Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Несиловой мониторингФСФМ ставит на "безнал"

НБЖ: Виктор Алексеевич, сегодня Россия активно участвует в международной борьбе с отмыванием преступных капиталов и финансированием терроризма. Однако, по заявлениям ряда политиков, к нам предъявляются завышенные требования. В чем это выражается и чем вызвано?

В. Зубков: Для начала следует обратиться к событиям июня 2000 г., когда ФАТФ включила Россию в «черный список» - перечень стран и территорий, не сотрудничающих в рамках борьбы с отмыванием преступных доходов. Причиной для этого было отсутствие соответствующего законодательства, а также уполномоченного органа.

Однако в результате большой работы по созданию системы противодействия преступным доходам уже в октябре 2002 г. Россия была исключена из списка, а в июне 2003 г. стала полноправным членом ФАТФ. Хотел бы подчеркнуть, что эта структура строго и избирательно подходит к приему в свои ряды. В настоящее время ее членами стали только 31 страна и две международные организации.

Российская система дважды подвергалась проверке ФАТФ: сначала перед исключением из «черного списка», а затем - перед вступлением в эту организацию. При принятии России в ФАТФ использовалась новая методология оценки, разработанная совместно с Всемирным банком и МВФ и основанная на новых рекомендациях ФАТФ, ставших уже международным стандартом. В 2004 г. был утвержден ее окончательный вариант, учитывавший опыт оценок в ряде стран, в том числе и в России. Поэтому впечатление, что к России предъявлялись завышенные требования, не соответствует действительности.

Россия принимала также участие в разработке новых рекомендаций ФАТФ и окончательной версии методологии оценки. Сейчас она применяется ко всем странам, признана Всемирным банком и МВФ.

НБЖ: У нас принята американская схема борьбы с преступными капиталами, при которой банки обязаны сообщать обо всех операциях свыше определенной суммы. Чем был обусловлен выбор такой системы?

В. Зубков: Российская и американская системы построены по одному принципу, который в свое время был разработан международным сообществом. Один из его элементов заключается в том, что на финансовые институты возлагается обязанность предоставлять специализированному органу определенную информацию. Такой принцип соблюдается во всех государствах, которые уже построили или создают своею антиотмывочную систему.

Различие заключается прежде всего в критериях отбора информации. К примеру, в американской системе предусмотрено представление сведений по операциям, вызывающим подозрения, а также по операциям с наличностью на сумму свыше $10 тыс. В российской же системе законодательно закреплены критерии, при которых информация представляется в обязательном порядке. Одним из них является сумма операции - 600 тыс. руб. и более - или ее эквивалент в иностранной валюте. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ содержит перечень видов операций, информация о которых подлежит обязательному представлению в уполномоченный орган. Сведения представляются при одновременном соблюдении двух критериев: суммы и вида операции, перечень которых приведен в законе.

Кроме того, законом предусмотрено представление информации в том случае, если у работников организации возникли подозрения, что такая операция осуществляется с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

НБЖ: Ежедневно ФСФМ получает от банков тысячи сообщений об операциях, которые кажутся подозрительными. Насколько служба способна оперативно обработать такой поток информации? Какая доля полученных сведений ложится в основу конкретных дел? Какое количество дел доходят до суда?

В. Зубков: При обработке и анализе поступающей в Росфинмониторинг информации используются современное техническое оборудование и программные средства, а также опыт и знания экспертов, что позволяет оперативно обрабатывать поступающие сведения.

Хотелось бы отметить, что по официальным данным за 2004 год, в финансовую разведку США поступило около 15 млн. сообщений, в Росфинмониторинг - свыше 1 млн. При этом количество сообщений в электронном виде в Росфинмониторинге составляет 95%, а в финансовой разведке США - только 11%.

Из общего объема поступающих сведений часть идет в углубленную проработку. Так, например, в 2005 г. проведено почти 5 тыс. финансовых расследований. По их результатам около 2700 материалов по операциям на общую сумму 613 млрд. руб. направлено в правоохранительные органы.

В настоящее время в производстве Росфинмониторинга находится ряд крупномасштабных схем отмывания денег, из них часть передана в правоохранительные органы. По ним возбуждены уголовные дела и проводятся следственные мероприятия. Понятно, что из этих дел только часть доходит до суда. Что касается дел, поступивших в суды, то за шесть месяцев минувшего года по ст. 174 УК РФ было осуждено 49 человек, по ст. 174.1 УК РФ - 109 человек.

НБЖ: В ряде случаев добывание документов, изобличающих фирмы в нелегальных операциях, превращается в силовые операции против банков. 2005 год дал много таких примеров. Не собирается ли власть изменить методы добывания улик, сделать так, чтобы при защите законности не наносился ущерб тем, кто закон не нарушает? Согласитесь ли вы с тем, что госчиновники, в том числе и в правоохранительных ведомствах, должны нести ответственность за ущерб, нанесенный их действиями?

В. Зубков: Росфинмониторинг не является ни силовым ведомством, ни субъектом оперативно-розыскной работы и не проводит силовые операции. При этом Законом № 115-ФЗ предусмотрено, что вред, причиненный физическим и юридическим лицам незаконными действиями уполномоченного органа или его работниками в связи с выполнением уполномоченным органом своих функций, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством.

Кроме того, работники уполномоченного органа при исполнении закона обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с профессиональной деятельностью, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи, и несут установленную законодательством ответственность за их разглашение.

Что касается ответственности сотрудников правоохранительных органов, то в соответствии Законом № 1026-1 «О милиции» за противоправные действия или бездействие сотрудники милиции несут установленную законом ответственность. Вред, причиненный гражданам и (или) организациям сотрудником милиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В 2005 году проведено почти 5 тысяч финансовых расследований, около 2700 материалов направлены в правоохранительные органы

НБЖ: В отличие от традиционных отмывочных операций, когда наличные, полученные от преступного бизнеса, вносятся на банковские счета, в России более распространен обратный процесс, когда деньги из безналичного оборота переходят в наличный. Учитывает ли ФСФМ в своей работе эту особенность? Что необходимо сделать для снижения объемов наличного оборота?

В. Зубков: Безусловно, мы учитываем в своей работе эту особенность. Росфинмониторинг видит и выявляет схемы обналичивания, поскольку операции с наличными денежными средствами - также предмет нашего контроля. Вместе с тем, я считаю, что следует активнее развивать систему безналичных расчетов, что, в частности, предусмотрено Стратегией развития банковского сектора до 2008 г.

Игорь Пономарев
Поделиться:
 

Возврат к списку