Аналитика и комментарии

07 июня 2006

След банка на стене Стиль работы и фирменный знак - не враги друг другу

Рекламная пестрота городских улиц оглушает до желания вообще не смотреть по сторонам. Такое впечатление, что идет соревнование между получившими свой кусок места на стене: кто круче, кто креативней. Неудивительно, что яркие световые короба на фасадах банковских офисов мало отличаются от вывесок магазинов молочных продуктов: и тем и другим полюбилось сочетание сине-голубого с белым...

У каждого банка есть свое имя и свой стиль работы, а рынок услуг и клиент общие. Конкуренция заставляет выделять свой образ (брэнд), отличный от других. И вот тут понадобился фирменный стиль.

Например, наш отечественный чемпион по частным вкладам Сбербанк в былые времена о дизайне не беспокоился. Однако в последние годы банк «зазеленел», отстроил офисы, придал евроантураж своим многочисленным отделениям. Его зелененькую вывеску и марку знают все и ни с чем никогда не спутают - старый брэнд. Он почему-то внушает доверие и, несмотря ни на что, - спокойствие.

Поначалу элементы фирменного стиля молодых банков шли бок о бок с бурно развивавшейся рекламой, нередко безвкусной, спорной и подражательной, а зачастую помпезной и дорогостоящей.

Правда, некоторые новые банки заказывали себе неплохо снятые рекламные ролики, косвенно создающие иллюзию древности банка, иллюстрируя как в машине времени, эпизоды древних эпох или археологических находок.

Но все же подавляло количество безвкусных розовых сюжетов про новую красивую жизнь. С тех пор страна пережила не один финансовый кризис, и не один банк канул в Лету. А фирменный стиль остался,по своей сути, тем же, чем он был всегда - неотъемлемой частью, формирующей брэнд любого предприятия.

В работе над стилем важны психологические нюансы. Мне кажется, что поиски конкретного лица как символа банка неприемлемы. Образ должен быть устойчивым, успокаивающим, стабильным. В этом смысле, растения, зверюшки и минералы безопасней.

То, что фирменная бумага по цвету и фактуре не должна напоминать туалетную, наверное, понятно.

Все компоненты фирменного блока должны быть адекватны формулируемой идее. Замечу, что успешным банкам с давно существующей фирменной символикой и имеющим брэнд, по-моему, вообще не стоит что-либо менять, просто из-за того, что так советует «пиарщик».

Золотого цвета должно быть немного, иначе это будет отдавать галантереей или «самоварным золотом»

На мой взгляд, решающий компонент фирменного стиля - цвет. Именно в нем зашифрованы секреты воздействия, гармонии и контрастов: свет и тьма, холод и тепло, пространство, выразительность и впечатления. Есть традиционные представления дизайнеров о цветах в создании фирменного банковского стиля: серый - технологичность, инновации, пластиковый бизнес; бордовый - клубный цвет, традиции; цвет слоновой кости - изысканность, вкус.

У меня самого финансовая и банковская деятельность ассоциируется с цветом сукна ломберного стола, известными всему миру «зелеными бумажками», остроумно прозванными «капустой», цветом «трешек» советского периода, а также, известному по историческому костюму, цвету зеленых мундиров чиновников финансового департамента и зелеными абажурами настольных ламп. Может быть, поэтому зеленый как фирменный цвет банка воспринимается органично.

Может быть интересным сочетание глубоких темных тонов цвета с изысканно тонким графическим золотым узором. Сочетание зеленого с золотом или желтым естественно, но желтого (золотого) должно быть поменьше. Золотым цветом вообще надо пользоваться осторожно. Дорогого должно быть немного, иначе это будет отдавать галантереей или «самоварным золотом».

Нужно еще помнить и о значении цвета на языке геральдики, где золото - богатство, сила, верность, чистота, постоянство; серебро невинность; голубой - величие, красота, ясность; красный - храбрость; черный - скромность, образованность, печаль; пурпуровый достоинство, сила, мужество; зеленый - надежда, изобилие, свобода.

Банковских «зверюшек» уже много, особенно в регионах. Образ зверей или растений-долгожителей, не говоря уже о минералах, которые живут вечно, может быть мастерски встроен дизайнером в фирменный блок банка.

Особая профессиональная сфера - создание слогана. В нем, как в девизе, акцентируется идея, например: «Мы любим деньги и хотим, чтобы у вас их стало больше». Важно, чтобы этот компонент разрабатывался одновременно в синтезе с товарным знаком, а то и раньше его. Примеры включения слоганов в фирменный стиль банков России есть. Смущает, что в некоторых случаях используются выражения из Библии и других хорошо известных текстов, которые могут быть восприняты двусмысленно.

КСТАТИ...

