Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Время выбирать школу

Дешево хорошо не бывает?

Мы привыкли не очень-то доверять государству с его бесплатным сыром. Люди с доходами хоть чуть-чуть выше среднего уже не ведут ребенка лечиться в районную поликлинику и за версту обходят облупленные фасады дворовых школ. Мол, что там может быть хорошего, у этого государства, когда телевидение каждый день рассказывает нам о бедственном положении учителей и врачей, переполненных классах и шприцах в школьных туалетах? Все это так, однако нет правил без исключений. Умные, ловкие и настойчивые родители способны отыскать среди окрестных заведений такое, где за смешные (по сравнению с частными школами) деньги у их ребенка будет и психологический комфорт, и продвинутая учебная программа с авторскими методиками, и приличный ремонт в классе.

Советует Александр Гаврилов, руководитель прессслужбы Департамента образования Москвы: <Если ваш ребенок идет в государственную школу, то одним из основных критериев выбора должна быть ее близость к дому. Еще один немаловажный момент - личность будущего учителя первоклассников, ведь от него во многом зависит дальнейшее отношение вашего ребенка к школе и учебе. Пообщайтесь с родителями учеников, узнайте, что им нравится, а что - нет в выбранном вами учебном заведении>.

Государственные школы условно можно разделить на: 

1 <обычные>, т. е. средние школы, работающие по общеобразовательной программе, с одним иностранным языком. Однако среди тех, которые продолжают называться <средняя школа>, есть немало таких, которые предлагают, например, иностранный язык не с пятого, а со второго класса, информатику - с первого, а за дополнительную плату - факультативные занятия, оздоровительные процедуры, разнообразные экскурсии. Поэтому за неброской табличкой <средняя школа> может скрываться как действительно <средняя> по качеству полученных знаний, так и отличная школа, слава о которой идет по всему району;

2 специализированные, в которых те или иные дисциплины преподаются в увеличенном объеме. Обычно такие школы ориентированы на подготовку детей в вуз, причем зачастую многие из них сотрудничают с теми или иными институтами, что обеспечивает ученикам более выгодные условия поступления. Как правило, углубленные дисциплины - это иностранные языки, историко-филологические предметы (русский язык, литература, иностранный язык, история), физико-математические, естественные (биология, физика, химия);

3 прогимназии (1-4), гимназии (5-11), лицеи (8-11). В них обычно дается обязательная программа плюс дополнительные дисциплины. Гимназии, как правило, имеют гуманитарную направленность, лицеи обычно работают в сотрудничестве с вузами. У школы, которая находится недалеко от вашего дома и является по своему статусу государственной, немало плюсов:

+ ваш ребенок не будет вставать ни свет ни заря и спать в машине, стоящей в пробках. В идеале, дорога до школы должна занимать не более 20-30 минут;

+ территориальная близость позволит вашему чаду общаться со школьными товарищами и после занятий, завязать с ними настоящую дружбу - ведь детей не будут развозить по разным концам Москвы;

+ сэкономленные средства вы сможете потратить на дополнительное образование. Причем в этом случае оно имеет шанс оказаться на порядок выше и качественнее, чем <стандартный набор> в самой элитной школе, т. к. ваши траты будут целевыми. У вас будет возможность самим выбрать лучшие курсы, центры, студии, секции, а также пригласить любых преподавателей на дом;

+ в конце концов, вам не придется опасаться того, что, если ваша семья временно станет неплатежеспособной, вас <попросят> из школы на улицу.

C чего стоит начать, выбирая государственное учебное заведение? Один из самых рациональных способов поиска официальный, через Управление образования. В каждой префектуре - несколько кураторов по школам, которые знают по вверенным им районам все! Где выше поступаемость в вузы, где сильные начальные классы, ученики каких школ чаще побеждают на олимпиадах, куда недавно пришел молодой и энергичный директор, а где наблюдается легкое запустение после былой славы. Причем кураторы - люди занятые, как и мы с вами, поэтому большинство вопросов удается к обоюдному удобству решить по телефону. Где найти координаты этих полезных специалистов? Оседлайте <Яндекс>!

