Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Как вам у нас в России?На вопросы НБЖ отвечают ведущие иностранные банки

1.Есть ли разница для банка - работать в качестве филиала или в качестве дочерней структуры?

2.Каковы основные отличия российских правил и норм банковской деятельности от общепринятых в развитых странах?

3.Насколько серьезную поддержку бизнесу дочернего банка в России оказывает бренд материнской компании?

4.Какие сегменты российского рынка банковских услуг наиболее перспективны и интересны для Вашего банка?

Известный бренд предпочитают за «крутость»


Илкка Салонен, председатель правления Международного Московского Банка

1.С точки зрения материнской структуры, различия относятся скорее к области администрирования, чем бизнеса. Если нет ограничений для банков в отношении трансграничного заимствования и кредитования, портфели могут находиться там, где это наиболее выгодно для группы (если мы говорим о крупных игроках). Конечно, гораздо меньше «головной боли» возникает при управлении ростом филиала. С другой стороны, эти проблемы могут быть решены достаточно оперативно и в дочерней структуре. Картина меняется, если трансграничное движение капитала строго регламентировано и существуют ограничения для роста банков с иностранным капиталом (например, устанавливается квота участия иностранного капитала в национальной банковской системе).

2. Российские стандарты финансовой отчетности отличаются от международных. Имеется специфика и в правилах, устанавливаемых для банков Центральным банком РФ. Однако в общем и целом я не вижу в них особых отличий от свода банковских правил и норм, существующих в любой другой стране. В этом отношении у России становится все больше общего с другими странами.

3. Наш опыт показывает, что узнаваемый иностранный бренд, по крайней мере, для физических лиц означает надежность и отличное качество. В 2001 г., когда происходило слияние ММБ с филиалом Банка Австрия в Москве путем поглощения последнего, некоторые клиенты обратилась с просьбой оставить им банковские карты с названием «Банк Австрия», потому что оно звучит «круче».

4. Мы стараемся строить взаимоотношения со всеми нашими клиентами, будь то компании или физические лица, на долгосрочной основе. Следовательно, мы должны быть готовы оказывать клиентам те услуги, которые им необходимы. Я думаю, что кредит как был, так и остается самым востребованным продуктом, особенно у средних предприятий и физических лиц. Что касается кредитования физических лиц, то полагаю, что ипотека будет хитом сезона. Вполне вероятно, что станут более востребованы элементы private banking. Для крупных корпораций приобретут актуальность продукты управления ликвидностью.

Наши кредиты частным лицам за год удвоились


Йоханн Йонах, председатель правления Райффайзенбанка

1.Основная разница между филиалом и дочерней структурой заключается в том, что филиалы иностранных банков работают в соответствии с банковским законодательством и нормами регулирования центральных банков тех стран, где расположены их головные офисы. В случае России Центральный банк и финансовонадзорные службы считают необходимым иметь максимально полный контроль над деятельностью банковского сектора, поскольку качество работы банковской системы оказывает значительное влияние на функционирование экономики.

2.Учредителем ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» в России является группа «Райффайзен»: лидирующая банковская группа не только в Австрии, но и в Центральной и Восточной Европе. В банковскую группу входят 16 дочерних банков, лизинговые и управляющие компании, негосударственные пенсионные фонды; 9,2 млн. клиентов обслуживаются в более чем 2400 отделениях по всему миру.

На мой взгляд, в России клиентам важно осознавать, что в случае финансового кризиса материнская компания поддержит банк. Так, Райффайзенбанк пришел в Россию в 1996 г., а в 1998-м случился кризис. Не скрою, и мы пострадали. Некоторые иностранные банки в тот момент ушли с рынка, а мы решили остаться и работать. Потому что нельзя было просто так уйти из России. Известно, что Россия - одна из самых многообещающих и быстрорастущих регионов в мире. Россия нуждается в инвестициях и соответственно, может дать банкам больше доходов. Тем более что у Австрии издавна сложились хорошие, привилегированные отношения с вашей страной. Важно, что головная структура нас поддерживала тогда и поддерживает сейчас, что говорит о зрелости и правильном подходе банковской группы «Райффайзен».

3. Все банки группы «Райффайзен» начинали как сугубо корпоративные банки, со временем в связи с увеличением роли розничного бизнеса это менялось. То же самое мы наблюдаем в России. Исторически наш банк начинал работать с крупной клиентурой. Сейчас в Райффайзенбанке обслуживается около 3700 корпоративных клиентов, и доля компаний среднего бизнеса за последние 3-4 года значительно выросла. В настоящее время банки, в том числе с иностранным капиталом, активно выходят на рынок финансирования малого и среднего бизнеса. Активность в этой сфере обусловлена высокой диверсификацией кредитных рисков и положительной динамикой развития данного сегмента на рынке, а также потенциально более высокой доходностью по кредитным продуктам. Если мы хотим увеличивать число кредитов, то необходим и рост объема депозитов. Причем как в сегменте работы с частными клиентами, так и с корпоративными. Кредиты и депозиты - это два столпа, на которых должен стоять любой коммерческий банк. Мы активно развиваем как корпоративный, так и розничный бизнес. В конце 2005 г. у нас обслуживалось более 227 тыс. частных клиентов. Если говорить об итогах работы Райффайзенбанка, то портфель кредитов, выданных частным лицам, на начало января 2006 г. составил порядка 20 млрд. руб., таким образом за год увеличившись почти вдвое (с 10 млрд. в январе 2005 г.).

Мы не имеем права на ошибку


Наталья Николаева, вице-президент Ситибанка

1.На данном этапе для Ситибанка не имеет значения, в какой форме работать - как филиал или как дочерняя структура. Банк работает в России более 12 лет в форме дочерней структуры «Ситигруп». Работая в качестве филиала можно опираться на капитал материнской компании, не имея своего. Негативная сторона этого вида собственности - неограниченная ответственность по обязательствам филиала у материнской компании.

2.Банковское регулирование в России отличается от регулирования в других странах. Много внимания уделяется отчетности.

3.Несомненно, международная известность бренда «Ситигруп» дает нам возможность развиваться более высокими темпами, а опыт нашей компании в других странах - первыми выводить на рынок новые продукты и услуги. Но, с другой стороны, такая популярность бренда несет в себе и ряд подводных камней. Мы не имеем права на ошибку. Наши клиенты в России в праве ожидать от нас того же уровня сервиса и обслуживания, как и на других рынках, в том числе западных, где банк работает уже несколько десятков лет.

4.Одна из основных задач Ситибанка - как в корпоративном, так и в розничном направлении - предложить нашим клиентам максимально широкий спектр банковских продуктов и услуг. Сегодня клиент не хочет обращаться в пять разных банков, чтобы получить пять разных продуктов. Поэтому в Ситибанке для клиента доступны и кредитные карты, и кредит на любые нужды, и различные инвестиционные продукты, в том числе индексируемые депозиты, и возможность вкладывать деньги в зарубежные рынки. В ближайшее время мы планируем предложить ипотечное кредитование, а в начале февраля Ситибанк запустил уже второй кобрендинговый продукт - кредитную карту Ситибанка Miles & More.

Владимир Брюков
Поделиться:
 

Возврат к списку