независимости по результатам анализа 20 центральных банков. Ведущие места заняли европейские центральные банки, включая Центральный банк еврозоны и Финляндии, а также банки Швеции, Венгрии и Швейцарии. Банк России не попал в первую двадцатку (он занимает 27-е место), набрав число баллов, сопоставимое с ФРС США и Банком Мексики. Таким образом, Банк России входит в круг слабо независимых центральных банков. Источниками его слабости выступают кадровая автономия, самостоятельная разработка денежно-кредитной политики и косвенное финансирование дефицита государственного бюджета.

Прозрачные, не очень и совсем закрытые

Обратной стороной независимости центробанка является его транспарентность и ответственность. Денежные власти должны раскрывать информацию в следующих направлениях:

  • цели и количественные ориентиры денежно-кредитной политики;

  • стратегия и тактика денежнокредитной политики, механизм и процедуры принятия решений;

  • экономические данные, модели и прогнозы, используемые при принятии решений;

  • информация о вмешательстве центрального банка на денежном рынке (интервенциях) и финансовой поддержке банков;

  • результаты и эффекты политики, а также ошибки и издержки регулирования.

Разъяснение и опубликование сведений, касающихся политики банка, существует во всех развитых странах. Например, в США принято публиковать протоколы заседания Федерального комитета по операциям на открытом рынке, который, в частности, принимает решения об изменении краткосрочной процентной ставки. Кроме того, глава ФРС США регулярно выступает с отчетом перед Конгрессом.

В таблице 3 приведено сопоставление информационной политики Банка России и ведущих центральных банков. Как можно заключить, отечественные власти значительно уступают по информационной открытости и транспарентности своим зарубежным коллегам. Банк России предпочитает общаться с рынком письменно через отчеты и публикации или в рамках формальных мероприятий, таких как слушания в Государственной Думе. Денежные власти ограничиваются брифингами в периоды нестабильности или для разъяснения своей позиции, они не проводят самостоятельных пресс-конференций, целевые группы официально не приглашаются на встречи в Центробанк, образовательная деятельность минимальна. Засекреченными также остаются собрания совета директоров Банка России, он не раскрывает свои экономические модели, и об исследовательской работе, которую он проводит, можно судить только по случайным статьям в специализированной прессе.

Банк России входит в число слабо независимых центральных банков

Демократически ответственный центробанк

Как и независимость, ответственность любого центрального банка оценивается с помощью индексов, например индекса демократической ответственности центрального банка, разработанного группой специалистов Центра экономических исследований Тилбургского университета (Нидерланды) в 1998 г. Все оценки индекса суммируются по категориям, а затем складываются, в результате чего значение индекса может варьироваться от 0 до 13. Автор провел индексную оценку ответственности 35 центральных банков. Банк России получил оценку наравне с центральными банками стран Европы, включая Европейский центральный банк. Наш Центробанк - на 7-м месте.

Сергей Моисеев, директор Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии, к. э. н.
Поделиться:
 

Возврат к списку