Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Как договориться с соотечественником Каупервуда

По проведения встречи с американскими партнерами следует тщательно изучить предмет переговоров, собрать полную информацию о вашем партнере, знать, в какой степени государственные органы США оказывают влияние на предстоящий вам диалог. И, кроме того, тщательно подготовить документы, удостоверяющие легитимность вашего бизнеса и вашу высокую квалификацию в данной области. Американцам нравится чужая деловая хватка, поэтому демонстрация вами полного владения предметом быстрее расположит их к вам. В этике ведения деловых переговоров существует понятие <холодный запуск>. Так происходит, когда наши бизнесмены начинают переговоры, не владея в полном объеме информацией и надеясь на авось или более сильного партнера. Американцы это быстро понимают и начинают испытывать к партнеру что-то близкое к презрению.

Готовность номер один

Американцы - чрезвычайно прагматичные люди. Для них не важны личные отношения с партнером. Главное - это выиграть, добиться своей цели и получить выгодный результат. Из установки <время - деньги> вытекает особое нетерпение американцев при обсуждении условий сделки: они всегда озабочены тем, какова будет прибыль в краткосрочной перспективе. Вероятно, такой напор вызван стремлением быстрее достичь результата в свою пользу, но отечественные бизнесмены и теоретики ведения переговоров склонны считать, что он продиктован невежливостью и презрительным отношением к русским.

Для переговоров с американцами лучше выбирать нейтральную территорию - например, арендовать специальный офис

<Американцы ведут себя в нашей стране, как короли, берут нахрапом, переговоры часто ведут в наглой манере, - объясняет профессор Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Владимир Кулешов.

- Сидят, вальяжно развалившись, сняв пиджак и повесив его на спинку стула, говорят пренебрежительно. И если вы будете их бояться, не поставите сразу на место и не одернете, естественно, цивилизованным образом, то моральный перевес в ведении переговоров будет не на вашей стороне:>

Многие руководители американских корпораций недовольны регулирующей функцией государства по отношению к бизнесу. Даже у себя в стране они считают, что федеральные и местные власти имеют слишком большое влияние на частных предпринимателей. К примеру, ряд сделок между российскими и американскими фирмами был заблокирован федеральным правительством США, т. к. Агентство национальной безопасности сочло, что в результате этих сделок страдает безопасность Соединенных Штатов (американские технологии могут попасть в руки российской стороны). Но еще больше американских переговорщиков раздражает присутствие за столом представителей чужого государства...

Как убедить американцев, что вы законопослушный бизнесмен и ведете легальный и открытый бизнес? <С помощью бумаг, - считает профессор Кулешов. - К сожалению, мы сами убедили американцев в том, что у нас нет легитимного правового пространства. Они считают, что у всех нас, так или иначе, есть контакты с мафией. Для них это неистребимый стереотип российского бизнеса. Поэтому очень важно продемонстрировать американцу вашу открытость, личные и деловые качества с помощью удостоверяющих документов (сертификатов продукции, дипломов, лицензий). Коль скоро вы их тщательно подготовите и умело продемонстрируете, то доверия к вам будет намного больше>.

будет намного больше>. Роль юристов в общественной и деловой жизни США трудно переоценить. Там принято привлекать на самых ранних этапах сделки адвоката, который должен быть осведомлен о положении дел в данном секторе и об особенностях местного законодательства. Нигде в мире адвокатские услуги не ценятся столь высоко. Так что с самого начала нужно иметь в виду, что придется потратиться: без адвокатов с двух сторон американцы за стол переговоров не сядут. Лучше с самого начала осведомиться о стоимости этих услуг, чтобы потом сумма не стала неприятной неожиданностью.

Плохой хороший английский

Следующим не менее важным моментом в ведении переговоров с американскими бизнесменами является перевод. Он может осуществляться в двух режимах: синхронном или последовательном.

<К сожалению, немногие российские бизнесмены владеют английским в рабочем объеме, - делится Владимир Кулешов. - Если вы берете переводчика, то синхронный перевод в любом случае лучше. Но тут важно помнить, что при переговорах с американцами он должен быть насыщен глаголами, а не канцеляризмами. Канцелярщину американцы не любят. Их речь очень живая. И если вы привыкли выражаться фразами вроде <в целях достижения> вместо сжатых и простых глаголов: <мы хотим>, <мы сделали>, то тем самым будете вызывать у них раздражение>.

Синхронный перевод считается более дорогим, но он того стоит. Ведь у вас есть возможность смотреть на собеседника, изучать нюансы выражения его лица, следить за жестами и телодвижениями. К примеру, самый распространенный жест американцев, когда им нужно указать на себя, это прикладывание указательного или большого пальца или всей ладони к груди в области сердца. Кроме того, во время синхронного перевода у вас есть фора, чтобы быстрее обдумать все плюсы и минусы предложения.

