Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Синица в руках уже естьУзаконены новые финансовые инструменты

На исходе 2005 г. были приняты поправки в законы «О рынке ценных бумаг», «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Поправки в Закон «О рынке ценных бумаг» касаются новых финансовых инструментов, часть которых облегчит банкам процесс управления рисками. Однако работа над законом будет продолжена и в 2006 г. Предстоит обсуждение поправок депутатов Владислава Резника, Анатолия Аксакова и члена Совета Федерации Сергея Васильева, предусматривающих упрощенную процедуру эмиссии краткосрочных облигаций.

Больше всего внимания было уделено правительственному законопроекту, по которому с 1 января 2007 г. минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков и небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка, будет установлен в сумме рублевого эквивалента Є5 млн. Принятый в первом чтении, законопроект имеет «дедушкину оговорку». Она позволяет действующим банкам, у которых собственные средства не дотягивают до указанной планки, работать и дальше, но с условием: их капитал впоследствии не должен уменьшаться. В случае нарушения банк лишится лицензии.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ 2005-го

Подписаны Президентом законы:

«О внесении изменения в статью 47 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Приняты Госдумой законы, в третьем чтении:

«О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг« (в части дополнения новыми видами облигаций);

«О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (в части создания правовых условий для осуществления первоначального публичного размещения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции).

Приняты во втором чтении:

«О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и статья 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (в части повышения с 2 до 10% уровня достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций).

Приняты в первом чтении:

«О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» (в части уточнения порядка формирования кредитных историй);

«О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» (в части исключения избыточных и дублирующих функций Федеральной службы по финансовым рынкам);

«О внесении изменений в Федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в части установления минимального размера собственных средств (капитала) для действующих банков в сумме рублевого эквивалента Є5 млн.).

«Российское финансовое право молодое. Если кто-то скажет, что у нас всегда было финансовое право, он, как минимум, слукавит. Его у нас не могло быть в силу того, что до начала 90-х годов во внутренней экономике было три с половиной финансовые услуги (страхование, расчеты в банках и вклады)».
Виктор Плескачевский, председатель Комитета Государственной Думы по собственности

МНЕНИЕ ДЕПУТАТОВ

Анатолий Аксаков, заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам

Позиции наших банков укрепляются

Урегулирование проблем новых финансовых инструментов, в частности облигаций - поможет укрепить позиции российских банков в конкуренции с иностранными. Появляется возможность выпускать облигации, обеспеченные денежными правами требования. Для банков это важно, поскольку для них главный актив - кредит. С принятием закона банки смогут формировать пулы кредитов и под их обеспечение выпускать облигации. Предстоит еще предпринять шаги, направленные на секьюритизацию активов. Надо сделать так, чтобы банки могли этот актив продавать некоему специальному юридическому лицу, которое могло бы под обеспечение актива выпускать ценные бумаги. Поскольку повышаются требования по достаточности капитала, банки могли бы освобождать свои балансы, т. е. упрощать возможность пополнения норматива достаточности. Решается и другая проблема. Так как выпущены ценные бумаги, значит, привлекаются деньги с рынка капиталов. И банк получает дополнительные ресурсы для кредитования. Раньше это делали за рубежом через разные схемы. Теперь можно будет делать в России и по российским законам.

Во втором чтении принят законопроект, упрощающий процедуру IPO в рамках России. Мы сделали большой шаг навстречу эмитентам, чтобы они больше размещали у нас в стране, а не на Лондонской бирже, как это происходит сейчас. Естественно, мы будем предлагать какие-то меры, ограничивающие возможность размещения на зарубежных площадках, но они будут носить больше экономический, нежели административный характер.


Сергей Глазьев, депутат Госдумы

ЦБ не работает как кредитор последней инстанции

Идея ужесточить требования к собственному капиталу создаваемых банков вызывает сомнение. Говорят, что это якобы позволит повысить устойчивость банковской системы. Я понимаю стремление денежных властей избавиться от карманных банков, тех или иных структур, которые могут дестабилизировать финансовую ситуацию в стране. Но сводить все к величине банков - большое упущение. Тем самым сужаются возможности региональной банковской системы, хозяйствующих субъектов. Повсюду за рубежом действует огромное количество малых кредитных институтов. И никто там не ведет кампанию по укрупнению банков. У нас же это тянется уже много лет. Возникает ощущение (надеюсь, оно неверное), что это лоббирование интересов крупнейших московских банков, которые постепенно поглощают региональные банки.

Почему перед банками ставится задача увеличения собственного капитала, а перед структурами, которые будут собирать коммунальные платежи, - нет? Они будут оперировать сотнями миллионов рублей, требование же минимального собственного капитала для них остается прежним - 10 тыс. руб. Явных дыр, где требуется укрупнение масштаба экономической деятельности, много, но почему-то все сводится к одному - укрупнению коммерческих банков. Вопрос, мне кажется, достаточно надуман, а риск дестабилизации банковской системы велик. В этом убедил банковский кризис в Московской области, когда разорилось немало строительных организаций. Люди остались без денег и без квартир.

Любое вмешательство государства в столь деликатную сферу, какой является банковская, чревато разного рода неприятными последствиями, за которые, к сожалению, никто не отвечает.

Причина в том, что руководство ЦБ не делает ничего, чтобы реально повысить надежность нашей банковской системы. Нужны механизмы рефинансирования коммерческих банков, кредитующих производственную деятельность. А оттого, что вместо 20 мелких банков появится один крупный, лучше не будет. ЦБ не работает как кредитор последней инстанции. Из-за этого периодически возникают кризисы ликвидности. В ситуации, когда очень много денег в экономике, предприятиям не хватает средств для латания дыр, возникает, по сути, искусственное банкротство.

Виктория Горелова
Поделиться:
 

Возврат к списку