А еще весной в округах работают комиссии, которые помогают решить спорные вопросы, связанные с приемом в школу. Но лучше, конечно, договориться с администрацией учебного заведения полюбовно. Самым оптимальным вариантом будет сочетание двух факторов. Во-первых, это умение убедить директора, что в лице вашего ребенка он приобретет ценного ученика, который станет гордостью школы. Расскажите о способностях сына или дочки, принесите с собой объективные свидетельства их успехов: например, творческие работы, фотографии со спортивных соревнований и концертов. Хотя бы просто перечислите, где и чем вы уже занимаетесь, упомяните о посещенных вами музеях и спектаклях, расскажите про увлечения ребенка. Не бойтесь показаться нескромным родителем: как говорят психологи, источник забывается - информация остается. Если директор или завуч не заинтересуется вашими достижениями - это плохой знак. В такую школу лучше не идти. По-настоящему сильные учебные заведения сами стремятся набрать умных, развитых детишек.

Ну и, конечно, спонсорский взнос - без этого теперь никуда. Насторожитесь, если вам называют его в твердой сумме. Это значит, администрацию не волнует ничего, кроме денег. Но, как правило, родителям задается вопрос, чем они сами могли бы помочь школе (иногда - в <натуральной> форме). Дифференцированный подход справедливее и удобнее. Причем чем выше заинтересованность педагогов в вашем ребенке, тем ниже финансовый ценз. Вообще же эта разовая сумма примерно равна той, которую в частной школе вы бы платили ежемесячно.

ПЯТНАДЦАТЬ КРИТЕРИЕВ ПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА ШКОЛЫ

Когда все метания остались позади, не всегда удается безошибочно понять, правильно ли была выбрана школа? Советует Анна Барыбина, консультант психолого-педагогического центра <Летиция> при гимназии № 45 Москвы.

Критерии верного выбора школы для первоклассника:

1 Ребенок хорошо себя чувствует, у него отсутствуют резкие перепады настроения, нервные срывы и истерики <на школьную тему>.

2 Домашнее задание занимает не более 1-1,5 часа в будние дни; у ребенка ежедневно остается время для гуляния и занятий любимым делом.

3 Сын или дочка охотно рассказывает о школе, принимает участие в дополнительных мероприятиях.

4 Когда ваш школьник рассказывает дома о поступках педагога, вы часто соглашаетесь с учителем.

5 Отсутствует ярко выраженный <предконтрольный> страх или боязнь плохой оценки.

6 Заметны позитивные изменения в поведении ребенка: например, речь стала более грамотной, появились новые слова; ребенок начал задавать более сложные вопросы, чем раньше; ребенок чаще высказывает свое мнение и способен аргументировать свою точку зрения.

7 Ребенок время от времени обращается к дополнительным материалам по предмету, кроме учебника.

8 Ребенок регулярно фиксирует домашнее задание: может объяснить, что именно задано, в каком объеме.

9 У ребенка появились друзья среди одноклассников: они с удовольствием созваниваются, ходят в гости, обмениваются игрушками или кассетами. Конфликты либо решаются детьми самостоятельно, либо ребенок советуется с кем-то из взрослых, не утаивая проблемы.

10 Классный руководитель доступен и готов информировать вас о ходе учебы вашего сына или дочери. Вы своевременно узнаете о школьных мероприятиях, особенностях учебного плана, необходимых пособиях и т. п.

11 В школе отсутствует <текучесть> кадров.

12 Количество детей в классе таково, что ребенок в состоянии услышать и записать большую часть того, что дается на уроке; его регулярно спрашивают или вызывают к доске.

Вы сменили школу или перешли из начального звена в среднее? Добавьте к перечисленным критериям эти:

1 В течение первого месяца учебы ребенок выучил имена и отчества учителей, а также - план школы (знает, где находятся классы, туалеты, столовая, спортзал и т. д.).

2 Учеба требует от ребенка таких же усилий, как и в предыдущей школе, или больших (уровень обучения не снизился). Возможно незначительное снижение успеваемости, что не является тревожным симптомом в случае, если требования в новой школе выше.

3 У ребенка появился особый интерес к ряду предметов, но при этом у него нет явно <нелюбимых>.