Что касается последовательного перевода, то его суть заключается в том, что переводчик выслушивает реплику говорящего и после этого резюмирует ее на вашем языке. По мнению профессора Кулешова, <при последовательном переводе речь нужно излагать так, чтобы в нее вмещалось семь ритмичных тактов. После этого следует делать перерыв. Все, что сказано свыше семи тактов, американцы не улавливают. А, как правило, наши бизнесмены этого не знают и выдают длинные фразы. В результате получаются искажения, и переговорщики перестают понимать друг друга, теряя нить разговора:>

КОГДА РАЗУМНЕЕ ВСЕГО ЗАВЕРШИТЬ ПЕРЕГОВОРЫ С АМЕРИКАНЦАМИ:

1. Приемлемое решение подписано обеими сторонами, исчерпаны все реальные варианты для договора, достигнуты все цели переговоров.

2. Переговоры закончены, и сделка заключена, вам остается только проанализировать ход переговоров. Это необходимо сделать, чтобы следующие переговоры были еще успешнее и у вас не осталось ни тени сомнения в себе и ни одного повода для упрека самого себя и ваших подчиненных.

Российским бизнесменам также важно помнить, что нельзя нанимать общего переводчика для обеих сторон, их должно быть два. Кроме того, до начала ведения переговоров следует тщательно проверить профессиональные качества переводчиков и ввести их в курс дела.

Конечно, идеальный случай, когда российский бизнесмен прекрасно владеет английским языком и переводчик нужен ему только для подстраховки. В этом случае учтите, что американцы иногда позволяют себе использовать r сленговые или жаргонные словечки, т. к. их речь очень живая. Но вам не стоит уподобляться им, потому что это вызовет непонимание и легкое раздражение.

Американцы уверены: время - деньги, поэтому вечером после переговоров они уже могут сесть на самолет и отбыть на родину. Относитесь к этому позитивно: вам не придется продумывать для них культурную программу

<Американцы намного больше ценят бизнесмена, говорящего на безупречном английском, - считает Владимир Кулешов. - Это придает россиянину лоск: плечи расправляются, осанка становится гордой и независимой, в глазах появляется чувство уверенности, а то и превосходства. Дело в том, что в глубине души каждого американца есть комплекс собственной неполноценности, вызванный тем, что их нация говорит на искаженном, плохом английском>.

Комфорт за столом

К сожалению, наши бизнесмены уделяют недостаточно внимания выбору места для ведения переговоров. Специалисты по этикету предлагают выбирать нейтральную территорию - например, арендовать специальный офис. Это больше ценится американскими партнерами, чем переговоры в вашем родном офисе, которому они не склонны доверять. И уж тем более отпадает вариант с приглашением партнеров домой, даже после благоприятного окончания переговоров.

<Для американцев, - делится своими впечатлениями профессор Кулешов, - привычный режим: прилететь в Москву в шесть вечера, к девяти закончить переговоры и в десять вечера улететь обратно. Они делают это так же спокойно, как мы ездим на автобусах. Поэтому не задумывайтесь о развлекательной программе для партнера. Провели переговоры и отправляйте его обратно. А вот если вас связывают приятельские отношения, то тут уж, конечно, можно пригласить его хоть в баню. Американцы здорово меняются, узнав русских ближе:>

Процесс размещения собеседников за столом тоже не стоит пускать на самотек, иначе может возникнуть слишком много ненужной суеты. Российскому бизнесмену следует сесть рядом с человеком, с которым ему предстоит консультироваться во время встречи. И напротив того, кто будет уполномочен говорить от лица ваших партнеров, чтобы обеспечить прямой зрительный контакт. Если во время ведения переговоров вы будете прибегать к помощи консультантов, которые не сидят за столом переговоров, продумайте, кто должен стоять за дверью комнаты переговоров. Это должен быть расторопный и не отвлекающий внимание своими внешними данными человек. При рассадке учтите угол падения солнечных лучей, особенно в летнее время.

Желательно, чтобы в помещении была хорошая звукоизоляция и собеседники отлично слышали друг друга. Не стоит рассчитывать на продолжение переговоров в ресторане или кафе. В столь неформальном месте можно обсуждать только какие-то незначительные детали сделки.

Если во время переговоров кроме документов вы используете наглядный материал, помните о чувстве меры. <Сейчас при ведении переговоров, рассказывает Владимир Кулешов, часто пользуются системой электронной презентации PowerPoint. Увы, мало кто знает, что человеческий мозг воспринимает не более пяти слайдов, а наши бизнесмены не могут остановиться даже на двадцати. В результате в голове у бедного американца, который любит предельную ясность, все окончательно запутывается>.