По данным газеты «Ведомости», БИНБАНК потратил около $100 тыс. на исследования и еще около $70 тыс. на составление так называемой «книги фирменного стиля», регламентирующей все правила его использования. Инвестбанку «Траст» разработка брэнда и логотипа обошлась не дороже $500 тыс., а нацбанк «Траст» заплатил в три раза меньше. РОСБАНК и БИНБАНК обновляют свои офисы, меняя в них конфигурацию помещений. БИНБАНК собирается потратить на эти цели около $1 млн., а у РОСБАНКа счет идет на десятки миллионов долларов.

АЗБУКА

У фирменного стиля слагаемых много:

  • товарный знак (торговая марка);

  • логотип (графическое решение буквенного или словесного товарного знака);

  • фирменная надпись (графическое изображение названия предприятия само по себе или в сочетании с товарным знаком);

  • фирменные цвета (цветное изображение товарного знака, логотипа, фирменной надписи, используемое в документации, рекламе, сувенирах, одежде служащих, транспорте, среде и т. д.);

  • фирменная бумага, иные материалы для фирменной и рекламной продукции и полиграфии (необходимо учесть качество, цвет и фактуру);

  • лицо фирмы (актер, известное лицо, привлекательное лицо, образ из фауны, флоры, минералогии, явления природы и т. д. - рекламный образ).

Сюда же можно смело добавить слоган (рекламный лозунг, девиз, краткая формулировка идеи-креатива) и музыкальную тему (в видео-, аудио-рекламе, сопровождение рекламного шоу и т. п.).

Понятно, что сколько бы клиент ни любовался рекламой и интерьерами банка, выбор его определит живой контакт с представителем банка.

Положим, фирменный наряд сотрудников не компенсирует отсутствия воспитания, а знание таинств дебета и кредита не заменит любезной предупредительности. Однако стильная одежда банковских служащих «по ту сторону стойки» поможет клиенту сразу обратиться в нужное окошко. Состоятельные банки могут позволить себе обеспечить служебный персонал фирменной стильной одеждой: жилетки, галстуки, беджи, сорочки, блузы, пиджаки, элементы фирменного стиля на нагрудных карманах блуз, жилетов, пиджаков - чисто и строго, а можно ограничиться выбором фирменной цветовой гаммы, фасоном одежды персонала в сочетании со значком или эмблемой фирмы.

Создавая образ предприятия, популяризируя его, фирменный стиль помогает поддерживать имидж фирмы, позволяет сотрудникам гордиться своим местом работы. Поэтому и производственный стиль работы самого предприятия должен быть фирменным, добросовестным, а значит и успешным, а хороший дизайн лишь подчеркнет его достоинства.

ЭКСПРЕСС-ОПРОС

По просьбе НБЖ двадцать пять тележурналистов, чье отношение к видеоинформации носит профессиональный характер, назвали по три банка, эмблемы (логотипы) которых им запомнились больше всего. Ответы составили таблицу. В ней коэффициент запоминания является отношением обратной суммы мест (от 1 до 3), полученных банком, к числу опрошенных.

КСТАТИ...

Почему БИНБАНК пошел на ребрэндинг

Текст: Михаил Ханов, директор Департамента маркетинга БИНБАНКа

Если вчера финансовые компании конкурировали друг с другом в создании продукта и его цене, а сегодня - в качестве предоставляемых услуг и уровне обслуживания, то завтра в банковском секторе наступит эпоха конкуренции брэндов. Чтобы сохранить лидерство, недостаточно меняться вместе с рынком. Необходимо предвосхищать трансформацию ментальности клиентов, соответствовать их меняющемуся представлению о том, как должен выглядеть банк, как называться, какой у него должен быть логотип. Именно поэтому руководство БИНБАНКа в 2005 г. приняло решение о пересмотре принципов позиционирования банка и об изменении брэнда.

Мы изменили основные элементы фирменного стиля: фирменный знак и логотип. Наш новый фирменный знак - это правильный шестиугольник, в который вписано стилизованное изображение чайки, центральный элемент старого логотипа. Шестиугольник придает знаку свойства надежности и уверенности, с одной стороны, и динамичности - с другой. Изображение чайки символизирует свободу, полет мысли. Основные цвета нового знака - темно-синий и голубой. Темно-синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, придает знаку глубину и основательность. Голубой создает атмосферу безопасности и доверия. Изменилось также написание названия банка - исчез дефис, шрифт стал более четким и строгим. Одновременно с изменением фирменного стиля происходит обновление позиционирования БИНБАНКа. Его цель - закрепить имидж банка, ориентированного на клиента, авторитетного лидера банковской отрасли и предпочтительного партнера.

Многое изменится и в оформлении офисов БИНБАНКа. Заботясь о наших клиентах, мы провели серьезную работу по определению оптимальной конфигурации помещений, а также принципов деления залов обслуживания на зоны: ожидания для клиентов, обслуживания, Автоматизированного Банковского Офиса. Изменятся также принципы общения и консультирования клиентов: мы отказываемся от вертикальных клиентских стоек, консультации будут проводить операционисты за отдельными столами один на один с клиентом.

Борис Бедросьян, член Союза дизайнеров
Поделиться:
 

Возврат к списку