Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Проверка на прозрачностьСила не наездах, а в информации

НБЖ: Г-н Фокс, не могли бы вы оценить эффективность существующей системы, которая препятствует отмыванию денег во всем мире?

У. Фокс: Организация по борьбе с финансовыми преступлениями участвует в группе «Эгмонт», объединяющей подразделения финансовой разведки, с момента ее создания. Группа «Эгмонт» устанавливает стандарты того, как могут и должны действовать подразделения финансовой разведки во всем мире. Сегодня эти органы пришли к полному взаимопониманию в том, что ценность информации возрастает во много раз, если она быстро поступает тем, кто в ней нуждается и может ее использовать.

То, что сделали такие международные органы, как ФАТФ, во многом способствовало установлению в странах режимов противодействия отмыванию, началу регулирования деятельности неформальных банковских систем. На местах стали собирать информацию об отправителях электронных переводов в другие страны, замораживать и конфисковывать средства фондов, причастных к террористической деятельности, объявили финансирование террористов уголовным преступлением, а также призвали к бдительности в отношении благотворительной деятельности. Эти усилия способствуют становлению более безопасной и более прозрачной мировой финансовой системы.

НБЖ: Многие страны создали свои системы противодействия отмыванию по образцу той, что действует в Соединенных Штатах. Не могли бы вы рассказать об основных целях и методах работы финансовой разведки США?

У. Фокс: Организация по борьбе с финансовыми преступлениями является подразделением Министерства финансов США и национальным органом финансовой разведки. Мы обеспечиваем действенность Закона о банковской тайне, который устанавливает режим борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в Соединенных Штатах. Наша задача - защитить финансовую систему страны от финансовых преступлений, в том числе от финансирования терроризма, отмывания денег и иной нелегальной деятельности.

Мы достигаем этих целей за счет:

  • установления и поддержания порядка, при котором финансовые учреждения фиксируют подозрительную активность и сообщают о ней;

  • анализа информации от финансовых учреждений и обеспечения ее доступности для правоохранительных органов;

  • создания глобальной сети сотрудничества с нашими партнерами, органами финансовой разведки в других странах.

НБЖ: Террористические группы часто финансируются через национальные, культурные и религиозные благотворительные организации. В этом случае становится важно отделить криминальные средства от некриминальных. Как это решается в США?

У. Фокс: Соединенные Штаты считают, что благотворительные организации сами обязаны позаботиться, чтобы их деятельность не использовалась лицами, которые намереваются через них финансировать террористов. Входящий в министерство финансов департамент по вопросам терроризма и финансовой разведки, которому подчиняется финансовая разведка США, является тем учреждением, которое обеспечивает проведение политики противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Управление по вопросам терроризма и финансовой разведки публикует основные направления своей политики на собственном web-сайте.

НБЖ: Как бы вы оценили роль контроля над доходами или расходами в борьбе с отмыванием денег и финансированием террористической деятельности?

У. Фокс: Если я правильно понял ваш вопрос, то речь идет о российской практике. Мы не считаем, что контроль над доходами или расходами необходим для борьбы с отмыванием денег или финансированием террористической деятельности. Ключевым фактором в борьбе с ними является информация, и мы считаем, что разумные меры, направленные на выявление и информирование о подозрительной деятельности, хорошо срабатывают, когда речь идет об обеспечении правительств необходимыми инструментами для ведения борьбы.

КСТАТИ...

Аресты и конфискации
Число людей, арестованных в США по подозрению в отмывании «грязных» денег и в других финансовых преступлениях, по данным «Интерфакса», увеличилось с 2003 по 2005 г. на 28%, сообщается в официальном докладе на эту тему. Количество задержанных возросло с 1224 до 1567 человек. Как сообщила директор Службы иммиграции и таможен США Джули Майерс, в последние три года у нарушителей закона, совершавших нелегальные транзакции, удалось конфисковать около $477 млн.

«Интерфакс»

НБЖ: В России система борьбы с отмыванием была построена по американскому образцу. Утверждают, что объем информации, отправляемый банком в контролирующее учреждение, значительно превышает его возможности по ее обработке. Должны ли методы контроля в разных странах меняться в зависимости от местных условий?

У. Фокс: Каждая страна должна принимать во внимание национальные особенности и возможности как при определении мер борьбы с отмыванием, так и обработки информации, присылаемой в орган финансовой разведки. Если предположить, что орган финансовой разведки не может эффективно обработать объем информации, полученный из финансовых учреждений, то это должно рассматриваться как проблема техники, а не информирования. В Соединенных Штатах Америки подходят к этой проблеме путем использования математического компьютерного обеспечения для эффективного анализа данных. Надо продолжать сообщать о всех подозрительных случаях, поскольку это может оказаться полезным для будущих расследований и способствовать органам финансовой разведки, проводящим анализ, который может затронуть как Россию, так и другие страны.

Мы не считаем, что контроль над доходами или расходами необходим для борьбы с отмыванием денег или финансированием террористической деятельности

НБЖ: Эффективность контроля зависит от того, какая часть денег вовлечена в безналичный оборот. В России по ряду причин доля наличного обращения очень велика. Не кажется ли вам, что следует учитывать этот факт, имея дело с Россией?

У. Фокс: Для нас целью утверждения режима борьбы с отмыванием «грязных» денег и финансированием терроризма является финансовая прозрачность. Безопасная, транспарентная мировая финансовая система критически важна для глобальной безопасности и, в конечном счете, полезна для бизнеса. Проблема наличных расчетов в том, что они непрозрачны. Одна из главных целей любой структуры противодействия отмыванию заключается в предотвращении преступного использования национальной финансовой системы. На деле это означает, что полученные в результате преступной деятельности средства в наличной форме или в виде других монетарных инструментов не должны попадать в банки и другие финансовые учреждения. Всем странам следует изучить возможности принятия мер контроля над отмыванием, которые были бы нацелены на наличные деньги и другие виды монетарных инструментов, включающие средства, полученные криминальным путем. Важна не форма, какую обретают полученные средства. Внимание должно быть направлено на применение превентивных мер для защиты финансовой системы от всех форм преступного использов

Игорь Пономарев
Поделиться:
 

Возврат к списку