Одеваться на переговоры нужно таким образом, чтобы не отвлекать своей одеждой внимания партнеров. Деловой дресс-код в США можно назвать консервативно-классическим. Оптимальный вариант - темно-синий или темно-серый костюм, черные ботинки, темные носки для мужчин. Строгий костюм, состоящий из юбки и пиджака, и темные туфли для женщин. Неожиданных сочетаний цветов лучше избегать. Вопреки распространенному мнению, американцы не придут в восторг от кричащей безвкусицы гардероба партнера. Российским бизнесменам стоит помнить, что они никогда не смогут создать деловую обстановку во время переговоров, если наденут на шею золотую цепочку, кричаще-яркий галстук, открытую сорочку без галстука. Да, американцы могут явиться на переговоры в пиджаке и джинсах с кроссовками. Но они оценят, если вы придете на переговоры одетый <с иголочки> и не придадите значения внешнему виду партнера. Такая ситуация даст вам дополнительное преимущество

Если вы решите устроить ланч во время перерыва или после переговоров, то не беспокойтесь о дорогой ресторанной сервировке блюд. Американцы в отличие от чопорных европейцев этого не оценят. Даже на переговорах самого высокого уровня у них подаются фастфудовские сэндвичи и напитки в пластиковых стаканчиках.

Не забудьте, что завершение переговоров - особое искусство. Они завершаются в тот момент, когда обе стороны пришли к соглашению по достаточному количеству пунктов и могут переходить к реализации достигнутых соглашений. Чтобы получить защищенный законом контракт, вам нужно достичь соглашения минимум по четырем пунктам: что вы получите; сколько вы платите за то, что получаете; в течение какого срока действителен ваш контракт; кто участвует в контракте. Не затягивайте время окончания переговоров. Заканчивайте их при первой же возможности.

СЕМЬ ПРАВИЛ ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ С АМЕРИКАНЦАМИ

Михаил СЕЛЕЗНЕВ,
директор Департамента корреспондентских отношений
КБ "ЮНИАСТРУМ БАНК"

Всем известная истина - большинство деловых контактов в наше время начинаются с телефонного звонка. И не только начинаются. Если вы, например, занимаетесь установлением корреспондентских отношений с иностранными банками, планируете заключить какой-либо договор, то может получиться так, что вы ни разу и не встретитесь с партнером <вживую>.

Телефон, электронная почта, официальная переписка - все это часто заменяет стол переговоров. Но начинается все с телефона! Я уверен в том, что значительная доля успеха в налаживании деловых контактов заключается в первом же телефонном звонке. Поговорим сегодня о том, как обезопасить себя от очевидных <проколов> в телефонном общении с американцами.

1 Конечно, нужно знать английский на хорошем уровне. Я не имею в виду способность читать Чосера и Хемингуэя в подлиннике (хотя это тоже не возбраняется). Важнее всего в телефонных переговорах - это умение связно говорить, слушать своего собеседника и четко улавливать смысл того, что вам говорят. Необходимо знание специальной лексики и вариантов английских эквивалентов русских терминов. Так, желая сказать слово <банкнота>, англичанин скажет , а американец - .

2 Не бойтесь говорить сами! Если вы только начинаете <выходить на международный рынок>, не ленитесь поначалу конспектировать то, что собираетесь сказать, отработайте произношение. Это позволит довольно быстро преодолеть пресловутый языковой барьер.

3 Даже если вы давно занимаетесь переговорами с американскими партнерами, помните простое правило: говорите четко и грамматически правильно. И вас поймут! Приведу пример из своей практики. Мне много лет подряд доводилось общаться с банками, находящимися в Нью-Йорке, и волей-неволей я усвоил их сленг и отчасти произношение. Этот <языковой пакет> вполне годился для переговоров с американцами из всей Новой Англии (штаты, расположенные вдоль Атлантического побережья), но когда я впервые договаривался об обмене документами с одним банком из Огайо, то мне первое время казалось, что меня разыгрывают! У здешних уроженцев совершенно другие темп речи и говор. Более того, мне приходилось повторять почти все по два раза, чтобы донести до собеседника свою мысль. В общем, Queen English - он универсален.

4 Если вы впервые звоните в типичный американский банк, наберитесь терпения. Как правило, в открытом доступе один номер телефона, и вас будут долго соединять то с одним отделом, то с другим, пока, наконец, вы не найдете конкретного человека, способного решить ваш вопрос.

5 Учитывайте национальную специфику собеседника. Не забудьте поздравить с наступающим Днем Вашингтона или Днем Независимости. Американец, конечно, не будет глубоко растроган, но отдаст должное вашей осведомленности.

6 Прощупывайте почву, <подружитесь> с партнером. Многие вопросы решаются долго, американские банки, особенно крупные, очень бюрократизированы. Важный момент - не исчезайте из поля зрения. Звоните снова и снова, попутно обсуждая какие-либо отвлеченные темы.

7 В общении с американцами, как и со всеми остальными людьми, будьте пунктуальны, обязательны, вежливы. И вы обязательно добьетесь своего!

Елена Карчевская
Поделиться:
 

Возврат к списку