А может, в частную?

Многие родители изначально ориентированы на негосударственную школу, что избавляет их от нервотрепки (возьмут - не возьмут?) и подчас унизительных вступительных тестов, по результатам которых вашего ребенка могут признать <второсортным>.

В частной школе зачастую ориентация не только на объем знаний, но и на сохранение здоровья ребенка. Поэтому вы можете предъявлять повышенные требования (индивидуальное меню, особый подход к ребенку и т. д.).

Галина Гринь, завуч начальной школы Европейской гимназии и практический психолог, советует: <Когда вы решите заняться выбором школы для своего ребенка, постарайтесь уделить каждому варианту максимум времени. Очень часто родители, впопыхах обегав десятки школ, выбирают не самый подходящий, как потом оказывается, вариант. Чтобы не пришлось малышу снова испытывать стресс нового коллектива и новых правил, постарайтесь подробно расспросить обо всем важном для вас и вашего ребенка>.

Примерный набор услуг в хорошей негосударственной школе - это:

+ преподавание разнообразных дисциплин, предоставление возможности выбора и обучения по индивидуальной программе;

+ обучение сразу нескольким иностранным языкам;

+ наличие в программе предметов, предназначенных для эстетического развития учащихся, - музыка, танцы, художественное мастерство;

+ трансфер от дома до школы и обратно;

+ экскурсии, поездки за границу, организация досуга и отдыха в каникулы;

+ особая программа занятий спортом - специализированные секции, бассейн, верховая езда, восточные единоборства, лечебная физкультура в оборудованных соответствующим образом помещениях;

+ предоставление современного оборудования для обучения - компьютеров, видеомагнитофонов и т. д.;

+ специальное питание с меню по сезону;

+ охрана, видеонаблюдение, магнитные пропуска.

Кроме того, у хорошей частной школы должен быть свой <конек>. Так, научный руководитель Ломоносовской школы, доктор педагогических наук Марат Зиганов считает важной частью учебного плана, помимо традиционных школьных дисциплин, специальные занятия по развитию памяти, внимания и мышления (предмет <Интеллект>).

Осмотрите саму школу. В частности, обратите внимание на наличие закрытого, <зимнего> спортивного зала в случае его отсутствия вашего ребенка будут водить на физкультуру куда-то еще, что может отрицательно сказаться на эффективности занятий и здоровье ребенка в целом.

Ну и, конечно, обязательно попросите администрацию показать вам лицензию. Посмотрите, каков срок ее действия - обычно хорошие школы заранее заботятся о ее продлении. Кроме того, важно наличие аккредитации, без которой вашему ребенку не дадут аттестат государственного образца, а следовательно, он не сможет поступать в государственный вуз. Желательно познакомиться с преподавательским составом - родители, которые платят школе за обучение, вправе рассчитывать на то, что их детей будут учить высококвалифицированные учителя, в том числе с учеными степенями.

Минимальная оплата обучения в негосударственной школе в Москве составляет не менее 300-500 долл. ежемесячно (причем это стоимость базового пакета услуг). Александр Гаврилов из Департамента образования Москвы обращает внимание родителей: <При заключении договора со школой не забудьте внимательно его прочитать. В частности, немаловажным является вопрос о том, может ли измениться оплата в течение года. Как правило, в договоре оговаривается, в течение какого срока действительны указанные в нем суммы>.

Однако обучение в частной школе может иметь и определенные издержки: дети зачастую, глядя на небедных родителей, перенимают у них манеру общения с учителем как с обслуживающем персоналом, что неизбежно сказывается и на качестве обучения, и на атмосфере в классе.

Кроме того, многие родители заблуждаются, считая, что их ребенок будет избавлен от общества <испорченных>, <плохих> детей, которые учатся в дворовой школе. Увы, многие дети из обеспеченных семей плохо воспитаны и очень избалованы, и их общество бывает не намного лучше совместного обучения с детьми из так называемых неблагополучных семей. Кроме того, поскольку в платные школы обычно берут всех, одаренные дети часто учатся вместе с отстающими и проблемными.

Ксения Кнорре, Вера Селезнева
Поделиться:
 

Возврат к списку